Не забывайте о Боге!

Глава 13 текст 16

"Контроль чувств ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Материальными чувствами невозможно изучать Абсолютную Истину. Поэтому духовный путь начинает с очищения чувств от материального влияния. А очищение чувств начинает с их контроля. Фактически, контролируемые чувства, это и есть первая стадия чистоты чувств. Да, в них еще остались материальные желания, но человеку уже хватает сил, чтобы направлять свои чувства к более чистым и возвышенным объектам. На второй стадии их уже не надо будет контролировать, так как они буду естественным образом привлечены высшим вкусом духовной реальности.

Конечно, повезло тем, кто воспитывался в духе контроля чувств. Правда в наше время родители все меньше и меньше понимают сам смысл воспитательного процесса. Воспитание должно научить ребенка управлять своими чувствами. Если он не научится этому, то навсегда останется их рабом - годаса. Шрила Прабхупада пишет в своем письме о том, что учить невинного ребенка удовлетворять свои чувства, причем учить его этому в раннем возрасте, когда дети счастливы практически в любых условиях и при любых обстоятельствах - есть величайшее насилие.

И это насилие над ребенком, это нежелание научить его контролю над самим собой, вызывает все другие типы насилий. Создав семью, он будет решать проблемы самым простым и понятным для него способом - опять через насилие. Если ребенок 20 лет учился сдерживать свои чувства, эмоции, то этого воспитания должно хватить, чтобы в семейной жизни он продолжил контролировать себя. А значит, отпадет проблема внутрисемейного насилия и измен. Измена и насилие в семье - это не проблема сексуальной распущенности, так как сексуальная распущенность - это проблема воспитания. А значит измена и насилие - это проблема воспитания.

Сейчас проблема воспитания абсолютно во всем. В воспитании монахов тоже не все так просто. Воспитать монаха может тот, кто сам является воспитанным монахом. Если это воспитание не отлажено, то вместо слуги всех живых существ из монастыря выходит лентяй и тунеядец. Духовное воспитание не менее сложно, чем все остальные виды воспитаний, а точнее оно самое сложное из всех остальных. Поэтому далеко не всегда получается исправить характер человека за те несколько лет, которые он проходит обучение в монастыре.

Есть известная шутка на эту тему:
глупый монах хочет создать семью, и создает ее…
умный монах хочет создать семью, но не делает этого…
несчастный монах хочет создать семью, но не может этого сделать…
больной монах не хочет создавать семью да и не может…
и только настоящий монах - просто не хочет создавать семью и все!

Если воспитание монаха построено неправильно, то оно приводит к возникновению фанатизма, цинизма и лентяйства. Очень трудно воспитать личность, которая должна нести всем Истину. Очень трудно уберечь ее от гордости и избранности. Поэтому в наше время, настоящий воспитанный монах, настоящий слуга Бога и всех его детей встречается крайне редко и должен быть уже давно занесен в Красную книгу. Он встречается так же редко, как и воспитанный домохозяин, который может контролировать свои чувства. Поэтому такой контролирующий себя домохозяин фактически неотличен от воспитанного монаха.

Кто такой воспитанный человек? Воспитанный человек не меняется тогда, когда меняется ситуация. Он не меняется, когда меняется погода, меняется место жительства, меняется время года, меняется экономическая ситуация, меняется окружение и даже когда меняется его возраст или социальная роль. Так, например мужчины и женщины последовательно играют три роли в своей семейной жизни. Мужчина играет роль сначала жениха, потом мужа, а потом отца. Женщина играет сначала роль невесты, потом роль жены, а потом роль матери. Невеста кстати значит - "невесть что" то есть неизвестная женщина...

И если они невоспитанны то, ни каким способом невозможно по одной роли, которую они играют понять, как они будут играть в другой роли. Поэтому познакомившись на роли жениха и невесты, они не могут узнать друг друга в роли мужа и жены и вообще не могут поверить, во что они превратились в ролях матери и отца. И это только основные роли. В действительности ролей намного больше. Поэтому жить с невоспитанным человеком - это один большой сюрприз. Как только что-то в жизни поменялось - меняется и человек, к которому вы уже кое-как привыкли. От этого можно однажды устать и просто захотеть все это прекратить. Но прекратить это невозможно, так как развод не изменит проблемы в воспитании, которые сейчас присутствует в каждой семье.

Да что говорить, мы не можем понять, не только как будет вести себя ваш ближний в своей новой роли, даже мы сами не знаем, как будем себя вести, когда наша собственная роль поменяется. О каком взаимном доверии может идти речь, когда я не знаю, что будет происходить в голове родственника в тот момент, когда в жизни наступит очередной переломный момент, и что в этот момент будет происходить в моей собственной голове. Это и есть невоспитанность. Я просто не знаю, что и как мне придется контролировать. А жизнь это система контроля. Если я не умею контролировать, я не умею жить. Странно смотреть на человека, который, не научившись водить машину смело садится за руль камаза. Так и странно смотреть на современное общество, которое не изучает философию воспитания, а ждет от людей красивого, культурного, возвышенного и законопослушного поведения.

Поэтому главная задача йоги - сделать наше сознание стабильным, единым и неизменным. Чтобы не происходило, наше сознание должно оставаться таким же. Такое состояние сознания называется чистым или саттвичным. Оно должно оставаться неизменным в радости и горе, в бедности и богатстве, в здоровье и болезни. Тогда и смерть пройдет для нас спокойно и интересно. Мы даем такой обет во время создания семьи, но понимаем ли мы, что даем обет, который равноценен обету монаха, который равноценен обету мудреца, который равноценен обету йога или даже обету святого. Конечно, если муж и жена смогут следовать этому обету в их жизни не будет потрясений, так как их сознание не будет реагировать на жизненные коллизии. Но имеет ли этот обет сегодня хоть какой-то вес, как вы все понимаете - НЕТ.

И как же быть воспитанным, как же воспитывать других, как подняться над изменениями, которыми полон материальный мир, как не меняться под воздействием этапов жизни. Для этого есть только один выход - изучить то, что не подвержено изменениям. Изучать то, что не зависит ни от возраста, ни от материи, то, что от ничего не зависит вообще. Такое знание называется НИРГУНА и это знание об Абсолютной Истине. Поэтому изучение таких духовных трактатов как «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам» есть самое, что ни наесть настоящее воспитание, которое так необходимо в наше время. Любое материальное знание даст опыт управления материей, но не даст опыт управления самим собой, а без этого человек просто не может быть счастливым...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика