Не забывайте о Боге!

Глава 10 текст 9

"Истина находится прямо в сердце ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Йогическое совершенство состоит в полном сосредоточении на Абсолютной Истине. Полная сосредоточенность проявляется в том, что человеку интересно думать, слушать и говорить только об этом. Конечно, мы должны выполнять различные обязанности в этом мире, но вопрос интереса очень важен, так как мы идем туда, куда нам идти интересно. Если я куда-то иду телом, но мое сознание этого не хочет, то я не получу благо от такого продвижения. Если меня силой затащить на неинтересный мне фильм, то я все равно не получу от этого удовлетворения. Я все равно буду недоволен этим. Поэтому результат от физических усилий без внутреннего интереса — нулевой. Если я прилагал усилия без интереса, — то я не двигался вперед, я просто стоял на месте.

Человек может внешне заниматься духовным развитием, а внутренне интересоваться материальными вещами, а другой может внешне заниматься решением материальных задач, а внутренне интересоваться духовным развитием. Внутренний интерес можно понять по тому, о чем человеку нравится слушать. Мы слушаем сердцем, поэтому и продиагностировать свое собственное сердце можно по привязанностям в слушании. Если мне нравится слушать гадости — значит в сердце одна гадость, а если мне нравится слушать сладости, значит в сердце одна сладость. Мы там, где наш интерес, и об этом надо помнить.

В этой главе перечисляются вибхути — проявления Абсолютной Истины. Поэтому эта глава и называется вибхути-йога. Истина дает разрешение некоторым явлениям в этом мире стать своими представителями, чтобы мы могли медитировать на них, связывая свое сознание с Абсолютом. Так мы можем увидеть Бога в этом мире, еще не обладая духовным видением. Мы просто медитируем на то, что связано с Абсолютной Истиной.

Почему так завораживают Гималаи, почему хочется гулять по берегу океана, почему музыка трогает наше сердце? И Бхагавад-гита отвечает: потому что в этом есть маленькая частичка Истины. Она специально распространена в этих явлениях, чтобы мы могли научиться искать Бога во всем, что нас окружает. По этой причине людям так нравится брать автографы: маленькая закорючка связывает читателя с писателем, и книга становится намного интереснее.

Правильное настроение начинается со слушания. Если мы внимательно слушаем об Истине, то Истина нам становится интересной. И не только сама Истина, но и те, с кем можно об этом поговорить, с кем можно это обсудить. Разговоры об Истине привязывают к ней наше сердце, делают нас по-хорошему зависимыми от высокого. А это значит, что мы начинаем возвышаться. Зависимость — это природа нашего сознания, поэтому выбор только в том, от чего я буду зависеть: от возвышенного или от низкого? Зависимость — это желание быть рядом, желание встретиться, и когда появляется зависимость от Абсолютной Истины, то вся жизнь превращается в йогическое совершенство. Если я иду к свету, то сам становлюсь просветленным, если же я иду к темноте, то сам погружаюсь во мрак невежества.

Да, понять Абсолютную истину не так-то просто, но в Бхагавад-гите дается надежда: кто настойчиво ищет Истину, тому она будет раскрыта в виде милости, тому она откроется изнутри, прямо в сердце. Поэтому надо не просто искать Истину, но еще и ждать, когда она сама придет к нам изнутри. Истина действительно находится прямо в сердце, поэтому для нее не составит труда дать нам просветление. Для этого надо хотя бы теоретически понять, что пока в нашем сознании очень и очень темно. Гордость не позволяет нам видеть истину, нам кажется, что мы и так достаточно очищены и не нуждаемся в дополнительном свете знания.

Но этот мир окружен толстыми стенами, состоящими из невежества. Мы хотим находиться в невежестве и ради этого пришли в это грустное место. Нам хочется все больше и больше забыть об истинной природе нашей души. Нам уютно в забытьи. Единственная проблема состоит в том, что мне все мешают насладиться одиночеством, а быть Богом в этом мире можно только в полном одиночестве. Как только появляется хотя бы еще один человек, он тут же мне мешает чувствовать себя единственным и неповторимым.

Так появляется гнев в сердце, который говорит только об одном: я не хочу, чтобы мне мешали наслаждаться моей «божественностью». Поэтому Гита советует для начала принять духовного учителя, потому что в его присутствии у нас пробуждается совесть. А совесть хоть немного, но просветляет разум. Я вдруг осознаю, что бешено жил, боясь умереть, я просто не понимал, что душа вечна и требует вечных наслаждений, а не временных и низкосортных. Истинное знание всегда находится в сердце у живого существа, и только покрытие из невежества и гнева не позволяет этому знанию проявиться.

Любовь к Богу не приходит извне, это не что-то чужеродное. Занимаясь духовным развитием, мы просто очищаем свое сердце, и любовь сама просыпается в сердце и начинает бороться с невежеством изнутри. Да, нам необходимо внешнее знание, чтобы достучаться до знания внутреннего, но, в конце концов, настоящее открытие Абсолютной Истины происходит в самом сердце. Через внешнее знание мы приходим к внутреннему откровению. Знание подобно ключу, с помощью которого мы можем открыть дверки в свое собственное сердце.

Когда знание приходит извне, то мы действуем на основе страха. Мы боимся совершить грех, чтобы не попасть в ад. Но когда знание начинает приходить изнутри, тогда мотивом становится любовь. Нам просто в голову не приходит грешить. Так, парень и девушка стараются не смотреть на других в процессе развития отношений, потому что это может подорвать доверие и испортить атмосферу. Но когда в их сердце пробуждается любовь, они не видят больше никого вокруг, им даже в голову не приходит, что есть кто-то еще в этом мире, кроме того, кого они любят. Так и все правила йоги нужны только для того, чтобы очистить сердце, когда же в сердце пробудится любовь к Богу, правила будут уже не нужны, так как человек будет им следовать сам по себе, без страха и принуждения.

Любое знание как материальное, так и духовное приходит к нам в результате внимательного слушания. Для того чтобы полноценно познать предмет изучения, его нужно сначала как-то назвать. Не назвав предмет для изучения, невозможно говорить именно о нем — вдруг речь идет о совсем другом предмете? Первое, что делают ученые при изучении чего-то нового, — дают ему название. Нашли на небе новую звезду — назвали ее «Чебурек».

Теперь можно изучать эту звезду, и всем будет понятно: мы изучаем звезду по имени «Чебурек». Познавать можно только то, что имеет название. Поэтому Бхагавад-гита честно дает названия всему, тем самым открывая для нас мир духовной науки. И если мы называем Абсолютную Истину Кришной, то рано или поздно мы сможем понять все тонкости духовной науки, так как будем действительно научно заниматься самосознанием.

И первое, что мы узнаем об Истине, — это то, что Она может абсолютно все, что Она обладает всеми энергиями в этом мире. И это даст нам успокоение, так как теперь мы сможем действительно решить все свои проблемы. Представьте, что вы получили зарплату в миллиард долларов, так и, обратившись к Бхагавад-гите, мы получили доступ к знанию о бесконечном могуществе духовного развития. Бхагавад-гита не просто знание — это знание, с помощью которого мы сможем изменить в своей жизни абсолютно все, если, конечно, перестанем гордиться своими достижениями.

И сейчас в десятой главе Арджуна слушает о том, что ему будет показано в одиннадцатой главе. Это открывает нам правильную последовательность развития: сначала надо услышать о Боге, прежде чем Его увидеть. Поэтому, принимая духовного учителя, мы получаем от него связь с Абсолютной Истиной через слушание. Наше собственное сознание покрыто слишком толстым слоем невежества, чтобы самостоятельно установить связь со сверхдушой в сердце. Кто-то должен нам все объяснить ясно и понятно — и настолько ясно и понятно, чтобы в сердце стало светло, и мы сами смогли в нем увидеть Абсолютную Истину.

Современная притча

Однажды Учитель вместе с несколькими учениками посетил интересовавшую его лекцию в местном университете. По окончании лекции ученики, заинтересовавшись, спросили Учителя:
— Что ты скажешь об этом профессоре, Учитель? Понравилось ли тебе то, как он владеет материалом и как объясняет его?
— На мой взгляд, ? сказал Учитель, ? ему надо бы преподавать не в университете, а в школе или даже, может быть, в детском саду.
Когда Учитель произнес эти слова, кто-то, стоявший недалеко от них, развернулся и решительными шагами пошел прочь. Один из учеников воскликнул:
— Учитель! Это тот самый профессор.
Учитель всмотрелся в спину уходящего, улыбнулся и сказал:
— Кто-нибудь, пожалуйста, догоните его… и скажите, что я ошибся: только школа!
Ученики были очень удивлены. Мало того, что Учитель обижает профессора, о котором идет речь, он еще и необычно быстро меняет свое мнение. Они догнали профессора и попросили у него прощения. Но тот сказал, что очень благодарен за эти слова. И ученики, совсем запутавшись, попросили его объяснить, почему он благодарен за оскорбления?
И профессор ответил: «Сначала меня удивило и даже обидело высказывание Учителя, которое я случайно подслушал после довольно успешной, на мой взгляд, лекции, на которой он присутствовал. Учитель заявил, что мое место ? не в университете, а в школе или детском саду. Однако теперь я понял, что глубокое убеждение Учителя заключалось в том, что на самом раннем этапе в обучении должны участвовать лучшие преподаватели. И я с этим полностью согласен! Я по недомыслию принял искренний комплимент за оскорбление или злую шутку. И это немного уменьшило мою квалификацию, поэтому он решил, что для детского сада я еще не созрел. Ну что ж буду работать над собой».



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика