Не забывайте о Боге!

Глава 1 текст 9

"Он отказался от рая ради собаки..."

Лекция РУЗОВА В.О. www.ruzov.ru

Все хотят умиротворения, но это не значит, что умиротворённый человек ничего не делает, лежит на диване и лузгает семечки. Умиротворённый человек максимально эффективно решает задачи, беря на себя всю ответственность за те проблемы, которые возникают во время его жизнедеятельности. Умиротворение - это понимание, что каждый получает лишь то, что заслуживает. Поэтому он спокоен, никого не критикует и не обвиняет в своих собственных проблемах. Он знает, что всё честно и справедливо, никакой ошибки в Божественной канцелярии нет.

Умиротворение - это форма богатства без жадности. Богатство с жадностью - та же бедность, даже ещё хуже. Беден не тот, у кого нет денег, а тот, кому не хватает того, что у него уже есть. Лев Толстой говорил: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Неудовлетворённость - вот настоящая бедность.

Когда человеку постоянно чего-то не хватает, это вызывает в нём чувство неполноценности, которое выражается в гордости. Хвастающийся человек просто не знает, как ему избавиться от собственных пороков и проблем. Он пытается доказать себе и другим, что у него всё хорошо и волноваться не о чем, однако внутри него страх и пустота. Хвастовство - это крики души о помощи. Она завёт кого-нибудь ей помочь выбраться из тёмного колодца одиночества и безысходности, но никто её не слышит.

Счастье человека прячется в действии: любовь проверяется готовностью делать что-то для других. Поэтому и удовлетворение может быть счастливым и несчастным. Как только мы останавливаемся и перестаём жить ради других, наша умиротворённость становится греховной и превращается в тунеядство. Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. Такой человек не останавливаясь ни на минуту, старается, чтобы вокруг него не было ни одного несчастного человека.

Иногда смирение становится очень похожим на неполноценность. Однако, это совсем не так. Истинное смирение - это понимание, что я неполноценен без Бога, любви к Нему и Его детям. Но, развиваясь в духовной жизни, мы устанавливаем с ним связь и снова становимся самодостаточными. И как только я понимаю, в чём состоит моя истинная неполноценность, - я спасён. Если в моё сердце приходит духовная жизнь, она уже никогда из него не уходит, даже если мы её позвали на 5 минут.

Мы можем изо всех сил выгонять духовность их своего сердца, мы можем проклинать Бога и ненавидеть святых и всё, что с ними связано, но духовность никогда не уйдёт полностью, она просто громко хлопнет дверью, а сама спрячется у нас под кроватью в самом дальнем уголке нашего сердца, так, чтобы нам показалось, что мы её выгнали.

Поэтому, если человек пытался стать хорошим, он, попадая даже в самые страшные условия жизни, связываясь с самыми плохими людьми, совершая самые ужасные поступки, всё равно хранит в своём сердце желание очиститься и стать святым. Недаром говорят, что великий человек велик даже в своих заблуждениях, а низкий человек низок даже в своей правоте.

В восточной традиции было принято не наказывать того, кто вёл жизнь святого человека. Его просто прогоняли, но не наказывали. Все понимали, что в его сердце осталось желание продолжать свой путь, просто в это время он не способен на это. Поэтому первое, что необходимо для умиротворения, - это умиротворить свои чувства. Причём обратите внимание на это слово - умиротворить, а не победить. Это значит, что наши чувства должны стать нашими друзьями и сильно не увлекаться тем, что вызывает у нас боль. Мы же со своей стороны постараемся давать им то, что они хотят получить, но в безопасной и контролируемой форме. Контролируемый огонь полезен, а бесконтрольный переходит в пожар. Культура - это изо всех сил контролировать, чтобы костёр не перерос в пожар.

Политическая сила - форма бессилия

Итак, мы находимся на поле боя и перед нами две огромные армии. Армия Пандавов была сильнее, потому что люди в ней были объединены единой целью, тогда как армия Дурьодханы состояла из людей, примкнувших к нему по политическим мотивам. Он был мастером обязывать себе, так как это и есть искусство политики - обязывать людей. Помните: если вы вдруг почувствовали себя обязанным - это может оказаться чьей-тополитической игрой. Поэтому все, кто стояли на его стороне, воевали просто из чувства долга.

Так происходит не только на поле боя. Если мы создаём семью не ради единой цели, при первых же трудностях нам не хватает сил, чтобы оставаться вместе. Цель делает человека сильным, и чтобы мы ни планировали, в первую очередь надо понять цель. Сначала "зачем", а уже потом "как" и "с кем". Одним словом, армия Дурьодханы сражалась на основе внешних побуждений, а значит, просто устроилась на работу за хорошую зарплату. Армия же Пандавов воевала на основе внутренних идей, потому была сильнее и, соответственно,победила. Но отметьте для себя то, что война вовсе не была легкой и приятной. Много раз всё могло закончиться очень печально.

Так и мы в этой жизни действуем не осознавая, ради какой цели готовы отдать свою молодость, время и силы. Человек пытается заставить деньги работать на себя, однако никто не знает самой страшной тайны экономики: деньги не служат никому, но все служат деньгам. Мы просто крутимся, как белка в колесе, не передвигаясь ни на миллиметр в своём развитии. И если колесо начинает скрипеть, нас это волнует и мы просим Бога его смазать, чтобы оно крутилось нормально. Однако концептуально проблема не будет решаться до тех пор, пока мы не разберёмся со своими целями.

В чём искусство воина? Сначала найти цель, а уже потом правильно выстрелить. Мы же сначала правильно стреляем, а потом ищем цель. А мудрость - это вообще квалификация снайпера...

В чём же наша цель? Мы пробовали делать то, что говорит наш ум, наш разум, наше тело, наши чувства и даже наше сердце. В результате наш ум приходил в беспокойство, разум в бессилии сдавался, тело заболевало, чувства уставали и притуплялись, а сердце разбивалось на куски. Осталась ещё одна возможность - начать делать то, что говорит Абсолютная Истина. Это значит, что у нас просто не осталось другого пути, мы уже все испробовали и разочаровались.

Однажды одна корреспондентка спросила святого человека:

- Откуда вы знаете, как зовут Бога?

Святой сказал:

- А откуда ты знаешь, как зовут тебя? Наверное, тебе сказала твоя мать?

Тогда она спросила:

- Но ведь Бога, наверное, можно назвать любым именем?

Святой ответил:

- Если любым, тогда я могу и тебе дать любое имя и так тебя и звать. Ты будешь называться тем именем,которое я тебе дам?

- Нет, не буду, - согласилась корреспондентка.

- Но, может быть, моя мать сказала мне неправильное имя, откуда я знаю? Правильное или неправильное, единственный способ для тебя узнать о своем имени - это спросить мать.

Знание приходит только сверху

Кришна стоял на колеснице, и Его наставления ясно слышали двое: Арджуна и Хануман. Арджуна понял Бхагад-гиту, а Хануман нет. Почему? Потому что Арджуна сидел у стоп Кришны, т.е. находился ниже Его, а Хануман расположился на флаге (был изображён на всех стягах Пандавов), а значит, был выше Его.

Так и для нас есть только одна возможность узнать об Абсолютной Истине. Святые трактаты - это наша мать, а Бог - наш отец, и узнать всё о себе и Боге можно только через изучение и применение этого знания на практике. Другого способа просто нет. Это наш спасительный круг, и необходимо схватиться за него всеми руками и ногами.

Но для этой последней попытки нам необходимы силы, и в этом следует немного разобраться. Об этом мы и поговорим с вами на следующей лекции.

А теперь заключительная история о Пандавах

Это произошло 5000 лет назад, когда царь Юдхиштхира и его братья поняли, что время их земной жизни подходит к концу. Тогда Юдхиштхира позвал к себе внука Арджуны - Парикшита - и передал ему царскую корону и все царство. А сам со своими братьями и царицей Драупади отправился на север, к Гималаям, в свое последнее путешествие. Их сопровождал и верный пес царя Юдхиштхиры. Они направлялись к высочайшей горе мира, чтобы оттуда подняться на небесные планеты. Путь был труден. Первой не выдержала Драупади. Она первой оставила свое тело.

- О царь, - спросил Бхима у своего старшего брата, - почему царица Драупади оставила нас прежде, чем мы достигли нашей цели? Никогда она не совершала никакого греха. Почему же она ушла первой?

- Царица Драупади была женой всем нам и должна была любить нас равно. Но она любила Арджуну больше всех, - ответил царь Юдхиштхира.

И они пошли дальше.

И вдруг Сахадева почувствовал, как колени его подгибаются, и он бездыханным упал на землю.

- О царь! - вскричал Бхима, - наш брат служил тебе верой и правдой всю свою жизнь. Почему он встретил смерть раньше конца пути? В чем его грех?

- Да, Бхима, наш брат, преданно служит мне, но в глубине души он считал себя самым мудрым из нас. За это он и наказан.

Не успел Юдхиштхира ответить Бхиме, как второй их брат, прекрасный лотосоокий Накула, не выдержав трудностей пути, тоже оставил свое тело.

- О царь, - со слезами на глазах обратился к Юдхиштхире Бхима, - наш брат Накула не знал греха. Как случилось, что он ушел от нас, не дождавшись конца пути?

Слезы душили царя. Не поворачивая головы, он ответил:

- Накула был истинным принцем династии Бхараты. Единственной его слабостью была его внешность. Он думал, что его красота ставит его выше всех других людей. Вот он и поплатился за это!

И три оставшиеся в живых брата в сопровождении собаки вновь двинулись в путь, к своей конечной цели - сверкающей на солнце снежной вершине высочайшей горы мира. И вдруг великий воин Арджуна беспомощно упал на землю и покатился вниз по блестящей снежной поверхности.

- О царь! - в горе выкрикнул Бхима, - наш любимый брат, величайший стрелок в мире погиб, так и не достигнув цели последнего путешествия. Скажи мне, почему? Какой грех совершил этот храбрейший и добрейший из людей?

Несколько минут царь хранил молчание. Наконец, он произнес:

- Арджуна обещал мне, что он уничтожит Дуриодхану и его войско в один момент. Но битва, как ты знаешь, была жестокой и длилась долго. Наш брат любил похвастаться иногда и наказан за это.

В полном молчании братья и безмолвный пес карабкались на сверкающую горную вершину. Но Бхиме не суждено было взобраться на нее. В полном изнеможении он упал на колени.

- О царь, - прошептал он, - я умираю. Скажи мне, о правдивейший из людей, что помешало мне увидеть цель нашего пути?

Слезы рекой лились из глаз Юдхиштхиры - он любил Бхиму больше всех своих братьев. Склонясь к нему, дрогнувшим голосом царь сказал:

- Ты обладал великой силой, о мой Бхима, но твоя гордость от этого была еще больше, чем твоя сила. Гордость - великий грех, брат! Вот все, что я могу тебе сказать.

И вот Юдхиштхира один вместе со своим верным псом продолжает свой путь. И, наконец, он достиг желанной цели. Взобравшись на самую верхнюю точку снежного пика, он увидел прямо перед собой небесную колесницу, а в ней сияющую фигуру тысячеглазого царя небес Индры.

- О великий царь! - обратился тот к Юдхиштхире, - садись в мой небесный самолет, и я быстро доставлю тебя в небесное царство.

Но Юдхиштхира ответил:

- О могучий Индра, мои братья и царица Драупади погибли, не дойдя до цели, без них мне нечего делать в твоем царстве.

- Не тревожься, царь, твои братья и твоя царица уже достигли небесного царства раньше тебя.

Юдхиштхира был очень рад услышать эту весть. Но тут он вспомнил о своей собаке и сказал:

- Спасибо тебе, о великий правитель небесных планет, но я не могу войти в твое царство, оставив здесь моего верного пса.

Индра ответил:

- Ты не хуже меня знаешь, что собака не может пройти через врата Рая.

- Тогда я тоже не смогу попасть на райские планеты. Подумай сам, как могу я оставить того, кто был мне верным и преданным другом все эти годы?

- Зря ты настаиваешь на своем, - уговаривал царя Индра. - Почему ты не хочешь отказаться от этой собаки ради тех благ, которые сулят тебе райские планеты? Подумай хорошенько!

И тогда Юдхиштхира сказал:

- Я никогда никого не обманывал в своей жизни, не отказывал в помощи тем, кто искал у меня защиты, просил о милости или тем, кто слишком слаб, чтобы защитить себя. Ну как могу я обмануть доверие этого преданного мне пса. Прости меня, о великий царь небес, может быть, это неразумно и смешно, но ни за какие райские наслаждения не брошу я эту собаку! Это мое последнее слово!"

И тут произошло нечто совершенно необыкновенное. Настоящее чудо! Не успел Юдхиштхира договорить, как его верный пес в один миг преобразился: он сбросил с себя земное собачье тело и предстал перед царем в образе сияющего прекрасного полубога.

И только тогда царь Юдхиштхира взошел на золотую колесницу Индры и отправился на небесную планету. Жители этой планеты радостно приветствовали человека, который готов был пожертвовать райским блаженством ради спасения беспомощного преданного ему животного.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика