Не забывайте о Боге!

Глава 10 текст 23

"Господь Шива ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Всего существует одиннадцать Рудр, главный из которых Шанкара, Господь Шива или Шамбху. Он управляет материальной гуной невежества и поклоняется Вишну, поэтому его называют величайшим вайшнавом. Шива является одним из двенадцати махаджан - великих личностей этого мира. У Шивы есть своя сампрадая, основанная им цепь ученической преемственности, которая так и называется Рудра-сампрадаей и относится к числу вайшнавских сампрадай.

В наше время Рудра-сампрадая называется Валлабха-сампрадайей, подобно тому как нынешняя Брахма-сампрадая называется Мадхва-гаудия-сампрадаей, в рамках которой мы и изучаем Бхагавад-гиту. Все великие личности, которые приходят в этот мир, выполняют одну и ту же задачу - дают людям духовное знание об Абсолютной Истине в надежде на то, что не один вид духовного знания, так другой понравится человеку, и он встанет на путь духовного развития.

Шива воплотился на Земле в облике Шанкарачарьи, чтобы проповедовать философию майявады, однако ближе к концу своих игр в этом мире он стал проповедовать вайшнавскую философию: бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндамМудха-мате . В этом стихе он трижды подчеркивает необходимость поклоняться Говинде, Абсолютной Истине, и открыто предупреждает своих последователей о том, что жонглирование словами и грамматические головоломки не помогут им обрести освобождение, мукти. Тот, кто действительно хочет получить мукти, должен поклоняться Кришне, Абсолютной Истине. Таково последнее наставление Шрипады Шанкарачарьи.

Шиву всегда сопровождает его материальная энергия (шактйа гхорайа). Материальная энергия — богиня Дурга, или богиня Кали — всегда находится в подчинении у Шивы. Богини Кали и Дурга служат ему, убивая асуров или демонов. Иногда Кали приходит в такую ярость, что начинает убивать всех асуров без разбора. На одном из самых известных изображений богини Кали ее шею украшает гирлянда из голов асуров, в левой руке богиня держит отрубленную голову, а в правой — огромную кадгу, секиру, которой она убивает асуров. Великие войны символизируют деятельность Кали, уничтожающей асуров, и в действительности эти войны — дело ее рук. Да, у кого-то в этом мире служение людям выражается в виде вынесения им справедливого наказания.

На другом известном изображении богиня Кали нарисована стоящей на распростертом теле Шивы. Это означает, что иногда самому Шиве приходится бросаться под ноги богине Кали, чтобы заставить ее прекратить уничтожение асуров. Да, его подчиненная энергия исполняет вынесенный кармой приговор, но сам Шива настолько милостивый, что изо всех сил пытается смягчить это наказание.

И поскольку Шива повелевает могущественной материальной энергией, богиней Дургой, те, кто поклоняется Шиве, постепенно становятся достаточно богатыми. Следуя указаниям Шивы, его преданные обретают всевозможные материальные блага. В противоположность этому, люди, поклоняющиеся Господу Вишну, вайшнавы, в материальном отношении становятся беднее, так как Господь Вишну не хочет, чтобы Его преданные запутались в сетях материальных привязанностей. Но при этом Господь Вишну, находясь в сердце Своих преданных, наделяет их разумом, о чем говорится в «Бхагавад-гите»: «Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». Итак, Господь Вишну наделяет Своего преданного разумом, который помогает ему идти по пути, ведущему домой, к Богу.

Неопытному человеку может показаться, что поклонение Господу Вишну невыгодно, так как он не наделяет своего преданного богатствами. Но в действительности этим он защищает их от наказаний, которые приходят к тем, кто тратит все свои усилия на исполнение материальных желаний. И поскольку преданный Господа Вишну не имеет избыточной материальной собственности, власть богини Кали, или Дурги, не распространяется на него. А, значит, он перестает испытывать материальные страдания. Материя, подчиняющаяся Шиве, просто перестает его наказывать. Поклоняющегося Господу Вишну просто вычеркивают из черного списка сумасшедших атеистов.

Кроме того, в материальном мире Шива повелевает тамо-гуной, гуной невежества. Говорится, что его энергия, богиня Дурга, держит всех живых существ во тьме невежества. И Брахма, и Шива являются воплощениями Господа Вишну, но Брахма творит Вселенную, а Шива разрушает ее с помощью своей материальной энергии — богини Кали, или Дурги. Невежество находится в руках Шивы, поэтому тот, кто не уважает Шиву, не может вырваться из-под влияния алкоголя, наркотиков, лени и других проявлений этой гуны.

Шиву также повсюду сопровождают обитатели высших планет, Гандхарвы и киннары. Искусные певцы и музыканты, они всегда прославляют своего повелителя. Как правило, Шиву изображают белым, но от мудрецов мы узнаем, что у него на самом деле не белая, а скорее золотистая кожа, по цвету напоминающая расплавленное золото. Шива всегда очень милостив, поэтому его называют Ашутошей. В отличие от других полубогов умилостивить Шиву могут даже люди самого низкого поведения: для этого достаточно склониться перед ним и предложить ему листья дерева бель. Имя «Ашутоша» означает, что Господу Шиве очень легко угодить.

Пользуясь его снисходительностью и добротой, хитрые люди иногда получают от Шивы дары, которые представляют опасность для других. Например, по просьбе Врикасуры Шива наделил его способностью убивать любого, чьей головы он коснется. Шива щедро раздает своим преданным такие благословения, но беда в том, что у коварных людей нередко возникает желание воспользоваться этими подарками неподобающим образом. Так, Врикасура, получив это благословение, попытался дотронуться до головы самого Шивы. Но Шива обманул Врикасуру, сказав, что пошутил, и его сила взрывать головы не действует, и что тот сам может проверить, коснувшись своей собственной головы. Врикасура засомневался и прикоснулся к своей голове, которая в тот же миг взорвалась как бомба.

Что же касается преданных Господа Вишну, то они никогда не просят у Него подобных благословений, да и Сам Господь Вишну никогда не награждает Своих преданных способностями, которые могут причинить беспокойство всему миру. Путь любви - это не путь волшебных способностей, это путь бескорыстного служения. Поэтому это самая чистая и возвышенная деятельность во всех трех мирах. Любая другая деятельность не совершенна по своей природе, так как имеет примесь эгоизма и корысти, а значит и не способна сделать человека полностью счастливым.

Верховную Личность Бога, Вишну, или Кришну, называют бхакта-ватсалой, а Шиву в этом стихе именуют дхарма-ватсалой. Разумеется, словом дхарма-ватсала прежде всего называют тех, кто живет в соответствии с религиозными принципами. Это понятно. Однако у этих двух слов есть также другое значение. Иногда Шиве приходится иметь дело с людьми, находящимися под влиянием гун страсти и невежества. Такие люди обычно не слишком религиозны и уж тем более не очень благочестивы, они следуют религиозным принципам лишь тогда, когда поклоняются Шиве ради тех или иных материальных благ. Стоит Шиве увидеть, что его преданные соблюдают законы религии, как он тут же дает им свои благословения. Шива - это последнее спасение для материалиста, который хотя бы ради материальных благ соглашается вести себя более, менее благочестиво.

Поэтому, все, кто встает на путь духовного развития, должны знать, что тот, кто начинает свой путь к Абсолютной Истине, получает благословения и всех полубогов во главе с Шивой. Не нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы доставить удовольствие полубогам. Незачем ему просить у полубогов и материальных благ, так как полубоги, довольные преданным Абсолютной Истины, сами обеспечивают его всем необходимым. Полубоги — это слуги Абсолютной Истины, и они готовы помочь духовному искателю при любых обстоятельствах. В этом секрет - если искатель обращается к полубогам напрямую, то они, конечно, дают ему материальные блага, но потом его за это наказывает материальная энергия - Дурга. Но когда искатель сконцентрирован только на Абсолютной Истине, полубоги сами дают ему все, что надо для этого поиска, и он уже не несет за использование этого богатства никакого наказания. Так сказать, в этом случае все налоги уже заплачены.

Вот почему Шрила Билвамангала Тхакур говорит, что тому, кто полностью сосредосточен на служении Абсолютной Истине, готова служить сама богиня освобождения, не говоря уже о полубогах, дарующих материальные богатства. На самом деле все полубоги ищут случая услужить такому мудрецу, который не разменивается на мелкие материальные достижения, а сосредоточен на служении Богу, поэтому преданному не нужно прилагать усилия для того, чтобы получить те или иные материальные блага или обрести освобождение. Занимаясь преданным служением, преданный достигает трансцендентного уровня и получает все блага, которые можно обрести на путях дхармы, артхи, камы и мокши.

Господь Шива открыто провозглашает, что ему очень дорог каждый, кто предан Абсолютной Истине. И, несмотря на то, что в материальном мире с Шивой встретиться почти невозможно, говорится, что Шива сам ищет встречи с такими возвышенными душами. Итак, человек, преданный Абсолютной Истине, Господу Кришне, гораздо дороже Шиве, чем тот, кто предан ему самому.

В ведах говорится, что каждый, кто исполняет предписанные обязанности (сва-дхарму) в течение ста жизней (например, если брахман на протяжении ста жизней действует как подобает брахману), становится достойным того, чтобы попасть на Брахмалоку, планету Брахмы, творца этого мира. Существует также планета, называемая Шивалокой или Садашивалокой, которая находится на границе духовного и материального мира. Когда обитатель Брахмалоки достигает еще более высокого уровня духовного развития, он переносится на Садашивалоку, а поднявшись на еще более высокую ступень, он сможет достичь Вайкунтхалоки.

Вайкунтхалоки — это цель, к которой стремится каждое живое существо, даже полубоги, но достичь этих планет может только преданный Бога, не ищущий абсолютно никакой материальной выгоды. Из «Бхагавад-гиты» (8.16) мы узнаем, что и на Брахмалоке живое существо продолжает испытывать материальные страдания. Даже положение обитателей Шивалоки нельзя назвать прочным, потому что Шивалока находится на границе между духовным и материальным миром. Но тот, кто попадает на Вайкунтхалоку, достигает высшего совершенства и завершает свою эволюцию. Иными словами Шива призывает всех своих последователей избавиться от всей корысти в сердце, и тогда он сможет перенестись на Вайкунтхалоку или Кришналоку. Если остается хоть капля материальных желаний, придется выбирать планету этого мира, а на всех из них есть все те же неприятности, что и на Земле.

Шива — лучший из преданных Верховной Личности Бога. Поэтому все преданные Бога одновременно являются преданными Шивы. Во Вриндаване есть храм Шивы, который называется храмом Гопишвары. Гопи поклонялись не только Шиве, но и богине Катьяяни, Дурге, однако делали они это только для того, чтобы снискать расположение Бога. Поэтому, когда преданный Бога поклоняется Шиве, он не просит у него материальных благ, а молит его о том, чтобы он помог ему приблизиться к Абсолютной Истине.

Более того, Господь Шива почитает преданных Бога наравне с Верховной Личностью Бога. А преданные Верховного Господа почитают Шиву как самого дорогого преданного Бога. Поклоняясь Шиве, они не считают его вторым Богом. В перечне нама-апарадх говорится, что тот, кто считает повторение имени Хары (Шивы) равноценным повторению имени Хари, наносит оскорбление святому имени. Преданные должны всегда помнить о том, что Господь Вишну — это Верховная Личность Бога, а Шива — Его преданный.

Преданного следует почитать наравне с Богом, а иногда ему нужно оказывать даже большие почести. Сам Господь Рама, который является Верховной Личностью Бога, иногда поклонялся Шиве. Если даже Сам Бог поклоняется преданному, то почему другим преданным не почитать этого преданного наравне с Богом?

Шива дает нам очень важные наставления, которые помогут нам на пути к постижению Абсолютной Истины. Он говорит, что медитация на Бога начинается с медитации на его стопы. «Шримад-Бхагаватам» считается трансцендентным звуковым образом Бога, и двенадцать песней «Бхагаватам» соответствуют различным частям Его трансцендентного тела. Первую и вторую песни «Шримад-Бхагаватам» называют двумя лотосными стопами Господа. Поэтому Шива советует нам сначала устремить свой взгляд на лотосные стопы Господа. Это также означает, что тот, кто серьезно относится к изучению «Шримад-Бхагаватам», должен прежде всего как следует понять первую и вторую песни. Это то, что следует делать, если в сердце появилось желание увидеть Абсолютную Истину.

Кроме того, в этом стихе говорится о Кувере, казначее полубогов, который тоже представляет Абсолютную Истину. Кувера - это внук великого мудреца Пуластьи. В награду за благочестие и подвижничество Брахма приравнял Куверу к остальным полубогам, сделал его стражем всех скрытых в земле сокровищ и хранителем северного направления, а также подарил ему колесницу Пушпаку, способную летать по воздуху. Может быть, поэтому в местах, где много подземных ископаемых так часто видят НЛО?

Кувера в своё время владел островом Ланка, однако, как описывается в Рамаяне, Равана изгнал Куверу с Ланки, и он перенёс свою резиденцию в Гималаи. Там-то уж точно сокровища так просто не найдёшь. Поэтому он расположил там свою столицу Алаку, построенную божественным строителем Вишвакармой. Эта столица хранителя богатств располагается конечно же на золотой горе Меру,и с этого места начинает свой поток священная река Алакананда. И до сих пор все реки выносят немного золото из недр земли, так как все они дети этой изначальной реки. Да и по берегам рек намного проще заниматься торговлей, бизнесом и земледелием, так как в них есть благословение самого Куверы.

Его слуга Манибхадра - это тот самый покровитель торговли; а его жена Риддхи олицетворяет процветание. Близким другом и покровителем Куверы считается сам Шива. У Куверы есть одна проблема - он одноглазый. Как такой великий полубог лишился глаза? История говорит о том, что он подглядывал за развлечениями Шивы и Умы. Поэтому, все, у кого есть богатства, должны помнить, что Кувера не защитит их от реакций за греховные развлечения. Самого Куверу настигло проклятие Умы, и он не сможет защитить своих последователей от неизбежного наказания.

Друг Шивы, Кувера, царь Гухьяков, в играх Чайтаньи Махапрабху стал Кувера Пандитом, отцом Господа Адвайты. Есть история, в которой рассказывается, что однажды на Кайласе, Кувера повторял мантру Шиве. И милостивый Шива сказал Кувере: «Пожалуйста, проси любых благословений. Я хочу что-нибудь подарить тебе». И Кувера попросил о благословении: «О, мой Господь! Стань моим сыном!» И Шива согласился. Так Кувера обрел это необычайное благословение. В должный момент, по милости Господа Садашивы, Кувера стал отцом Адвайты Ачарьи. Так он вошел в игры Господа Чайтаньи. Поклоняясь панча-таттве, вспоминайте об этой истории и получите их благословение.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика