Не забывайте о Боге! |
Глава 11 текст 8-9 "Духовные обязанности не противоречат нашим материальным обязанностям ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Для того чтобы увидеть вселенскую форму Бога - надо изменить свои глаза, а для того, чтобы увидеть духовную форму Бога - надо изменить свой ум. Вселенская форма - это олицетворение всего материального процветания, а духовная форма - это сочетание высших личностных качеств. Поэтому, если мы тянемся к материальному богатству, то постепенно теряем богатство отношений, а если тянемся к прекрасным отношениям, то теряем интерес к материальному процветанию. Что для нас богатство, материя или отношения - вот в чем вопрос. Поэтому Арджуна вовсе не стремится увидеть вишва-рупу - вселенскую форму Бога, но хочет ее появления, чтобы показать всем своим последователям, что Бог - это не теоретическая концепция, а реальное проявление. Арджуна не просто воин, он еще и первое звено в цепи учителей, через которых будет передаваться это знание, а значит, на нем лежит и вся ответственность за предоставление различного рода доказательств верности этого пути. Этим самым Арджуна показывает, что человек ответственный готов выполнять все свои обязанности, чтобы не попасться на удочку духовного фанатизма. Да, материальные обязанности требуют много времени и далеко не всегда доставляют нам блаженство. Арджуне не доставляло никакой радости видеть вселенскую форму, но он знает, что без этого духовность не утвердится на этой земле. Этим самым он задает систему сбалансированного мышления, которая утверждает, что без должной заботы о своем теле, о спокойствии в собственном уме, об отношениях в обществе и других гранях разумной жизни, человек не сможет должным образом заниматься и духовным развитием. Это очень важно понять: если не выполнены грубые обязанности, тонкие тоже так просто не получится выполнить. Краски надо наносить на холст, но если сам холст дырявый, что тогда делать художнику, ему приходится заново перетягивать холст. Как заниматься духовной практикой, если тело все время болеет, если в уме одни проблемы, если все вас ненавидят и презирают? Все эти проблемы возникают оттого, что человек преждевременно оставляет свои обязанности, думая, что он уже житель духовного мира, а не материального. Такая ошибка делает его поведение похожим на бред сумасшедшего. Все это не приводит к духовной жизни, а вызывает совершение дополнительных грехов, а значит, только мешает духовному развитию. Да, мы собрались ехать в отпуск через месяц, но если я перестану выносить мусор до отъезда, это не сделает меня счастливым, это будет сумасшедшей глупостью и грехом. А это значит, что несмотря на то, что исполнение обязанностей требует от нас достаточно много времени, нужно все равно продолжать их исполнять, понимая что они являются частью нашего духовного развития, так как позволяют ему продолжаться. Запомните: материальные обязанности не помеха духовной жизни, а ее часть до тех пор, пока мы находимся в материальном мире. Да, в машине движущей частью является мотор, но без заботы обо всех других частях машины тоже далеко не уедешь, да и опасно такое отношение: может привести к трагедии. Со временем на материальные обязанности будет уходить все меньше и меньше времени, а на каком-то этапе они вообще превратятся в полноценные духовные элементы, как гусеница постепенно превращается в бабочку. Естественно, следует избегать обязанностей, которые явно противоречат развитию сознания или даже его разрушают. Надо применять свой разум и находить замену этим обязанностям так, чтобы продолжать нести ответственность за то, что нам выделено судьбой как наша доля. Так если нас не устраивает с духовной точки зрения какой-то вид пищи, то не надо отказываться от пищи совсем и становиться солнцеедом, надо просто изменить свой рацион так, чтобы все употребляемые нами продукты питания соответствовали нашей системе самоосознания. И с другой стороны, надо понимать, что духовные обязанности не противоречат нашим материальным обязанностям, поэтому нельзя думать, что духовная жизнь отнимает у меня все, что есть и полностью противоречит моим сегодняшним желаниям. Нет, духовная жизнь очень гармонична, а значит, она позволяет человеку идти к духовным целям по тем дорогам, от которых он еще не может отказаться. В Падма-пуране говорится, что тот, кто читает мантру Кришне на четках, может достичь любых целей в своей жизни. Повторение мантры на четках может и в рай привести, и даровать освобождение. А если четки сделаны из туласи, то в этом случае они исполняют любые желания во всех сферах жизни. Максимальный эффект достигается на четках из 108 бусин, средний на четках из 50 бусин. А минимальный на четках из 20 бусин. Но есть несколько предостережений: мантра не приносит результата, если повторять ее с использованием указательного пальца, если перескакивать через главную бусину на четках, если не задействовать свой большой палец, если прикасаться к четкам левой рукой или ронять их на землю. Мантра на четках тоже не принесет блага, если руки человека грязные, если он разговаривает во время повторения мантры или сидит с накрытой головой. Не будет много пользы и в том случае, если человек голоден, лежит, ходит, спит или думает о постороннем. Даже если человек не пересчитывает сколько он кругов прочитал на четках, делает это в ботинках или с вытянутыми ногами, эффект от повторения мантры сокращается в разы. Да, это условие достижения духовного процесса, который называется ритуалом и состоит из трех частей: техники его выполнения, цели и настроения, в котором его нужно выполнять. Стоит нам упустить из виду любой из этих аспектов и все наши действия потеряют смысл. Если мы сосредотачиваемся на деталях, забывая о цели, то превращаемся в роботов-трансценденталистов. Эту проблему можно заметить во многих традиционных религиях, в которых ритуалов много, а их смысл уже может быть давно утерян. Если же мы сосредотачиваемся только на цели и, пытаясь поскорей достичь ее, пренебрегаем всеми правилами, то такая деятельность тоже не имеет большого смысла. Это все равно, что торопиться домой к ужину, гоня по городу на машине, нарушая все правила подряд - так далеко не уедешь. Но самым сложным аспектом ритуала является его настроение. Так как мало следовать всем правилам деятельности, мало даже помнить о том, ради чего мы это делаем, надо еще и иметь правильное отношение к тому, что мы делаем. Если все делать правильно и видеть цель, но без должного настроения, то человек исполняет все свои материальные желания, кроме духовных, и это начинает постепенно настораживать и раздражать. И что же это за настроение такое - это настроение радости от общения с Богом, настроение радости от приближения к Нему, настроение радости от возможности что-то сделать для Него и доставить Ему радость. Если этого настроения нет, то я просто все делаю для себя, хотя делая так, как будто занимаюсь духовной практикой. И долго такая деятельность продолжаться не будет, обычно это приводит к депрессии. Поэтому помните, что утрата энтузиазма - это признак того, что мы что-то делаем неправильно или в неправильном настроении. Наша задача не просто сделать веру частью нашей жизни, если мы сможем обрести правильное настроение, а значит будем хотеть каждым нашим действием доставить удовольствие Богу, то граница между верой и жизнью сотрется и тогда каждое нашедействие и даже каждый вздох станет шагом на пути к духовному совершенству. |