Не забывайте о Боге!

Глава 11 текст 31

"Всегда помнить о Боге ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

В этих стихах мы видим, как величие мешает проявлять дружеские и любовные чувства во взаимоотношениях. Поэтому у всех великих людей практически нет друзей. Это первое, о чем предупреждают тех, кто решил взобраться на олимп славы: славу-то ты получишь, но друзей у тебя больше не будет. Готов ли ты ради славы пожертвовать дружбой? Дружба уже делает тебя счастливым, а вот сделает ли тебя счастливой слава? Поэтому Абсолютная Истина не очень-то рада таким взаимоотношениям, и мы видим, что Арджуна тоже перестает в этот момент быть другом, а становится испуганным слугой.

Но мы не Арджуна, мы не друзья Кришны, а потому должны сначала научиться правильно проявлять чувства почтения и благоговения. Чтобы стать другом, сначала надо стать настоящим слугой. Слуга - это тоже друг, но это друг, понимающий величие своего Господина. Поэтому мы в наших храмах поклоняемся Богу не как другу, а как Господину, как Лакшми-Нараяне. И это наше естественное положение на пути к духовному счастью. Мы должны научиться вести себя как слуги, дружественно расположенные к своему господину. Ведь бывают слуги, которые не очень-то любят того, кому служат. Этакие слуги-враги, подворовывающие у своих хозяев. Это одна из основных проблем во всех областях, где есть служение другим. Так, уборщики квартир зачастую просто присматривают, чего бы такого стащить, чтобы не было заметно.

Пока мы представляем собой слугу с претензиями, слугу с надеждой на то, что надо немного поднапрячься и больше никогда и никому не служить. Мы хотим стать слугой не для того, чтобы служить всем, и Богу, и его детям, а для того, чтобы, служа Богу, больше не служить никому. Именно поэтому мы иногда так несчастны даже в служении Абсолютной Истине. Мы хотим помнить только о Боге, но и то ради того, чтобы забыть обо всех остальных. Такое однобокое и негармоничное состояние сознания выражается в том, что мы пытаемся служить Богу только прямыми способами, через молитвенную практику, через слушание лекций или чтение трактатов. Все остальное мы отвергаем, не считая это за что-то полезное. Но в действительности, отвергая второстепенное, мы и основные методы делаем однобокими, неполноценными и фанатичными.

Да, служить Богу - это помнить о нем через молитву, выполнение преданного служения и постижение духовного знания. Это мы уже поняли и думаем, что этого вполне достаточно. Однако это только половина духовной науки. Вторая часть духовного знания не менее важная, и состоит она в том, чтобы понимать, как служить Богу в перерывах между этими основными аспектами преданного служения. Как помнить Бога тогда, когда я не повторяю молитву, когда я не занимаюсь преданным служением и когда я не изучаю священные трактаты. И только тот, кто понимает и первую, и вторую часть духовного знания, становится твердым преданным, который уже никогда не сворачивает с пути духовного развития.

Мы знаем эту простую духовную формулу - помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Но что значит эта формула, для нас это не всегда понятно. Но в связи с тем, что мы объяснили выше, становится ясно, что помнить о Кришне - это выполнять основные виды духовной практики, прямо занимаясь служением Богу, совершая действия, направленные на Него непосредственно. А вот не забывать о Кришне надо немного другим способом. Необходимо научиться жить и действовать так, чтобы Кришна все равно был доволен, понимая, что мы в этот момент не можем служить Ему прямо, но хотим провести это время так, чтобы он видел и понимал, что мы все равно помним о Нем.

И именно это умение доставлять Кришне удовольствие в промежутках между прямым преданным служением и называется ведической культурой. Культура учит нас так относиться к материи, чтобы это было приятно Богу и чтобы это отношение позволяло нам помнить о нем даже в эти вынужденные перерывы между духовной практикой. Фактически, духовная культура позволяет вообще избавиться от перерывов в духовном развитии. Как я воспринимаю окружающих меня людей, свою работу, свой дом, свои проблемы, которые мне надо решать? Если я во время этого забываю о Боге, значит, я и воспринимаю их не правильно, и веду себя не культурно.

Поэтому в ведах так много правил поведения, но они не предназначены замучить нас до смерти своими тонкостями, их основная задача - научить нас так общаться с материей, чтобы даже такое общение постоянно нам напоминало о Боге. Во сне мы не можем помнить о Боге, это еще далеко не наш уровень, но если я помню о том, что Богу приятно, когда я сплю головой на восток, то это позволяет мне не забывать о нем даже во время этого акта невежества. И дело вовсе не в востоке, дело в нашем желании доставить Богу удовольствие, поэтому мы узнаем, какими Богу приятно нас видеть в том или ином действии, какой способ выполнения одной и той же деятельности доставляет ему удовольствие, а какой нет.

И я уже не просто сплю потому, что мне жить надоело, а потому что я хочу доставить удовольствие Богу своим приятным для него сном. Это и есть преданность, когда не важно, что мы делаем, прямое преданное служение или взаимодействуем с материальным миром, мы все время думаем о том, как это сделать так, чтобы Богу было приятно, а для этого мы хотим узнать правила культуры поведения, которые и являются желанием Бога. Именно так он хочет, чтобы мы себя вели в промежутках между прямым служением Ему.

Мы должны научиться жить так, чтобы это было приятно не только нам, но и Богу. Например, Богу приятна чистота, поэтому, когда мы живем в чистоте, это не только нам приятно, это еще и доставляет наслаждение Богу, а значит, в такой атмосфере легче помнить о Боге и никогда его не забывать. Да, мы научились духовному общению, мы поняли принципы преданного служения, теперь осталось самое интересное, научиться общаться с материей так, чтобы это тоже было приятно Богу. И только после этого мы станем по-настоящему свободными. Свобода для нас - это не возможность отказаться от обязанностей, а, напротив, возможность взять их на себя и принять ответственность. И наша ответственность состоит в том, чтобы каждое наше действие помогало нам и всем окружающим становиться ближе к духовной реальности.

В свое время Рабиндранат Тагор говорил, что если ты проливаешь слезы о том, что нет солнца, - то в это время ты не увидишь, что вокруг тебя множество звезд! Так и мы постоянно жалуемся, что у нас мало возможностей прямо служить Богу, но за этими жалобами мы не замечаем глубочайшую духовную ведическую культуру, которая позволяет доставлять Кришне наслаждение 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В действительности, тот, кто жалуется на то, что у него нет возможности служить Кришне, жалуется на свое бескультурье, и не более того.

Сейчас мы все сидим и слушаем лекцию, но если сидеть с прямой спиной, Кришне будет приятнее смотреть на то, как мы все это делаем... Попробовали? Почувствовали радость? Это потому, что мы своей прямой спиной доставили Кришне удовольствие, и Он ответил нам через сердце. Тот, кто может общаться с Кришной через культуру, ощущает Его в каждом своем действии. Такой человек становится по-настоящему духовной личностью и имеет все шансы, чтобы вернуться назад домой к Богу.

А самым важным аспектом духовной культуры, которая доставляет бесконечную радость Кришне, является забота о Его преданных. В Шримад Бхагаватам объясняется, что все, что мы делаем, должно делаться ради Господа, но Господь неотделим от своих преданных. Поэтому Господа невозможно удовлетворить отдельно от них. Однако возгордившись мы иногда начинаем думать, что тому, кто удовлетворяет Господа, нет необходимости беспокоиться ещё и о Его слугaх. Но это не верно, потому что Сaм Господь хочет, чтобы в нaчaле мы позaботились о Его слугaх и только потом подумaли, кaк удовлетворить Его Самого. Господь Кришнa говорит: «Мaд-бхaктa-пуджа-бхйaдхика»- Поклонение Моим предaнным превосходит поклонение Мне» (Бхaг., 11.19.21). В «Шивa-пурaне» также говорится, что лучшей формой поклонения является поклонение Господу. И поклонение предaнным Господа дaже превосходит поклонение самому Господу.

Если мы способны понять этот важнейший аспект духовной культуры, то наша возможность служить Богу бесконечно увеличивается. Так, например, обычно вайшнавы не принимают пищу от полубогов, но Господь Чайтанья разрешил делать это, помня о том, что полубоги - это возвышенные преданные Господа. Так и мы в перерывах между прямым служением Богу можем служить его преданным, которых огромное количество, и это позволяет нам не прерывать свое преданное служение. Но суть даже не в этом, а в том, что это очень и очень нравится Кришне. Поэтому вайшнавы так счастливы, они знают секрет, как доставить самое большое удовольствие Богу - а доставить его можно послужив его преданным. И тот, кто понял это, считается уже не жителем этого мира, может уже начать с ним прощаться, он уже никогда не вернется в это мир материальных беспокойств.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика