Не забывайте о Боге!

Глава 10 текст 10

"Описание Будхи-йоги ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Наконец, в середине Бхагавад-гиты начинается описание самой интересной и практичной йоги в наше время - буддхи-йоги. Да, для того, чтобы подойти к этому вопросу, ушло некоторое время для объяснения первичного знания. Но теперь речь идет о самом главном. Арджуна уже готов услышать о том, что служение Богу - это высшая форма проявления разума. Санскритское слово буддхи означает «разум», а слово йога означает «мистическое самосовершенствование». Йога - это не очередной способ отдохнуть, йога - это активность с возвышенной целью. Ещё Бернард Шоу говорил, что вечные каникулы - это хорошее определение ада...

Когда человек ставит своей целью перейти из материальной реальности в духовную посредством служения Богу - это и называется буддхи-йогой. Совершенство жизни - это понимание того, в чем состоит совершенство жизни. И здесь открывается этот секрет: совершенство жизни в служении Абсолютной Истине, так как это совершенная форма деятельности, как в материальном мире, так и в духовном. Деятельность ради Абсолютного тоже становится абсолютной. Пусть это звучит немного запутанно, но в этом наше спасение. Как повар не может остаться голодным, так и тот, кто служит Абсолютной Истине, получает абсолютно всё!

Трактаты разделяют йогу на три ступени. Если человек знает о цели жизни, но ещё привязан к плодам своего труда, тогда его действия называют карма-йогой. Если он знает, что цель жизни - понимание Абсолютной Истины, но идет он к этому пониманию через философские размышления, тогда он занимается гьяна-йогой. A когда он знает о цели жизни и старается её осознать через служение Богу, он идет путем бхакти-йоги, или буддхи-йоги, которая является совершенной системой йоги и позволяет достичь высшей ступени совершенства.

Буддхи-йога потому и называется йогой разума, что в процессе преданного служения Богу Абсолютная Истина, видя, что человеку недостает собственного разума, чтобы достичь совершенства, изнутри сама дает ему указания, которые, в конечном счете, помогут ему без труда достичь поставленной им цели. Буддхи-йога очень проста - всё, что делает человек, он должен делать для Бога с искренностью и любовью. Необходимо понимать, что все, что с нами происходит - это часть большого плана по возвращению нашей души в мир вечности, знания и блаженства. «И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание», - говорил Лев Николаевич Толстой.

Поэтому основной вопрос не в том, что мы делаем, а для кого мы это всё делаем. Если вы скажете, что действуете для президента страны, то вам уже никто больше не будет мешать, скорее всего, вам предоставят все возможности, чтобы вы быстрее закончили свою работу. Так подумайте, какие возможности открываются перед тем, кто действует ради Абсолютной Истины. Перед ним действительно открываются абсолютно все возможности. Главное не терять время зря и делать пусть небольшие, но всё же шаги вперед к поставленной цели - обретению духовного совершенства. Нерешительность хуже, чем неудачная попытка; вода меньше портится, когда течет, чем когда стоит. Арабская пословица гласит: кто хочет чего-нибудь сделать, находит средство, кто не хочет ничего делать - находит причину.

Даже в наше время многие говорят о любви к Богу, но мало кто может объяснить, как ее обрести. Говорить о любви можно сколько угодно, но этого мало, теоретическое понимание любви - не большое достижение. Мало кому понравится, если его будут любить теоретически. Поэтому в 10 главе открываются эти секреты, настоящие секреты любви. И секрет состоит в том, что мы не можем полюбить того, кого не знаем. Поэтому, прежде чем полюбить Абсолютную Истину надо сначала немного о ней узнать. А открывается Абсолютная Истина только тому, кто начинает ей служить. Даже великие мудрецы, не приступив к служению Богу, только запутались в своих поисках и разочаровались в непостижимости Абсолюта.

Знание о Боге и служение Богу связаны между собой. Тот, кто знает Бога, тот начинает ему служить, а тот, кто служит Богу, тот его познаёт. Даже в материальном мире, чем больше поклонник узнает о своем кумире, тем сильнее он хочет с ним встретиться, тем больше его любовь, но эта привязанность материальная, а значит, приводит к еще большим страданиям. Любовь к Богу возвышает душу, вырывает ее из тисков материальных страданий.

Бхагавад-гита обещает в этих стихах, что сердце такого йога наполнится духовным видением изнутри. Йог - это тот, кто служит Абсолютной Истине и ждет просветления в своем сердце, как милость от Бога, как самый бесценный подарок. Заметьте, он не просто ждет, а он одновременно с этим активно служит Богу. Тот, кто ждет, когда все будет готово для начала деятельности, скорее всего вообще никогда ничего не начнет ничего делать в этом мире несовершенства. Нет смысла ожидать удобного времени, денег, возраста, способностей, возможностей, надо действовать прямо здесь и сейчас и ради действительно возвышенной цели. Вот это действительно интересная йога, йога интересной деятельности, йога захватывающей жизни.

Служение Богу отличается от всего того, что мы видели в этом мире. Материальное служение больше похоже на прислуживание. Прислуживание отличается от служения тем, что всё это делается с надеждой на вознаграждение. Прислуживание - это просто работа ради зарплаты и не более того. Если служение Богу превращается в прислуживание, то мы, конечно же, получим то, что хотим, но это не даст нам возможность приблизиться к божественной любви, просветление в сердце не наступит. Мы можем опять променять вечное на временное и вновь проиграть, как было уже миллиард жизней подряд. На востоке говорят, что в этом мире существуют невидимые лестницы, ведущие шаг за шагом к вершине небес. Надо просто их увидеть глазами мудрецов, а значит, общаясь с мудрецами.

Как происходит очищение в процесе буддхи-йоги? Да, сердце очищается изнутри, но постепенно, никакой материальный объект не выдержит мгновенного духовного просветления. В первую очередь душа видит в зеркале сознания саму себя и свою истинную природу, что позволяет ей понять свое предназначение и чем надо заниматься в этом мире. Такое полноценное понимание своего положения позволяет душе полностью успокоиться и почувствовать настоящее облегчение. Пожар материальных желаний больше не поджаривает её изнутри. Мудрецы говорят, что людям так нравится танцевать, потому что когда человек танцует, он немного приподнимается над землей...

Продолжая своё служение Богу, душа становится по-настоящему удачливой, так как обретает высшую форму любви - бхакти. Особенность этой любви в том, что, несмотря на крошечность души, эта любовь выходит за её границы и бесконечно расширяется, занимая собой все вокруг. Бескорыстная духовная любовь дает возможность попасть под влияние блаженства, которое бесконечно возрастает, не имея никаких материальных преград. Есть две одинаково удобные позиции: либо верить во все, либо во всем сомневаться. И то и другое избавляет от необходимости думать. Но буддхи-йога потому и буддхи, что задействует разум человека. Мы не будем верить во все подряд, нам достаточно верить в то, что любовь, как и жизнь должна быть вечной, и этого вполне достаточно для обретения истинной цели жизни.

Мы пришли сюда для того, чтобы насладиться независимостью, но если наше желание - стать по настоящему счастливыми, то в этом случае мы должны отказаться от своей независимости и стать полностью зависимыми от бескорыстной любви. Мудрый человек и материалист отличаются друг от друга тем, что мудрец действует так, чтобы показать другим дорогу к счастью, а материалист действует просто, чтобы получить результат в виде процветания, которое не так просто перевести в счастье. Мудрец и материалист отличаются знанием, которое и представлено в Бхагавад-гите. Это знание о служении Богу, поэтому мудрец не просто вдохновляет окружающих на изучение философии, нет, он вдохновляет всех служить Богу, изучая духовную философию. Тот, кто не рассказал человеку о служении Богу, а просто заинтересовал его необычной философией - тоже убийца души, так как такой человек подошел к своему счастью, но не сделал последнего шага.

Если эгоизм из сердца не ушёл, если мы еще считаем, что всё в нашей власти, что мы почти Боги, просто нам мешают по-настоящему проявить своё божественное могущество, такого человека на санскрите называют вимудхатма - душа, введенная в заблуждение. Можно легко проверить, кто я - махатма - очищенная душа, или вимудхатма - душа в иллюзии. Для этого надо посмотреть, как я веду себя в ситуации, когда от меня уже ничего не зависит – например, во время опоздания на самолет. Если в сердце вспыхивает гнев, злость, отчаяние, досада, значит, еще есть к чему стремиться.

Тот, кто думает, что от него все зависит, не просто эгоист, он присваивает себе могущество Абсолютной Истины. Это воровство у Бога не может сойти с рук, а значит и на счастье не стоит особенно рассчитывать. Вор не может быть счастливым, его маленькое счастье проявляется только тогда, когда за ним гнались, чтобы забить до смерти, но не смогли догнать...

Мы должны перестать быть вимудхатмами и начать действовать как махатма, а значит, все время видеть, как в каждом действии проявляется могущество, энергии и план Абсолютной Истины. Главное условие для того, чтобы стать махатмой - это не просто видеть план Бога, но еще на него и не обижаться. Пусть у нас что-то не получается, пусть что-то нам непонятно, пусть всё закончилось не так, как нам хотелось, - если я не обижусь на план Бога, то я стану на одну ступеньку выше, на один шаг ближе к Абсолютной Истине.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика