Не забывайте о Боге! |
Глава 10 текст 36 "Взаимозаменяемость(травматология духовной жизни) ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Материальный мир - это мир мошенников, которые придумывают всевозможные азартные игры. Но постижение Абсолютной Истины способно захватывать намного больше, чем любая азартная игра. Наш ум ни за что не согласен отказываться от материальных целей, но Кришна так выстраивает нашу жизнь, что мы оказываемся вдруг настолько близко к Нему, что уже не можем от этого отказаться. Абсолютная Истина включает в себя все, а значит, и абсолютную хитрость тоже. Для того чтобы победить наш ум, одной абсолютной истины маловато, необходима еще и абсолютная хитрость. Поэтому, даже во время падений Кришна остается вместе с нами и выстраивает ситуацию таким образом, чтобы мы получили такой опыт, который впоследствии поможет нам как можно быстрее к Нему вернуться. Это похоже на блуждание по лесу. Мы можем изо всех сил бежать через лес, но в результате окажемся в той же точке, откуда начали свой путь. Леший кружит. Это не леший, это проявление эффекта самсары. В этом мире все кружится вокруг своей оси, и мы заняты тем же самым. Даже здесь мы видим колесо обозрения, которое так и называется - чертовым. Так и во время падения мы можем изо всех сил убегать от Кришны, но в действительности все равно бежим прямо к нему. И за это ему огромное спасибо! Мудрецы говорят, что есть несколько основных причин, почему у человека пропадает желание находиться в рамках духовной организации. Фактически эти причины ничем не отличаются от причин, по которым люди уходят и из современных бизнес-организаций. Текучка кадров - это основная проблема материального мира, на санскрите она называется самсарой, процессом перехода из одного тела в другое. Мы не можем стоять на одном месте, нам надо постоянно двигаться. Даже если мы спим, нам надо постоянно переворачиваться с одного бока на другой. Поэтому и для того, чтобы остановить глобальную реинкарнацию, нужно сначала перестать реинкарнировать в своей сегодняшней жизни. Надо перестать менять семью, работу, город, друзей, философию и, в конце концов, духовную организацию. Если тенденция все менять еще наблюдается в нашей жизни - это очень плохой признак, значит, реинкарнация еще на нас действует. Значит, мы еще крутимся как юла вокруг самого себя. Поэтому в духовной жизни есть садхана - регулируемость жизни, исключающая концептуальные перемены. Садхана - это когда я перестаю бегать вокруг себя, и начинаю бегать вокруг Кришны. Первая причина того, почему люди уходят из организации - это настроение временности. Мое сознание знает, что я пришел, чтобы уйти. Почему мы так хорошо и легко себя чувствуем на воскресной программе в храме? Потому что в этом настроении есть элемент свободы. Мы пришли на воскресную программу, чтобы, в конце концов, с неё уйти, и это позволяет уму расслабиться и ничего не бояться. Он знает, что как бы ни сильно было духовное влияние этой воскресной программы, через пару часов при первом же признаке голода или усталости мы сразу же уйдем домой и вернемся в свои изначальные условия жизни. Нам не страшен серый волк... Поэтому, до тех пор, пока я прихожу, только чтобы вновь уйти, пока я не решил действительно остаться на всю жизнь, у меня сохраняется риск падения в любую секунду. Очень сильно отличается состояние сознания, если вы не просто пришли в храм на воскресную программу, а пришли с вещами в храм, чтобы остаться в нем жить на всю оставшуюся жизнь. Так же и если бы мы приехали на этот фестиваль - это одно настроение. Но если бы мы приехали на фестиваль, чтобы продолжить путешествовать со своим духовным учителем всю оставшуюся жизнь, то состояние сознания было бы совсем другое, и эффект был бы совсем другой. Поэтому трактаты рекомендуют нам обмануть свой ум. Да, мы не всегда можем остаться жить в храме, да мы не всегда можем отправиться в вечное путешествие со своим духовным учителем, а этого бы конечно очень хотелось. Кажется, как же войти в это состояние вечности? И трактаты рекомендуют думать о каждом дне, о каждом духовном действии, о каждом временном периоде, о каждом усилии как о последнем. Именно эта медитация позволяет нам войти в состояние вечности. Это секрет йоги, секрет духовной практики. Йога - это не способность прожить 400 лет, йога - это способность понимать, что сегодняшний день может быть последним днем моей жизни… Как только я начинаю думать, что этот день для меня может быть последним, я тут же могу преодолеть границу времени и оказаться в настроении вечности, а значит, мой духовный прогресс увеличивается в разы. Я просто понимаю, что я пришел не для того, чтобы опять уйти. Я пришел, чтобы на этом остановиться. Но секрет как раз и состоит в том, что, несмотря на то, что я готов умереть прямо сегодня вечером, в действительности это позволяет мне жить полноценной жизнью. Это позволяет мне почувствовать вечность жизни. Если я надеюсь еще на 30 лет жизни или даже просто еще на три года, или еще на три дня, а точнее в трактатах говорится, что если я утром рассчитываю, что доживу до вечера, или вечером рассчитываю дожить до утра, то нахожусь в глубочайшей иллюзии. Пока я прихожу, чтобы уйти, мое преданное служение будет поверхностным, временным и подверженным падению. Я должен им заниматься как последним занятием в своей жизни. Я готов умереть в своем служении. Я готов умереть прямо на этой лекции, а если нет, значит, тенденция к падению еще осталась в моей жизни. И это не искусство смерти, это истинное искусство жизни. Почему человек опять попадает в процесс реинкарнации? Потому что он поздно задумывается о смерти, о временности жизни. Человек старается изо всех сил думать о жизни как о чем-то постоянном, но в результате оказывается в самом непостоянном состоянии реинкарнации. Вспомните, как нас учил думать об этой жизни Шрила Прабхупада: думать об этой жизни, как о последней. И в этом секрет духовной практики. Она позволяет думать о жизни так, что эта жизнь действительно становится последней. Она действительно становится точкой отправления в вечность. На Востоке рассказывают историю о слуге-энтузиасте. Хозяин, страдающий от головной боли, послал своего слугу принести ему из аптеки лекарство. Слуга подумал, что одного лекарства будет не достаточно, поэтому он еще назначил для хозяина встречу с врачом, а по пути домой посетил еще и агента похоронного бюро. И даже договорился о хорошем месте на кладбище. Хозяин спросил слугу, когда тот вернулся: "Где ты был так долго?" И слуга ответил: "Господин, я все устроил, можете не беспокоиться, лекарство купил, врач скоро придет, вечером у вас встреча с агентом похоронного бюро, а вот план вашей могилы на кладбище...". Другая причина текучки в духовных организациях - это ощущение ненужности. А чувство ненужности возникает, когда руководство считает своих подчиненных взаимозаменяемыми частями. Нет ничего более опасного для организации чем лозунг - незаменимых нет. С одной стороны, кажется, что это очень удобно, когда преданный умеет выполнять все виды служения. Он может в любой момент заменить любого другого преданного. Это выгодно всем, и это очень похоже на выработку смиренного настроения. Но в действительности это может превратиться в прямой путь к жуткой текучке кадров. Специалисты по кадровой политике говорят, что такое настроение в коллективе приводит к текучке более 50%. Как можно вызвать чувство верности и стабильности в организации, которая считает своих сотрудников обыкновенными запчастями? В армии это называется пушечным мясом. Как можно своей жене сказать, что я еще сто таких женщин в любое время себе найду? Нет, муж должен говорить жене каждый день, что она самая прекрасная и неповторимая, что нигде и никогда он больше такой не найдет. То же самое и жена должна говорить своему мужу, а не то, что любой другой мужик может получать столько же и даже больше. Пока мы думаем, что нет никакой проблемы в том, что преданные уходят, что мы пойдем и проведем фестиваль, который вновь пополнит наши ряды свежими кадрами, мы не перейдем на стадию зрелости. Мы так и останемся детским садиком с замашками научно-исследовательского института. Несмотря на то, что душ бесконечное количество, каждая душа для Господа бесконечно дорога и неповторима. И пока это настроение не придет в наше общество, мы будем бесконечно бороться с гунами материальной природы в виде постоянной текучки кадров. Коварный эффект текучки состоит в том, что она порождает новую текучку. Люди уходят быстро, поэтому нет смысла тратить деньги на их обучение, да и вообще на любую другую заботу. Поскольку организация ничего не вкладывает в человека, ему легко с нею распрощаться. Поэтому такую организацию легко узнать, она требует от человека полной преданности, но сама не собирается вкладывать в него ни копейки. Это организация взаимозаменяемого стиля, которая ради своей высокой цели перестала ценить сотрудников. Но духовная организация - это организация, имеющая одной из основных целей сохранение своих членов. Если цель какая-то другая - то она может легко реинкарнировать в обыкновенный колхоз, цель которого забрать у каждого колхозника все его хозяйство, чтобы он зависел от колхоза и отдавал ему все свои силы. Это мы уже проходили в нашей российской истории. Один из колхозов однажды даже назвали колхоз Напрасный Труд. А самое интересное, что в организации с текучкой не выгодны сотрудники с неповторимыми качествами, потому что их потом просто будет некем заменить. Поэтому пропадает смысл в развитии, обучении и поддержке того, кто становится необычным, ярким и успешным. Зачем нужен человек с замечательными качествами, если заменить 6такие качества будет слишком сложно? Ощущение же, что организация не видит в сотруднике ничего необычайного, вызывает у этого сотрудника чувство недооцененности как индивидуума. И это просто убивает его желание что-то в себе менять, да и вообще что-либо делать для этой организации. И, в конце концов, видя, как все уходят, человек начинает задумываться. Может со мной что-то не так, может, я напрасно так долго тут нахожусь, может надо делать как все, искать новое теплое местечко? Так майя приходит и убивает духовность на корню. Преданные считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто не просто рано встает, а встает рано и в хорошем настроении. Но как может быть у человека хорошее настроение, если он чувствует, что сегодня его могут легко заменить кем-нибудь другим... Мы должны плакать по тем, кто ушел, а не проклинать их вдогонку словами "больше не возвращайся". Если мы не плачем по ушедшим, то понимаем, что и по нам особенно никто не всплакнет, а скорее всего еще и проклянут напоследок, пожелают сгореть в аду и желательно на медленном огне, да еще и проведут семинар на тему, как не надо делать и чем это заканчивается. Уходящий человек в действительности показывает всем нам, что двери из нашей организации не просто открыты, а в них страшно дует. И этот холодный ветер - ветер непонимания, что в теле каждого живого существа находится душа и сверхдуша. А значит, мы еще не далеко ушли от второй главы Бхагавад-гиты. |