Не забывайте о Боге! |
Глава 10 текст 14 "Знание не должно вызывать страх (Непонятное - пугает)Травматология духовной жизни. Наука о взлетах и падениях на пути духовного развития..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Постичь абсолютную истину не так просто, в этом стихе говорится о том, что даже полубоги не всегда способны на это, а полубоги далеко не глупы, у некоторых по 4 головы, а то и больше. Понимание духовного знания время от времени вообще уходит от жителей материального мира. Так произошло и перед Курукшетрой, на которой Кришне пришлось восстанавливать понимание духовного знания. Арджуна стал первым звеном в новой цепи понимания Абсолютной Истины, и он заплатил за это достаточно большую цену. И сейчас мы очень радуемся тому, что в нашем духовном направлении такая разработанная и бесконечно глубокая философская база. Этой радостью мы пытаемся поделиться с другими, не всегда учитывая, что перед нами не обязательно должен быть прирожденный философ или любитель иностранных терминов. Мы забываем об одном известном явлении, которое является проблемой любой сильной философской системы: излишняя научность, непонятность, переизбыток терминологии пугает нового человека, как пугает больного слишком сложное название его простой болезни. Так андрогенная алопеция звучит намного страшнее, чем простое облысение. Знание не должно вызывать страх, знание должно избавлять от страха. Если в результате нашей проповеднической беседы человек говорит, что это точно не для него, что он никогда в этом не разберется, что это для избранных и вообще его сильно пугает, то возможно, что мы поделились не великим духовным знанием, а глубочайшим невежеством фаната. Знание о духовном мире не может испугать. Духовное развитие предлагает нам очень приятное и счастливое будущее: возвращение в духовный мир, обретение вечности, знания и блаженства. Понимание этого окрашивает в позитивные тона всю жизнь человека, дает ему настоящий выбор, настоящую надежду. Испугать может только невежественный фанатизм, который не так просто уходит из нашего сердца... Запомните: лучший способ отпугнуть человека от духовной жизни - слишком много о ней рассказать. Шрила Прабхупада объяснял своим ученикам, что преданный не должен быть слишком прост. Недаром в народе говорят, что простота хуже воровства. Преданный должен понимать, что он имеет дело с умом человека, а ум - это самое хитрое создание на этой земле. И чтобы его перехитрить, надо понимать, как вести с ним диалог так, чтобы его не спугнуть, не разозлить и не обидеть. Так как, если мы уже завели разговор о духовности, то если человеку не понравился этот разговор, значит, мы спровоцировали его отход от духовного пути. Фактически мы убили его духовную жизнь, к которой он готовился, может быть, тысячу жизней подряд. Проповедь не должна создавать новые кладбища, проповедь - это оживление душ до состояния вечной жизни. Сейчас в среде преданных ходит идея о якобы разных видах проповеди. Но это всего лишь навсего отсутствие реального опыта в проповеднической деятельности. Проповедь - это умение оценить обстановку и подать самую сложную в мире философию "ачинтья бхеда-абхеда таттва" так, чтобы испугать как можно меньшее количество слушателей. Это должен уметь делать опытный лектор каждый раз перед тем, как начать свою лекцию. На это ему дается всего пару секунд и если кому-то не хватает профессионализма так поступать, то и не стоит критиковать тех, у кого это уже хорошо получается. Мой духовный учитель жаловался, что преданные иногда не понимают, почему он рассказывает такие простые лекции в зале, в котором находятся старые и опытные преданные. Он говорил: когда я выхожу в зал, я нахожу того, кто меньше всего понимает, того, кто пришел в первый раз, и говорю так, чтобы было понятно именно ему, чтобы именно он остался. Но "дембелям" это кажется неинтересным, они достают четки и начинают читать мантру прямо на лекции или вообще встают и уходят. "Дембеля" хотят супер-упражнений для ума, супер-навороты. Но если новичку дать поднять тяжелую штангу - он просто под ней умрет. Ему надо начинать с простых гантелек, да и то наполненных водой. Обман ума и состоит в том, чтобы дать самую сложную в мире философию в виде самой доступной, приятной и понятной. Настоящая проповедь - это проповедь привлекательности, легкости и радости. Бхакти Тиртха Махараджговорил, что если бы мне сразу сказали, сколько всего мне придется испытать в Сознании Кришны, я бы никогда не вступил в это движение. Поэтому я очень благодарен Шриле Прабхупаде за то, что он мне не рассказал всего этого в самом начале. И те, кто не понимают специфики проповеднического процесса, не должны мешать проповеди своей критикой, своим презрительным делением проповеди на косвенную, кривую, прямую, закрученную или какую там еще. Проповедь - это всегда проповедь. И только сам проповедник делает выбор, как конкретно ему работать с той аудиторией, на которую его вывел Господь. Это называется практичностью. Если на кухне есть только рис, то трудно будет из него приготовить сабджи, а если на кухне только овощи, то рис уж точно не получится. Но самое опасное явление в духовной жизни состоит в том, что если мы не понимаем в чем привлекательность духовной жизни, то начинаем вдохновлять других не вкусом, а аскезами. Неопытные преданные думают, что продвижение в духовной жизни возможно только через аскезу. Но это не всегда так, скорее - это современный йогический комплекс неполноценности. Да, мы не занимаемся чувственными наслаждениями, но мы вовсе не против комфорта. Сознание Кришны - это не только духовное счастье, это еще и баланс духовного и материального. Должна быть приятная пища, удобные условия для жизни, удобное место для сна и еды и удобное место для преданного служения. Духовная жизнь должна протекать в удобной атмосфере. Простой, но удобной. У преданного простая жизнь, но в тоже время у преданного далеко не простое мышление. Если аскезы - это условие духовного развития, то почему бы не сделать пир без соли и сахара, полы в алтарной из аппликатора Кузнецова, благовония с запахом рыбы? Аскеза - это добровольное отречение от того, что мешает любви. Поэтому это стадия духовного развития, а не обязательное условие, тем более с самого первого дня. Но в головах ответственных преданных часто сидит эта идея, которая создает большие трудности тем, кто только присоединяется к нашему движению. Если старший думает, что быстрое очищение возможно только через суровую аскезу, то преданное служение превращается в армейскую дедовщину. Только человек пришел в наш храм, и мы хотим, чтобы он очистился за один день, причем за тот день, в который он в первый раз и пришел. И мы выбираем для него самое тяжелое и неприятное задание для нового человека - на кухню мыть котлы, чистить туалеты, расставлять обувь, выносить мусор, раздавать прасад. Служение преданным - это зов сердца. Если этой внутренней потребности нет, то служение преданным может вызвать негативную реакцию. Современный человек свою-то посуду мыть не любит, почему он должен мыть её за кем-то другим? Желание служить преданным приходит на определенной ступени благодарности, но откуда она на первых этапах духовного развития? Ответственные преданные могут создавать так называемые "очистительные трудности" перед получением пранама мантры, первой или второй инициации. Это такая хорошая возможность насладиться своим возвышенным положением. В результате это превращается в унизительный дембельский аккорд, который может убить радость от процесса преданного служения на корню. Я часто замечаю, что мы не радуемся успехам преданных в духовном развитии, а всячески им препятствуем и завидуем. Особенно если это преданный одного с нами призыва. Духовная атмосфера воцаряется только тогда, когда мы радуемся успехам не только старших, но и равных, а особенно младших. Я духовно созрел только в том случае, если не сомневаюсь в успехе тех, кто пришел в движение намного позднее меня. Это и есть зрелый преданный, он не следит за тем, чтобы "духи" не наглели... Руководители не должны создавать очищающие трудности - они должны создавать комфортные условия для всех. Но, с другой стороны, надо помнить, что настоящие брахманы не волнуются, если им этих условий не предоставили. В Ведах говорится, что в Кали-югу человек будет думать, что если он омылся внешне, то очистился и внутренне. Нет, ситуация проверит, насколько мы действительно соответствуем стандартам брахманического движения. Пандавы говорили: хорошая лошадь не потеет. Так и брахман не должен потеть, если ему создали трудные условия для преданного служения. Но это не значит, что трудные условия его очистят, они могут вызвать и депрессию, и усталость, и разочарованность. Ум способен перенести достойно пару неприятностей, но когда неприятностей много и они не просто возникли, а кем-то специально созданы, тут ум может и возбудиться. А в возбужденном уме не только черти водятся, там и до оскорблений недалеко. Обычно оскорбления в среде вайшнавов начинаются именно из-за этого: кто-то кому-то специально создает очистительные препятствия. Да, может я пришел в храм не помывшись, но зачем меня поливать из шланга, это же не вытрезвитель, в конце концов... Это в вытрезвителе сначала очищали, а потом еще и брали за это пожертвования. Так и у нас, сначала отмоют по полной программе, а потом еще и пожертвования на этот храм попросят. И далеко не каждый готов к такому отношению... В нашем движении существует негласный пятый принцип - беспрекословное подчинение руководству. Но здесь возникает особый парадокс общественной организации. С одной стороны, у нас нет руководящей системы на основе договоров, нет директоров и подчиненных, а с другой стороны, есть негласные директора, которые требуют от всех безусловного подчинения. Никто не может понять: он пришел в храм, чтобы помолиться Богу или он пришел, чтобы поступить на работу, за которую надо еще и самому платить деньги директору. В профессиональном менеджменте есть правило - настоящий руководитель должен быть незаметен. Все должно идеально работать, но никто не должен знать, как и кто этим руководит. Но мы должны понимать, что таких специалистов в любой системе днем с огнем не сыщешь... Да, это счастье для смиренного преданного, который хочет и послужить, и пожертвование сделать. Но когда новому человеку предлагают поработать целый день на стройке, а потом еще и денег просят на эту же стройку, не всегда это может вызвать радость в сердце. Не могли бы вы прийти и поклеить обои в коридоре, только еще и сами эти обои купите, и клей тоже купите, и тазик для размешивания клея купите... С материальной точки зрения это очень необычно, но новый человек и смотрит на нас обыкновенным материальным взглядом. Поэтому единственная возможность в наше время выжить в сложных храмовых условиях - это соблюдать политкорректность со всеми, кто считает меня своим подчиненным. Один современный мыслитель говорил: Маршировать в ногу вовсе не то же самое, что идти рука об руку. Мы можем иметь свое личное мнение по каждому вопросу и одновременно находиться в организации, где не приветствуется свободомыслие. Главное - знать правила игры, и эти правила называются политкорректностью. Это значит, что я со всеми соглашаюсь, но сам работаю над непрерывностью, бескорыстностью и независимостью моего служения от внешних обстоятельств. Ответственные люди приходят и уходят, а преданное служение остается с нами, и мы должны его сохранить с помощью политкорректности. Если я хочу, чтобы мое преданное служение принесло пользу не только мне, но еще и несчастным душам этого мира, то мне придется позаботиться о его сохранении и защите. Мы слишком часто меняем служение, оправдывая себя смирением, но смирение - это умение продолжать свое преданное служение не смотря ни на что. А это возможно только через политкорректность. Не оправдывайте смирением свое желание бросить все на полпути... Мы философски признаем, что поведение атеистов (и старших атеистов в том числе) может быть ошибочным, мы так же признаем свободу выбора каждого атеиста, но не признаем, что может ошибаться старший преданный и что младший преданный имеет свободу соглашаться ему с предложенной ему концепцией или нет. А не признавая этого мы и не понимаем, как конкретно себя вести в случае с возникновением проблем не только у младших, но и у старших. Что делать, если старший запил, приударил за чужой женой, дел куда-то все деньги? И так как системы нет, то и крайним всегда оказывается младший... Почему это происходит в движении, которое должно нести брахманическую чистоту? В некоторых городах мне говорят, что мы брахманы, поэтому должны ходить к кшатриям и давать им хорошие советы, надо сразу идти к президенту страны ну или на крайний случай к министру финансов. Но мне кажется, что пока в нас живет иллюзия супер-брахманизма, то это кастовое настроение только еще больше оттолкнет от нас разумных людей. Не надо считать людей дураками-шудрами. Мы слишком высоко задрали нос и по этой причине постоянно спотыкаемся. Как мы относимся к людям, так они нас и воспринимают. Если мы их считаем тупыми, то они не смогут понять даже наши самые простые и полезные идеи. Но если мы действительно видим разум в другом человеке, то он сможет понять даже самые сложные философские концепции. Я читаю достаточно сложные лекции по Бхагавад-гите для абсолютно новых людей и вижу, что они прекрасно понимают то, о чем мы иногда даже не задумываемся. Уважение должно быть не только у того, кто слушает, но и у того, кто говорит. Обычно мы требуем уважения к себе, а о своем отношении к слушателям забываем. Наш эгоизм - это следствие приближения к великому знанию, мы светим не сами, мы светим отраженным светом Абсолютной Истины и об этом нельзя забывать... Мы стараемся вести чистый образ жизни, мы стараемся изо всех сил, но пока мы можем только стараться. Шрила Прабхупада говорил, что сделать из западного человека брахмана - это попытка отмыть уголь до белизны. Поэтому мы не волнуемся по поводу брахманических качеств, мы хотим стать вайшнавами – теми, кто поклоняется Богу, а это высшая задача брахманической культуры. Вместо того, чтобы привлечь человека служением Богу, красотой Бога и другими его божественными качествами, мы загружаем его брахманическими правилами и предписаниями, забывая, что желание сделать что-то для Бога появляется после того, как к Богу возникли хоть какие-то чувства. Это похоже на то, как девушка на первом свидании требует от парня переписать на себя его квартиру. Вряд ли это его обрадует, скорее всего, он испугается и убежит. Но любовь к Богу не должна нас расслаблять: да, мы встали на путь преданного служения, да, вайшнав автоматически брахман, но брахманические качества это автоматически в нас не пробуждает. Да, мы получили разрешение сдать все экзамены экстерном, но их действительно придется сдавать. Да и насколько наше понимание Бога соответствует тому, чтобы уже перестать работать над своими качествами? Нелегко знать Бога, так как тот, кто знает Бога, всегда счастлив. Брахма бхутта прасанатма... Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур стал давать брахманический шнур не только тем, кто родились в семьях брахманов, чтобы доказать всем, что вайшнав - автоматически брахман. И за это его страшно критиковали кастовые брахманы. И если мы тоже будем думать, что посвящение - это доказательство нашей брахманической чистоты, то опять превратимся в кастовых брахманов и в очередной раз потеряем милосердие, а значит и разрушим уважение к ведической культуре. Инициация - значит начало, так это слово и переводится. Это не конец усилий, это только церемония закладывания первого камня. Поэтому получивший инициацию должен быть смиренным, он должен понимать, что еще ничего не сделал на этом пути. Он еще не сделал даже первого шага, он просто занес ногу, чтобы его сделать. Он просто поступил в МГУ, но еще ни дня в нем не проучился. Вот тогда люди начнут к нам прислушиваться, а не разбегаться в разные стороны. Гордость лишает нас общения. Нам нужно постоянно практиковать служение другим - это очень хороший массаж эго. Но пока я думаю, что являюсь великим брахманом, чего ради я должен служить мясоедам и демонам... |