Не забывайте о Боге!

Словарь Имен и Терминов

Термины на букву А

Абхаса - отражение, подобие.

Абхая (абхайа) - бесстрашный.

Абхеда-вритти - прямое толкование Писаний.

Абхидха-вритти - прямое толкование священных писаний.

Абхидхея (абхидхейа) - одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, - значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики(садхана-бхакти).

Абхинивеша - глубокая привязанность к материальному; страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.

Абхишека - церемония омовения Божества, или другого священного предмета поклонения йогуртом, молоком и водой.

Авадхута - святой высочайшего уровня, личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и условностей.

Аватара (аватара) — воплощение Верховного Господа на какой-либо планете материального мира.

Авиакта - непроявленное состояние творения.

Авидья (авидйа) — невежество; иллюзорная энергии Верховного Господа. непонимание, невежество, отсутствие истинного видения своего положения как слуги Шри Кришны; иллюзорная энергия Бхагавана (майа).

Авидья-шакти (авидйа-шакти) - Сила Господа, вводящая в неведение, то же, что и майа.

Агниполубог огня, элемент огня

Агнихотра — огненное жертвоприношение, рекомендованное в Ведах.

Агьяната (агйаната) - невежество, незнание.

Агьята-сукрити (аджната-сукрити) - благочестивые поступки, совершенные неосознанно.

Адбхута-аударья (адбхута-аударйа) - необычайное великодушие.

Адбхута-ваданья (адбхута-ваданйа) - необычайная щедрость.

Адбхута-карунья (адбхута-карунйа) - необычайное милосердие.

Адвайта - "недвойственность": 1) качество Всевышнего Господа, означающее , что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде Своего частичного проявления Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майавади) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.

Адвайта Ачарья (Адвайта Ачарйа) - один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как Маха-Вишну.

Аджа - имя Всевышнего Господа, означающее "нерожденный".

Аджамила - брахман, ставший величайшим грешником из-за связи с проституткой и спасенный от посланников Ямараджа благодаря неосознанному произнесению Святого Имени Господа Нараяны. История Аджамилы описана в Шестой Песне "Шримад-Бхагаватам", и часто приводится гаудийа-вайшнавскими учителями как пример намабхасы.

Аджнана - незнание, невежество.

Ади-Гуру - Изначальный Гуру, Бхагаван; является изначальным Гуру всех духовных учителей в ученической преемственности.

Ади-дева -- Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов (см. "Шримад Бхагавад-гита", 4.11).

Ади-Пуруша - Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.

Ади-раса - изначальная, чистая, неоскверненная материей раса, существующая в духовном мире.

Адхарма - неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.

Адхидайвика-клеша - страдания от стихийных бедствий, которые вызываются богами. Этот, и два нижеследующих - это три вида страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

Адхибхаутика-клеша - страдания, причиняемые другими живыми существами; одно из трех видов страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

Адхирудха - супружеская любовь, которую являют гопи Враджа.Dысочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури.

Адхьятмика-клеша (адхйатмика-клеша) - страдания, причиняемые собственными умом и телом.

Адхокшаджа - одно из Имен Господа, означающее "Тот, Кого невозможно постигнуть материальными чувствами"; запредельный, трансцендентный.

Айшварья (аишварйа) - величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета и преклонения величественный аспект Господа, олицетворением которого является Шри Нараяна Вайкунтха-дхамы (в противоположность мадхурье); каждое из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.

Акама - тот, у кого нет материальных желаний.

Акарма — «бездействие», или деятельность преданного, который занят служением Господу, не влекущая за собой кармических последствий.

Акрура - дядя Господа Кришны.

Акхила-расамрита-мурттих - Шри Кришна, Личность и олицетворение всего многообразного блаженства расы; Первопричина, Основа и Жизнь всего.

Акшая тритья (акшайа-тритйа) - начало Трета-юги и Чандана Ятры. В этот день был создан ячмень - один из необходимых элементов для жертвоприношений.

Амала-бхаджана - чистое служение Бхагавану.

Амала-кришна-бхаджан - чистое преданное служение Шри Кришне.

Аманина манадена - наставление, оставленное Шри Чайтаньей Махапрабху в Его "Шикшаштаке": "не требуй почестей для себя, но сам почитай каждого" ("Шикшаштака", 3).

Амара - бессмертие.

Амбариша Махараджа (Амбарйша Махараджа) — великий царь и великий преданный Господа, который практиковал все девять форм преданного служения. История жизни Махараджи Амбариши рассказана в Девятой песни «Шримад-Бхагаватам».

Амнаях (амнайах) - ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности.

Амрита - "нектар бессмертия", полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.

Амша - часть, или распространение Шри Кришны.

Амша-аватара - частичная, неполная аватара.

Ананда— духовное блаженство.Блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа. См. также сат-чит-ананда.

Ананья-бхакти (ананйа-бхакти) - чистая бхакти, не смешанная ни с какими другими желаниями.

Ананта - безграничный,бесконечный. 1) распространение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу притяжения; 2) имя Господа Баларамы.

Анартха - “бесполезное, нежелательное”; внутренние препятствия в сердце к обретению Парамартхи, высшего богатства. Берут начало в ложных представлениях о себе, Господе, о цели, пути, и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а)жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б)апарадхам; в)к заболеваниям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т.п.

Анартха-нивритти - четвертая стадия развития бхакти-латы: избавление от анартх, их уничтожение. Объяснение этого можно найти в книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура "Мадхурья-кадамбини".

Анатма - то, что не является душой; инертная материя.

Анга - каждое из девяти составляющих преданного служения, таких как слушание и воспевание.

Ангира - один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой.

Аниманам - ничтожно малый.

Анируддха - четвертое проявление Господа в Его четвертичном распространении на Вайкунтхе(см. Чатур-вьюха).

Анна-прашана - ведическая церемония, на которой ребенку впервые предлагают блюда, приготовленные из злаков.

Антаранга-шакти - вечная энергия Кришны (см."Шримад Бхагавад-гита", 7.5)

Антарьями (антарйами) - аспект Всевышнего Господа. Находится только в сердце чистого Преданного - там же, где находится и Вриндаван. Антарьями - это Сам Кришна, тогда как Параматма - лишь частичное Его проявление.

Анубхава - одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав.

Анумана - индуктивное знание. Индукция - способ рассуждения от частотных фактов, положений к общим выводам; противоположность дедукции. Одна из трех основных праман.

Анугатья - следовать по стопам, быть последователем, покорность, верность.

Ану-чайтанья (ану-чаитанйа) - ограниченное сознание дживы.

Апаварга - освобождение.

Апапа-виддха - чистый и неоскверненный; тот, кого не может коснуться грех.

Апара - не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.

Апана-даша - стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей.

Апара-вичара - поверхностное суждение, относительная точка зрения.

Апарадха - оскорбление. Есть 64 сева-апарадх, 10 нама-апарадх.

Апара-пракрити - низшая, внешняя энергия Господа, майа-шакти.

Апратипатти - безразличие, или отсутствие вкуса ко всему духовному - например, отсутствие желания совершать служение.

Апа-сампрадая (апа-сампрадайа) - религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.

Апаурушея (апаурушейа) - "не-" или "сверхчеловеческое" - то, что поведано не материальной личностью; слова, сказанные Верховным Господом.

Аравиндакша - имя Всевышнего Господа, означающее "лотосоокий".

Арадхана - поклонение, служение; поклонение Шри Шри Радхе-Говинде в медитации гаятри мантрой; служение, которое воздает Шри Кришне Шримати Радхарани.

Арадхйо Бхагаван - поклоняемый Бхагаван.

Арати - церемония поклонения Господу, в ходе которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония. Центральный элемент храмового богослужения.

Араньяки (аранйаки)- ведические писания, часть шрути (одного из двух главных разделов Вед). Предназначались для лесных отшельников (ванапрастха) и готовили человека к полному отречению от мира (санньяса).

Арджуна - третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, находящийся с Господом в сакхья-расе, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.

Ароха - восходящий процесс познания.

Артха - "выгода", "польза", "богатство"; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Вторая из четырех из целей в системе варнашрамы.

Арупа-лая (арупа-лайа) - уничтожение самого ума.

Арчана (арчанй) — один из видов преданного служения, поклонение Божеству в храме.

Арчана-видхи - правила и предписания, которые необходимо соблюдать в процессе арчаны.

Арча-виграха — образ Бога, проявленный через посредство материальных элементов, как например на картине или в извая нии в храме. В этом образе Господь принимает служение от Своих преданных.Форма Господа, Которой поклоняются в храме.

Арчи - супруга Притху Махараджа, полное распространение Лакшми Деви (см. Четвертую песнь "Шримад-Бхагаватам").

Арий (арйан) — последователь ведической культуры; тот, целью жизни которого явлиется духовное совершенствование."благородный"; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.

Асакти - "привязанность"; непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его чистым преданным, шестая ступень развития растения бхакти (бхакта-латы), следующая за вкусом (ручи) и предшествующая появлению бхавы.

Асамаурдха - Верховный Господь, Которого никто не может превзойти или сравниться с Ним по величию.

Асана — поза в практике йоги; положение сидя; поза, положение тела, третья ступень йоги - тренировка тела.

Асмита - ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое".

Асур (асура) — демон-атеист, закоренелый материалист.противоположность божественному человеку, демон, атеист: закоренелый материалист.

Аскеза - добровольное принятие на себя трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Господа или Его посланника, Шри Гуру.

Атма (атмй) — в зависимости от контекста, тело, ум или душа; божественная сущность человека, буквальное значение - "я", но может относиться к телу, уму или душе.

Атма-ниведана - жертвенность, предание себя Господу или Его представителю, одно из девяти главных направлений преданного служения.

Атмарама

Атма-майа - внутренняя энергия Господа.

Атма-никшепа - полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне.

Атма-таттва - наука о природе души.

Атма-ха - убийца души.

Атьяхара (атйахара) - накопление излишних богатств.

Аудасинья (аудасинйа) - апатичное преданное служение, отсутствие твердой решимости в садхане.

Аударья-Лила (аударйа-лила) - одна из лил Господа Кришны, где Он являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху.

Аулы - одно из тринадцати ложных учений, объявляющих себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязанных к материальным действиям.

АУМ (ОМ) - изначальный звук; выраженный звуком символ Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.

Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Бхагавана или Его чистых преданных.

Ахам мамети - восприятие себя материальным телом, основанное на ложных концепциях "я" и "мое".

Аханкара - "то, что создает "я""; "ложное эго", тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым материальным телом.

Ахам брахмасми (ахам брахмасми) — ведический афоризм, означающий «Я — чистая вечная душа».

Ахимса (ахимса)— непричинение вреда живому.

Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Господа или Его чистых преданных.

Ахлада - скрытая в дживах духовная энергия блаженства.

Ачала - неподвижный; гора (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.24).

Ачаман - очистительный обряд, в ходе которого человек выпивает несколько капель воды, повторяя имена Господа.

Ачарья (ачариа) — совершенный духовный учитель, который учит своим примером; истинный духовный учитель. Обычно титул "ачарья" дается особо возвышенным учителям.

Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) — доктрина «непостижимого тождества и отличия» Бога и живых существ (Его энергий).

Ачарьябхеда (ачарйабхеда) - см. Панчавидха-бхеда.

Ачарья-аватара - нисшествие ачарьи из духовного мира.

Ачарья-лила - божественные деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в роли ачарьи, когда Он приходит, чтобы раздавать прему всем живым существам.

Ачетанаа - лишенный сознания.

Ачинтья (ачинтйа) - "непостижимое", выходящее за пределы рассудка и воспринимаемое только через откровение.

Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учение “непостижимого одновременного тождества и отличия” Господа, живых существ и Его энергий. Один из основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху, подробно разработанный Его учениками и последователями, прежде всего - Госвами Вриндавана.

Ачит-джагат - лишенный сознания (чит) мир косной материи.

Ачьюта (Ачйута) - "непогрешимый", "непоколебимый", одно из имен Господа (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.25).

Аша - поклонение Шри Бхагавану в надежде исполнения материальных желаний. См. Поклонение.Аша-бандха - непоколебимая вера в благосклонность Господа.

Ашвамедха-ягья (ашвамедхайаджна)— жертвоприношение коня, описанное в Ведах.

Ашрамы (в ед.ч. ашрама) — этапы духовной жизни {см. также Брахмачарья, Ваиапрастха, Грихастха, Санньяса); ашрамом также называется место, где занимаются духовной практикой, или обитель, в которой живет гуру со своими учениками.

Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.

Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) - Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель.

Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - Шри Гуру как проявление Шримати Радхарани в этом мире.

Ашрая-таттва (ашрайа-татва) - вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы вступить в вечные игры Господа, джива должна обрести прибежище в преданном-рагануге в его особой расе.

Ашта-калья-лила (ашта-калйа-лила) - восемь вечных игр Шри Шри Радхи-Кришны во Врадже, сменяющие друг друга каждые три часа - предмет медитации возвышенных преданных, практикующих смарану.

Аштанга-йога (аштанга-йога) — восьмиступенчатая йога, основы которой заложены Патанджали. Синоним мистической и медитационной йоги.

Ашта-саттвика-бхава - восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство).

Ашта-сиддхи - восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.

Ашта-сакхи - восемь главных, любимых Шримати Радхарани гопи, глубоко преданных Ей и совершающих вечное любовное служение Шри Шри Радхе-Говинде: Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви, Судеви, Читра.

Ашта-сатвика-викара - восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, "гусиная кожа", пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач.

Аштоттара-шата (сто восемь) - титул духовного учителя (Шри Гурудева), указывающий на то, что он является шуддха-бхактой - чистым преданным Шри Бхагавана.

Ашубха - неблагоприятный, вредный.

Ашутоша - имя Господа Шивы, означающее "тот, кого легко удовлетворить".

Аюрведа (Айур-веда) - Ведическая наука о здоровье. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия.

Б

Бхакти-йога — метод восстановления отношений с Верховным Гос-подом посредством преданного служения Ему.

«Бхакти-расамрита-синдху» (Бхакти-расамрта-синдху) — произ-ведение Шрилы Руны Госвами, содержащее подробное описа¬ние всех аспектов бхакти-йоги.

Бхарата — знаменитый древний правитель, потомками которого были Пандавы.

Бхишма (Бхйшма) —самый старый и могущественный воин в бит¬ве на Курукшетре. Признается одним из двенадцати автори¬тетов в науке преданного служения Господу.

Бабаджи - живущий в отречении подвижник; пятый, высший ашрам.

Баддха-джива - зависимая, порабощенная майей душа, вынужденная претерпевать повторяющиеся рождения и смерти.

Баяса (байаса) - испытываемое преданным духовное чувство возраста в своем духовном теле на Голоке Вриндавана.

Баладева - первое полное проявление Господа. В аударье-лиле - Господь Нитьянанда. Изначальный духовный учитель.

Баладева Видьябхушана - великий вайшнавский святой, автор многих книг по вайшнавской философии ("Говинда-бхасья", и т.д.). Признается Гаудия-Ведантачарьей.

Бали Махарадж - царь демонов, ставший великим преданным, отдав все, что у него было Господу в Его воплощении Ваманадевы.

Балья (балйа) - Образ Кришны как ребенка.

Бамья-бхави (бамйа бхави) - настроение "либеральных" Гопи ("левого крыла"), держащихся свободно, в пышности и богатстве.

Басантхана (васантха) - испытываемое преданным духовное чувство присутствия, обитания на Голоке Вриндавана.

Бахиранга-шакти - внешняя энергия Господа, известная как маха-майа (см. "Шримад Бхагавад-гита", 7.4).

Биджа - "семя"; "корень"; "основа"; особый слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.

Билвамангал Тхакур (Билвамангала Тхакура) - великий преданный Господа, автор многих книг, самой знаменитой из которых является "Кришна-карнамрита".

Бимба - красный плод, растущий во Вриндаване.

Божественная Чета – Шри Шри Радха-Кришна, Всевышний Господь и Его наивысшая духовная сила блаженства.

Брахма - первое сотворенное существо во вселенной; одна из гуна-аватар Бхагавана, управляющая гуной страсти (раджо-гуной); силой, дарованной Шри Кришной, создающий все разнообразие материального мира. Принадлежит к джива-таттве, но иногда Сам Господь становится Брахмой. Брахма нашей вселенной известен как Вайраджа. У него четыре головы, восемь глаз и восемь рук. Он - великий бхакта Шри Кришны и изначальный Гуру (ади-гуру) Брахма-Мадхава-гаудия-сампрадайи. Полубог. Вторичный творец вселенной.

Брахма-бхута - состояние блаженства и умиротворенности, достигаемое при осознании Брахмана, когда личность черпает удовлетворение в самой себе.

Брахмавади - те, кто стремятся к осознанию Брахмана, преимущественно в Его безличном проявлении; имперсоналисты.

Брахма-гаятри -одна из мантр гаятри.

Брахма-джигьяса (брахма-джигйаса) - вопросы, связанные с природой Высшей Реальности.

Брахмаджьоти (брахмаджйоти) - духовное сияние божественного образа Шри Кришны - безличный Брахман, цель майявади или духовное сияние божественного образа Шри Кришны - безличный Брахман, цель майявади.

Брахмалока — высшая планета вселенной, на которой обитает по¬лубог Брахма.

Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая - сампрадая, берущая свое начало от Господа Брахмы, которому Шри Кришна поведал знание Вед. Сампрадая-ачарьи - Шри Чайтанья Махапрабху

Брахма-мухурта - благоприятное время (полтора часа до восхода солнца), особенно способствующее духовной практике.

Брахман - Абсолют; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана, сияние божественного образа Шри Кришны.

Брахмананда - блаженство соединения с Брахманом; в вайшнавской литературе утверждается, что в сравнении с великим океаном счастья према-бхакти, такое блаженство подобно лужице от копыта теленка.

Брахманда - сферообразная вселенная, созданная Брахмой.

Брахманы (в ед.ч. брахмана) - сословие ученых людей и священнослужителей; высший из четырех сословий в системе варнашрамы.

Брахманы (в ед.ч. брахмана) - класс священных текстов, входящих в состав четырех изначальных Вед, в которых дается детальное описание ведического ритуала, а так же мифологическое и эзотерическое истолкование ведических ритуалов. Главным образом, предназначены для брахманов.

Брахма-рандхра - отверстие на макушке, через которое достигший совершенства йог может покинуть свое тело, чтобы отправиться на любую планету по своему выбору.

“Брахма-самхита” - молитвы Господа Брахмы, обращенные к Всевышнему Господу, Говинде, в которых он описывает духовный мир и процесс сотворения материальной вселенной. "Брахма-самхита" состоит из ста глав, однако в настоящее время доступна лишь одна, пятая глава. Эта глава была найдена Шри Чайтаньей Махапрабху во время Его паломничества по Южной Индии. Величайшие ачарьи гаудия-вайшнавизма, такие как Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад написали комментарии на "Брахма-самхиту".

Брахмастра - разрушительное оружие, аналогичное ядерному, которое приводится в действие произнесением специальных мантр.

«Брахма-сутры» (в ед.ч. Брахма-сутра) — см\ «Веданта сутра».

Брахма-теджас - духовная мощь брахмана.

Брахмачари (брахмачарй)— ученик, изучающий духовную науку под руководством духовного учителя и хранящий безбрачие (брахмачарью). Ученик, живущий в ашраме Шри Гуру и соблюдающий обет целомудрия; носит одежду шафранового цвета.

Брахмачарья (брахмачарйа) - первый из четырех укладов жизни в системе варнашрамы

Брахма-шапа - проклятие брахмана. Считается, что такое проклятие обладает огромной силой.

"Брихан-нарадия-пурана" (брхан-нарадийа-пурана) - одна из Пуран, в которой содержится знаменитый стих, особо подчеркивающий значение воспевания Святого Имени Господа Шри Хари в эпоху Кали.

Брихаспати -- духовный учитель богов, божество планеты Юпитер.

Будда (Буддха) - лила-аватара Господа Кришны, Явившийся в начале Кали-юги; Шакьямуни-Будда, также известный как Сиддхарта Гаутама (624-544 гг. до н.э.), основатель современного буддизма.

Буддхи-йога - синоним бхакти-йоги (преданного служения Кришне), указывающий на то, что бхакти-йога подразумевает полное подчинение разума (буддхи) воле Всевышнего Господа.

Бхаваа - начальная ступень любви к Богу, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы. Ступень бхакти, на которой сущность внутренней силы Господа, состоящая из духовного знания и блаженства (вишуддха-саттвы), переносится в сердце преданного из сердца Вечного Спутника Шри Бханавана. Затем она смягчает сердце различными видами духовного вкуса. На видимом уровне бхава характеризуется проявлением различных признаков божественного экстаза.

Бхава-бхакти - спонтанное любовное служение Бхагавану, превосходящее служение по правилам и предписаниям; преданность на уровне бхавы.

Бхава-сева - стадия севы, совершаемая на уровне бхавы, наступающая после преодоления всех намапарадх; на этой стадии важнейшим становится внутреннее служение.

Бхаваушадхи - одно из имен Господа, которое означает "Тот, кто излечивает от болезни материального существования".

“Бхагавад-гита” - "Песнь Бога" (Бхагавана). Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть всего духовного знания и бхакти провозглашается высшим совершенством души. Составляет часть шестой книги “Махабхараты”, хотя издается и читается как самостоятельное произведение.

Бхагаван - Бесконечный, Изначальный, Нерожденный. Высший, личностный аспект Господа, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте. Тот, Кто безраздельно распоряжается всеми видами энергий. Он лично владеет всеми силами.

Бхагавата - все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом, и, в первую очередь, Его Преданный и “Шримад-Бхагаватам”.

Бхагавата-видхи - форма преданного служения, заключающаяся в служении чистому преданному и проповеди "Шримад-Бхагаватам".

Бхагавата-дхарма - вечная религия преданного служения Всевышнему Господу.

Бхагават-анушилана - "анушилана" означает "(постоянная) практика", "изучение" или "развитие". Когда указанные действия совершаются в преданном служении Господу, они называются бхагават-анушиланой.

Бхагавата-пурана - “Шримад-Бхагаватам”.

Бхагавата-саптаха - публичные чтения “Шримад-Бхагаватам”, проводимые за плату в течении семи дней профессиональными декламаторами.

Бхаджана - песня-молитва прославляющая Кришну или Его преданных.

Бхаджана - преданное служение, исполненное любви к Шри Кришне; в общераспространенном значении: духовная практика, особенно слушание, воспевание и созерцание Святого Имени, Образа, Качеств и Игр Шри Бхагавана; киртан.

Бхаджана-анга - составляющая бхаджаны: например, арчана.

Бхаджан-мала - см. джапа-мала.

"Бхаджана-дарпана" - комментарий Шрилы Бхактивиноды Тхакура на "Манах-шикшу" Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами.

Бхаджана-крия (бхаджана-крийа) - жизнь в служении Шри Кришне шраваной, киртаной и другими слагающими бхакти; третья стадия развития бхакти-латы.

Бхаджана-кутир - маленькое помещение, хижина, используемые для жилья и бхаджана вайшнавского подвижника.

"Бхаджана-рахасья" (бхаджана-рахасйа) - произведение Шрилы Бхактивинода Тхакура, в котором с помощью наставлений шастр, слов Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших спутников, а так же самого Бхактивиноды Тхакура дается краткий обзор ступеней бхакти.

Бхаджана-сиддхи - духовное совершенство, обретаемое в результате бхаджана.

Бхакта - преданный.

Бхакти - преданность; любовное преданное служение Всевышнему Господу.

Бхакти-абхаса - "тень бхакти"; нечистое преданное служение, с примесями желаний кармы, гйаны и йоги.

Бхактиведанта - великий преданный, в совершенстве осознавший суть и смысл всей веданты - бхакти, и сам следующий этим путем.

Бхактиведанта Свами Махарадж (1896-1977) - великий святой и проповедник Гаудия-вайшнавизма двадцатого столетия, широко распространивший и прочно утвердивший дхарму Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Ученик Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны (ISKCON). Почитается как шактьявеша-аватара Шри Нитьянанды Прабху.

Бхактивинод Тхакур (1838-1915) - величайший вайшнавский святой, богослов, философ и поэт. Во второй половине девятнадцатого века положил начало возрождению Гаудия-вайшнавизма. Отец и духовный наставник Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Автор многих книг, очерков, статей и песен, чрезвычайно высоко чтимых преданными, некоторые из которых опубликованы на нашем сайте.

Бхакти-деви - олицетворенная преданность; Шримати Радхарани.

Бхакти-йога - связь со Всевышним Господом посредством преданного служения Ему; метод, с помощью которого можно развить чистую любовь к Богу.

Бхакти Прамод Пури Дев-Госвами Махарадж - см. Пури Махарадж.

Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж - см. Шридхар Махарадж.

“Бхакти-расамрита-синдху” - произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее подробное описание всех аспектов бхакти-йоги.

Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур (1874- 1937) - Царственный Вайшнав, духовный учитель Бхакти Веданты Свами Махараджа, Шридхар Махараджа, Пури Махараджа. Широко распространил учение Шри Чайтаньи Махапрабху по всей Индии и создал основу для его распространения по всему миру. Основатель духовного движения Гаудия Матх(Миссия Гаудия), представляющего подлинную Шри Гаудия-сампрадаю. Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивинода Тхакура. Автор многих публикаций, представленных на этом сайте.

Бхакти-таттва - слово "таттва" указывает на истину, реальность или онтологическое начало. То, что относится к жизни в преданности.

Бхакти-шастры - Священные Писания, посвященные преданности Всевышнему Господу.

Бхарата - сын Махараджи Душьянты. Некогда правил планетой Земля, и с тех пор ее стали называть Бхарата-варшей. История жизни Махараджи Бхараты рассказана в Пятой песни “Шримад-Бхагаватам”.

Бхарата или Бхарата-варша - древнее название Индии.

Бхарати - см. Сарасвати.

Бхаума-Враджа-лила - Враджа-раса, совершающаяся в земном Вриндаване.

Бхая (бхайа) - поклонение Шри Бхагавану из страха. См. Поклонение.

Бхима - второй из братьев Пандавов, великий воин и преданный Шри Кришны.

Бхишма - самый могучий и старый воин из всех, участвовавших в битве на Курукшетре. Великий преданный Шри Кришны, один из двенадцати махаджанов.

Бхусурагана - земные боги, т.е. первоклассные брахманы ("бху" -земля; "сурагана" - боги).

Бхригу-муни - один из семи великих мудрецов, муни,сын Брахмы. История Бхригу-муни изложена в Десятой песни “Шримад-Бхагаватам”.

Бхритья (бхритйа) - слуги тела, т.е. органы чувств .

Бхога - пища, еще не предложенная Кришне; материальное чувственное наслаждение.

Бхоги - человек, занятый поиском наслаждения.

Бхога-вритти - склонность к собственному наслаждению и удовольствию .

Бхугарбха Госвами - вайшнавский святой, ученик Шрилы Гададхары Пандита. Близкий друг Шрилы Локханатха Даса Госвами. В Кришна-лиле: гопи по имени Према-манджари.

Бхукти - мирское чувственное наслаждение; цель материалистов.

Бхусурангана - "земные боги", лучшие среди брахманов.

Бхушана - украшения, используемые в арчане.

Брахма (Брахма) — первое сотворенное существо во вселенной, полубог, управляющий гуноЙ страсти; вторичный творец вселенной.

Брахмаджьоти (брахмаджйоти)—духовное сияние, исходящее от тела Верховной Личности Бога.

Брахмалока — высшая планета вселенной, на которой обитает по¬лубог Брахма.

Брахман — Абсолютная Истина; как правило, под Брахманом под¬разумевается безличная ипостась Абсолютной Истины.

Брахмананда (брахмананда) — духовное блаженство, которое ис¬пытывает человек, осознавший безличный Брахман.

Брахманы (в ед.ч. брахмана) — сословие людей интеллектуально¬го труда и жрецов, первое сословие в ведической системе де¬ления общества.

«Брахма-самхита» (Брахма-самхита)— молитвы Брахмы, обра¬щенные к Верховной Личности Бога, Говинде, в которых описывается духовный мир и процесс сотворения материальной вселенной.

«Брахма-сутры» (в ед.ч. Брахма-сутра) — см\ «Веданта сутра».

Брахмачари (брахмачарй)— ученик, изучающий духовную науку под руководством духовного учителя и хранящий безбрачие (брахмачарью).

Брахмачарья (брахмачарйа) — образ жизни неженатого ученика; согласно Ведам, первый этап духовной жизни; обет безбрачия.

Буддхи-йога — синоним бхакти-йоги (преданного служения Криш¬не), указывающий на то, что бхакти-йога подразумевает пол¬ное подчинение разума (буддхи) воле Всевышнего.

Бхава (бхава) — начальная ступень любви к Богу, на которой у пре¬данного проявляются признаки экстаза.

Бхакта — преданный слуга Верховного Господа.

Бхакти-йога — метод восстановления отношений с Верховным Гос-подом посредством преданного служения Ему.

«Бхакти-расамрита-синдху» (Бхакти-расамрта-синдху) — произ-ведение Шрилы Руны Госвами, содержащее подробное описа¬ние всех аспектов бхакти-йоги.

Бхарата — знаменитый древний правитель, потомками которого были Пандавы.

Бхишма (Бхйшма) —самый старый и могущественный воин в бит¬ве на Курукшетре. Признается одним из двенадцати автори¬тетов в науке преданного служения Господу.

В

Вайкунтха (Вайкунтха)— духовный мир, буквально «место, где нет тревог».

Вайшнав (ваишнава) — преданный Верховного Господа, Вишну или Кришны.

Вайшьи (в ед.ч. ваишйа) — фермеры и торговцы; третье сословие в ведической системе деления общества.

Ванапрастха (ванапрастха) — тот, кто отказался от семейной жиз¬ни; согласно Ведам, третий этап духовной жизни.

Варнашрама-дхарма (варнашрама-дхарма) — ведическая система деления общества на четыре сословия и четыре этапа духов¬ной жизни. См. также Ашрамы, Варны.

Варны (в ед. ч. варна) — четыре сословия ведического общества. См. также Брахманы, Вайшьи, Кшатрии, Шудры.

Васудева — отец Кришны, один из царей рода Яду.

Веданта (Веданта) — философия «Веданта-сутры» Шрилы Вьяса-девы, обобщающая философское учение Вед и провозглаша¬ющая Кришну его целью.

«Веданта-сутра» (Веданта-сутра) или «Брахма-сутры» — произве-дение Шрилы Вьясадевы, в котором в предельно сжатой фор¬ме изложена философия Вед.

Веды — изначальные священные писания, которые поведал людям Сам Господь Кришна.

Вибхиннамша (вибхиннамша) — отделенные экспансии Верховно¬го Господа, живые существа.

Вибхути (вибхути) — богатства и сила Верховного Господа.

Вират-рупа (вират-рупа)у или вират-пуруша — концепция, соглас¬но которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Господа.

ВИШНУ (Вишну) — Верховный Господь; экспансия Господа Кришны на Вайкунтхалоках, а также экспансии Господа, которые отве¬чают за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары). В материальной вселенной Вишну управляет гуной благости.

«Вишну-пурана» (Вишну-пурана)— одна из восемнадцати основ¬ных Пуран.

Вишну-таттва (вишну-таттва) — категория Бога; термин отно¬сится только к непосредственным экспансиям Верховного Гос¬пода.

Вишуддха-саттва (вишуддха-саттва) — уровень духовного бытия, чистой благости.

Вриндаван (Врндавана) — вечная обитель Господа Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою привлекательность; деревня на Земле, в которой Он пять тысяч лет назад проводил Свои детские игры.

Вьясадева (Вйасадева) — воплощение Господа Кришны, великий мудрец. В начале Кали-юги записал Веды и составил боль¬шинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».

Г

Ганджа (ганджа) — марихуана.

Гандхарвы — полубоги, певцы и музыканты на райских планетах.

Гарбхадхана-самскара (гарбхадхана самскара)— ведический очис-тительный обряд, совершаемый родителями перед зачатием ребенка.

Гарбходакашайи Вишну (Гарбходакашайи Вишну) — вторая пуру-ша-аватара, возлежащая на водах океана Гарбходака и порож¬дающая Брахму.

Гаруда (Гаруда) — гигантский орел, один из сыновей Кашьяпы Му-ни, носящий на плечах Господа Вишну.

Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, которое означает «тот, кто доставляет наслаждение земле, коровам и чувствам».

Голока Вриндавана (Голока Врндавана) — высшая духовная плане¬та, обитель Господа Кришны.

Гопала Бхатта Госвами (Гопала Бхатта Госвамй) — один из шес¬ти духовных учителей вайшнавов, непосредственных учеников и преемников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, системати¬зировавших Его учение.

Гопи (гопй — девушки-пастушки) — подруги Кришны, Его самые верные и преданные слуги.

Госвами (госвамй) — тот, кто владеет своим умом и чувствами; ти¬тул санньяси.

Грихастха (грхастха) — семейная жизнь, которая строится в соот-ветствии с правилами и предписаниями Вед; второй этап духовной жизни.

Гуны (в ед.ч. гуна)— в буквальном переводе с санскрита «верев¬ка», а также «качество, свойство». Саттва-гуна (гуна благости), раджо-гуна (гуна страсти) и тамо-гуна (гуна невежества). Категория философии санкхьи. Под гунами понимают три основные начала материальной природы, три «режима дея¬тельности» иллюзорной материальной энергии, обусловлива¬ющей живые существа. Гуны определяют образ жизни, мыш¬ление и деятельность души, на которую они влияют.

Гуру — духовный учитель.

Гьяна (джнана) — знание, в первую очередь, духовное знание.

Гьяна-йога (джнана-йога)— путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и изучения философии.

Гьяни (джнанй) — человек, пытающийся постичь Абсолютную Истину, полагаясь только на силу своего ума.

Д

Двапара-юга (Двапара-йуга) — третья юга в цикле из четырех юг, длится 2 400 лет полубогов, или 864 000 солнечных лет.

Двойственность — характерная черта материального мира, выра-жающаяся в том, что любое явление, свойство, действие и т.д. здесь имеет свою противоположность (например: тепло — хо¬лод, счастье — горе, добро — зло).

Джива (джйва) — живое существо, крошечная частица Верховно¬го Господа, индивидуальная душа.

Джива Госвами (Джйва Госвами) — один из шести Госвами Вринда-вана, непосредственных учеников и преемников Господа Чайтаньи. Автор многих философских произведений.

Дроначарья (Дроначарйа) — военный наставник Пандавов. Сра¬жался против них в битве на Курукшетре.

Дурваса Муни (Дурваса Муни) — йог-мистик, сын Атри Муни. Час-тичное воплощение Господа Шивы.

Душкрити (душкртй) — «тот, кто поступает дурно», нечестивец.

Дхама (дхама) — обитель Верховного Господа.

Дхарма — мирская религиозность; долг, обязанности человека.

Дхрува Махараджа (Дхрува Махараджа) — великий преданный, сын Махараджи Уттанапады. Совершив суровую аскезу, он получил от Господа власть над целой планетой.

Дхьяна-йога (дхйана-йога) — медитационная йога.

И

Игры (Господа и Его преданных) — приносящая блаженство транс-цендентная деятельность, которой занят Господь и Его пре¬данные.

Икшваку (Икишаку) — сын Many, некогда правивший Землей.

Имперсоналнсты — см. Майявади.

Индра — царь полубогов, правит райскими планетами и повелева¬ет дождем.

«Ишопанишад» (Ишопанишад) — одна из 108 Упанишад, входящая в состав «Яджур-веды».

Й

Йог (йоги) — трансценденталист, стремящийся к воссоединению со Всевышним.

Йога-майя (йога-майа) — внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.

Йогешвара (Йогешвара) — Верховный Господь Кришна, повели¬тель всех мистических сил.

К

Кали-юга (Кали-йуга) — текущая эпоха, эпоха вражды и лицеме¬рия; последняя в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1 200 лет полубогов, или 432 000 солнечных лет, и началась она около пяти тысяч лет назад.

Калпа — день Брахмы, составляющий 4 320 000 000 лет, или тыся¬чу циклов из четырех юг.

Камса (Камса) — демоничный царь из рода Бходжей, дядя Криш¬ны по материнской линии.

Капила — воплощение Верховного Господа; явился на земле как сын Кардамы Муни и Девахути и открыл людям теистичес¬кую философию санкхьи.

Каранодакашайи Вишну (Каранодакашайи Вишну) — Маха-Виш¬ну, первая пуруша-аватара; возлежит на водах Причинного океана и Своим дыханием порождает вселенные.

Карма — материальная деятельность ради наслаждения ее плода¬ми, а также последствия этой деятельности.

Карма-йога — деятельность в преданном служении; деятельность в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

Карми (кармй) — тот, кто действует ради наслаждения плодами своего труда; материалист.

Кармическая деятельность — см. Карма.

Карттикея (Карттикейа) — младший сын Господа Шивы и Пар-вати, бог войны.

Кеши (Кешй)—демон-оборотень, который, приняв образ дикой лошади, нападал на жителей Вриндавана. Убит Господом Кришной.

Киртан (кйртана)—один из методов преданного служения, за-ключающийся в пении святых имен Верховного Господа и прославлении Его. Кришналока (Кршналока) — см. Голока Вриндавана.

Кувера — казначей полубогов.

Кулашекхара (Кулашекхара) — великий преданный-царь, автор «Мукунда-мала-стотры», молитв, обращенных к Господу Кришне.

Кумары (в ед.ч. Кумара) — четверо мудрецов, сыновья Брахмы, вечно сохраняющие облик пятилетних детей.

Кунти (Кунтй) — тетка Господа Кришны и мать Пандавов.

Куру — основатель династии, к которой относились Пандавы и их соперники, сыновья Дхритараштры.

Кшатрии (в ед.ч. кшатрийа) — воины или правители; второе со¬словие в ведической системе деления общества.

Кширодакашайи Вишну (Кширодакашайй Вишну)—третья пуру-ша-аватара. Возлежит в молочном океане и входит в сердце каждого живого существа как Параматма.

Л

Лилы (в ед.ч. лила)—см. Игры (Господа и Его преданных). Ложное эго — представление о себе как о теле; самый тонкий эле¬мент материальной природы.

Лока — планета.

М

Мадхвачарья (Мадхвйнарйа) — великий духовный учитель вайшниав, проповедовавишй теистическую философию дуализма в XIII веке.

Майя (майа) — низшая, иллюзорная энергия Верховного Господа, которая правит материальным миром; забвение своих вечных отношений с Кришной.

Майявади (майавадй)—философы-имперсоналисты, полагающие, что Абсолют в своем высшем проявлении безличен и не име¬ет формы, а живое существо тождественно Богу.

Манвантара-аватары (в ед.ч. манвантара-аватара)— воплощения Верховного Господа, приходящие в период правления каждо¬го Ману.

Манвантара — период правления одного Ману, длится около семи-десяти двух циклов из четырех юг.

Мантра — трансцендентный звук, который освобождает ум от вли¬яния иллюзии.

Ману — прародители человечества. За один день Брахмы во все¬ленной сменяется четырнадцать Ману.

«Ману-самхита» (Ману-самхита) — свод законов, по которым дол¬жны строить свою жизнь цивилизованные люди. Составлен Ману, родоначальником человечества.

Материалист — тот, чьи интересы целиком сосредоточены на удо-влетворении своих материальных потребностей.

Матхура (Матхура)— обитель Господа Кришны, окружающая Вриндаван. В Матхуре Он родился и вернулся туда, закончив Свои детские игры во Вриндаване.

«Махабхарата» (Махабхарата)— эпическое произведение, напи¬санное Ш рил ой Вьясадевой. 100000 строф «Махабхараты» описывают историю вражды между Пандавамн и Кауравами, которая завершилась битвой на Курукшетре. В состав «Махабхараты» входит «Бхагавад-гита».

Маха-Вишну (Маха-Вишну)—см. Каранодакашайи Вишну.

Маха-мантра (маха-мантра)— великая песнь освобождения: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Махатма (махатма) — «пеликан душа», возвышенный преданный Господа.

Махат-таттва — изначальное, недифференцированное состояние совокупной материальной энергии, из которой формируется материальный мир.

Менака (Менака) — знаменитая куртизанка с райских планет, со-блазнившая мудреца Вишвамитру.

Млеччхи — нецивилизованные люди, которые обычно употребля¬ют в пищу мясо. Не входят в ведическую систему общественного устройства.

Мудха (мудха) — человек, подобный ослу.

Мукти — освобождение от материального рабства. Под мукти, как правило, понимают растворение в безличном Брахмане.

Мукунда — Верховный Господь, дарующий мукти.

Myни — мудрец.

Божество (мурти) — воплощение Господа н виде изваяния, установленного на алтаре.

Н

Наймишаранья(Наимишаранйа) — священный лес в Центральной Индии.

Нарада Муни (Нарада Муни) — великий преданный, один из сы¬новей Брахмы. История его жизни описана в Первой песни «Шримад-Бхага ватам».

«Нарада-панчаратра» (Нарада-панчаратра) — книга, написанная Нарадой Муни и излагающая правила поклонения Божеству и мантра-медитации.

Нараяна (Нарайана)— экспансия Господа Кришны, Господь на планетах Ваикунтхи в Своем четырехруком образе.

Нирвана (нирвана) — прекращение материальной деятельности и существования, в философии вайшнавов не предполагаю¬щее отказа от духовной деятельности.

Ниргуна (ниргуна) — не имеющий материальных качеств.

Нрисимхадева (Нрсимхадева)— воплощение Верховного Господа в образе человекольва. Пришел на землю, чтобы защитить Своего преданного Прахладу и убить его отца, демона Хираньякашипу.

О

Обусловленность — состояние зависимости от законов материаль¬ной природы, в котором находятся все живые существа в ма¬териальном мире.

Омкара (омкара) — священный звук ом, которым начинаются многие ведические мантры и который является воплощением Верховного Господа в звуке.

П

Пандавы (Пандавы) — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева, пять братьев, царей династии Куру, великие пре¬данные и друзья Господа Кришны.

Пандит (пандита) — ученый, знаток Вед.

Панду (Панду) — царь династии Куру, чьи пятеро сыновей сража¬лись с сыновьями Дхритараштры в битве на Курукшетре.

Панча-махаягья (панча-махайаджна) — пять ежедневных жертвоприношений, которые грихастхи совершают, чтобы избавиться от последствий ненамеренных грехов.

Параматма (Параматма)— Сверхдуша, форма Верховного Госпо¬да Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого существа.

Парампара (парампара)— цепь духовных учителей. См. также Са мп рада я.

Парвати (Парвати) — супруга Господа Шивы, дочь царя Гималаев.

Патанджали (Патанджали) — автор «Йога-сутр», в которых изло¬жена система мистической йоги.

Питрилока (ПтрилокаБ) — планета предков, относящаяся к рай¬ским планетам.

Питы (в ед. ч. пита) — души умерших предков, обитающие на выс¬ших планетах вселенной.

Полубоги — правители вселенной и обитатели райских планет.

Прабху — господин.

Праджапати (праджапати) — полубоги, которым поручено увелиsчивать число обитателей вселенной, прародители всех живых существ.

Пракрити (пракрти) — природа, материальная энергия Господа.

Прана (прана)— жизненная энергия; один из воздушных потоков.

Пранаяма (пранайама)— управление дыханием в практике мисти-ческой йоги.

Прасад (прасада) — милость Господа; освященная пища или какие-либо предметы, которые были поднесены Господу.

Пратьяхара (пратйахара)— отвлечение чувств от нежелательной деятельности.

Прахлада Махараджа (Прохлада Махараджа) — великий преданный Господа, сын демона Хнраньякашипу. История жизни Махараджи Прахлады описана в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам».

Праяг (Прайага) — священный город в Северной Индии у слияния рек Ганги и Ямуны.

Праяшчнитта (прайашчитта) — искупление грехов.

Преданное служение — служение Верховному Господу с любовью и преданностью.

Преданный (бхакта) — преданный слуга Верховного Господа.

Притха (Пртха) — Кунти, тетка Господа Кришны, мать Панда вон.

Пураны (в ед.ч. Пурина) — восемнадцать священных писаний, до-полняющих Веды. В Пуранах описаны деяния воплощений Господа Кришны и Его преданных. Относятся к смрити-шас-трам.

Пуруша-аватары (в ед.ч. пуруша-аватара)—три всемогущих во-площения Верховного Господа, ответственные за сотворение материального мира (Гарбходакашайи Вишну, Каранодака-шайи Вишну и Кшнродакашайи Вишну).

Пуруша — наслаждающийся, или носитель мужского начала; жи¬вое существо или Верховный Господь.

Р

Равана (Равана) — могущественный демон, убитый Господом Ра-мачандрой.

Рагхунатха Бхатта Госвами (Рагхунатха Бхатта Госвймй) — один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преемников Господа Шри Чайтаньн Махапрабху, система-тизировавишх Его учение.

Рагхунатха дас Госвами (Рагхунатха даса Госвами) — один из шес¬ти Госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преем¬ников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, систематизировав¬ших Его учение.

Раджо-гуна (раджо-гуна)— страсть, одна из трех гун материаль¬ной природы.

Радхарани (Радха) (Радхаранй) — вечная супруга Господа Кришны, олицетворение внутренней энергии наслаждения Господа.

Ракшасы (в ед.ч. ракшаса)— демоны-людоеды.

Рамануджа (Рамануджа) (1017-1137) — великий ачарья, принадле-жащий к Шри-сампрадае.

Рама-раджья (рама-рйджйа) — идеальная ведическая монархия, глава которой следует примеру Господа Рамачандры.

Рамачандра (Рамачандра) — воплощение Верховного Господа в об¬разе идеального царя. Приходил на землю в Трета-югу.

Раса-лила (раса-лйла) — чистое духовное проявление любовных отношений Кришны с Его самыми возвышенными и близкими слугами, девушками-пастушками Вриндавана.

Раса — определенный вид отношений между преданным и Криш¬ной; блаженство, которое преданный испытывает, служа Кришне.

Рудра — см. Шива.

Рупа Госвами (Рупа Госвамй) — один из шести Гоевами Вринда¬вана, непосредственных учеников и преемников Господа Чан-таньи, систематизировавших Его учение. Автор «Бхакти-ра-самрита-синдху» и многих других философских и поэтических произведений.

С

Садху (садху) — святой.

«Сама-веда» (Сама-веда)— одна из четырех изначальных Вед. В ней собраны гимны в честь полубогов и Верховного Господа, исполняющиеся при совершении жертвоприношений.

Самадхи (самадхы) — состояние транса, когда йог полностью по-гружается в духовное бытие, разрывая все связи с материаль¬ным миром.

Сампрадая (сампрадайа)— цепь духовных учителей, по которой передается ведическое знание.

Самсара (самсара)— цикл повторяющихся рождений и смертей, через который проходит живое существо в материальном мире.

Санатана (санатана)— вечный.

Санатана Госвами (Санатана Госвамй)— один из шести духовных учителей вайшиавов, непосредственных учеников и преемников Господа Шри Чантаньи Махапрабху, систематизировав¬ших Его учение.

Санатана-дхарма (санатана-дхарма) — предназначение всех живых существ, вечная религия, соответствующая их изначальному положению, преданное служение Верховному Господу.

Санкиртана (санкйртана)— совместное пение святых имен Гос¬пода.

Санкхья (санкхйа) — философская система, анализирующая мате-риальные элементы, из которых построен материальный мир, и объясняющая разницу между материей и духом. Основы этой системы изложены Господом Капилой Своей матери Де-вахути.

Санньяса (саннйаса) — отречение от мира; согласно Ведам, чет¬вертый этап духовной жизни.

Санньяси (саннйасй) — человек, принявший санньясу, то есть от-рекшийся от мира.

Сарасвати (Сарасватй) — богиня учености, жена Господа Брахмы.

Саттва-гуна (саттва-гуна)— благость, одна из трех гун матери¬альной природы.

Сатьялока (Сатйалока), или Брахма-лока — высшая планетная система вселенной, и на которой обитает Брахма.

Сатья-юга (Сатйа-йуга) — первая юга в цикле из четырех юг, длится 4 800 лет полубогов, или 1 728 000 солнечных лет.

Сач-чид-ананда-виграха (сач-чид-ананда-виграхах) — вечное, тран-сцендентное тело Господа, исполненное знания и блаженства.

Свами (свамй)—тот, кто обуздал свой ум и чувства; титул саньяси.

Свамша (свамша) — полная экспансия Господа.

Сваргалока — райские планеты.

Сварупа (сварупа)— изначальная, духовная форма живого су¬щества.

Сиддхи - мистические способности, обретаемые в процессе заня¬тий аштанга-йогой; обитатели одной из высших планет вселенной, Сиддхалоки, которые от рождения обладают мисти¬ческими способностями.

Смаранам (смаранам)— памятование о Кришне, один из девяти основных методов преданного служения.

Смрити (смрти)—богооткровенные писания, дополняющие шру-ти —изначальные ведические писания (Веды и Упанишады).

Сома-раса — напиток, продлевающий жизнь, которым наслажда¬ются полубоги на райских планетах.

Сурабхи — коровы, живущие в духовном мире и дающие неогра-ниченное количество молока.

Сута Госвами (Сута Госвамй) — великий мудрец-преданный, пере-сказавший беседу Махараджи Парикшита и Шукадевы Госвами мудрецам, собравшимся в лесу Наймишаранья.

Т

Тамо-гуна (тамо-гуна) — невежество, одна из трех гун материаль¬ной природы.

Тапасья (тапасйа, или тапа/) — аскеза, добровольное наложение на себя тех или иных ограничений ради достижения высшей цели.

Тонкое тело — тонко-материальная оболочка души, состоящая из ума (манаса), разума (буддхи) и ложного эго (аханкары).

Трансцендентное — то, что невозможно воспринять материальны¬ми органами чувств.

Трета-юга (Трета-йуга)— вторая из юг в цикле из четырех юг, длящаяся 3 600 лет полубогов, или 1296 000 солнечных лет.

Туласи (туласи) — священное растение (Ocimum sanctum), вопло¬щение одной из гопи. Туласи очень дорога Господу Кришне, поэтому Его преданные поклоняются ей.

У

Ума (Ума) — одно из имен богини Парвати.

Упанишады — философские тексты, описывающие главным обра¬зом безличный аспект Абсолютной Истины (Брахман). При¬числяются к шрути. В канонический список входит 108 Упанишад.

Х

Хануман (Хануман) — слуга Господа Рамачандры, один из предво-дителей войска обезьян, участвовавших в освобождении су¬пруги Господа, Ситы.

Я

Ягья (йаджна) — жертвоприношение, а также одно из имен Вер-ховного Господа («тот, кто наслаждается всем, что приносит¬ся в жертву»).

Ягья-пуруша (йаджна-пуруша) — верховный наслаждающийся все¬ми жертвоприношениями.

Яду (Йаду) — царский род, принадлежащий к Лунной династии, в котором явился Кришна.

Якши (н ед,ч. йакша) — подданные полубога Куверы.

Ямараджа (Йамараджа)— повелитель адских планет, бог смерти, назначающий наказания грешникам.

Ямуначарья (Йамуначарыа)— великий духовный учитель в вай-шнавской цепи ученической преемственности, положивший начало Шри-сампрадае.

Яшода (Йашода) — приемная мать Кришны, царица Враджа и же¬на Махараджи Нанды.

Яшода-нандана (Йашода-нандана) — эпитет Верховного Господа Кришны, «возлюбленный сын Яшоды».


Rambler's Top100

Яндекс.Метрика