Не забывайте о Боге! |
Глава 13 текст 23 "Борьба ДА и НЕТ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Одна из основных проблем человеческой жизни состоит в том, что, сделав в первый раз правильный духовный выбор между низшим, материальным, и высшим, духовным вкусом, человек все равно постоянно оказывается перед этим выбором вновь и вновь. Там, где присутствует поиск любви, обязательно есть и свобода выбора, так как любовь - это и есть выбор, причем выбор именно добровольный. И более того, по мере развития этот выбор может протекать в более сложных и даже драматических ситуациях, когда на кон поставлены не два дня из нашей никчемной жизни, а, например, целых двадцать лет духовного развития. И преданный думает: «Ну как же так, я же уже совершил свой выбор, я же уже сказал своё ДА преданному служению, почему этот выбор опять встает передо мной, что я такого плохого сделал?» Фактически преданность - это и есть выбор, когда я сам добровольно выбираю служение Кришне, а не майе. И этот выбор должен быть осознанным, иначе нам не избежать проверок на добровольность выбора и его осознанность. Эти проверки могут быть генеральными, когда наша преданность проявляется на все 100%, но такая поверка, как пишет Шрила Прабхупада, всего одна в жизни, и после нее больше уже не бывает больших экзаменов. Поэтому духовное развитие строится в основном не на больших испытаниях, а на испытаниях маленьких, испытаниях ежедневных, испытаниях, которых за день может быть 100, 300 или вообще бесчисленное количество. И если мы каждый раз делаем правильный выбор, если мы каждый раз говорим Кришне ДА, то жизнь из ужасной, превращается в чрезвычайно интересную. Но это ДА должно быть обдуманным, искренним и своевременным. Секрет духовной жизни как раз и состоит в том, что преданное служение - это дорогой товар, поэтому одним маленьким ДА его не купишь, за него надо будет с великой радостью расплачиваться всю свою жизнь. Надо будет отдать все свои ДА, которые только у нас есть. Даже за какой-нибудь совсем небольшой и ненадежный дом, да еще и в сейсмически опасном районе (и что интересно, что в одном из самых сейсмически опасных районов Земли самая дорогая жилплощадь), надо выплачивать ссуду целых 30 лет. Каждый божий день человек должен перечислять из своей заработной платы проценты за простой маленький домик, со стороны больше похожий на курятник. И не дай Бог задержать выплаты - отберут все. Так и жена спрашивает своего мужа каждый день: «Ты меня любишь?» А муж пытается уйти от ответа: «Ну, я же тебе уже говорил на свадьбе, что люблю». «Так это было на свадьбе, - говорит она, - а я хочу услышать это сегодня, через 20 лет». Так и Сознание Кришны - это готовность каждый день, снова и снова, говорить Кришне ДА. В различных духовных направлениях это состояние сознания называется по-разному. Одно из названий - считать себя невестой Бога. Это значит, что каждый день у меня свадьба с Богом, и я ему должен сегодня сказать ДА. Сегодня я как в первый раз проснусь на службу, как в первый раз прочитаю свои круги, как в первый раз спою киртан, как в первый раз почту прасад, как в первый раз увижу божества. И если я забуду это сказать как будто в первый раз, или даже вообще забуду это сказать, то в этот день у меня произойдет развод с Богом, я перестану быть Его невестой, мое сознание погрузится в невежество, и я опять отвергну Бога, сказав ему НЕТ. Потому что, если я не сказал ДА, значит, я сказал ему НЕТ. Падение из духовного мира не обязательно должно происходить один раз, по нашей воле оно может запросто происходить каждый день, и даже каждый час, и в принципе даже каждую минуту... В Нью-Йорке есть очень высокий небоскреб в 102 этажа Эмпайр-стейт-билдинг. Но знаменит он не только своей высотой и красотой. На нем лежит и клеймо "точки отрыва". С него сбросилось вниз уже более 30 человек. Зачастую об этом умалчивает пресса по просьбам администрации здания, потому что это «очень плохо для туристического бизнеса». Не смотря на все успехи западной технократической цивилизации, по данным последних исследований только за один год всерьез обдумывали самоубийство более восьми миллионов американцев, причем это были в основном женщины и молодые люди в возрастной группе от 18 до 25 лет. В год попытку самоубийства совершили 1,1 млн. жителей США, 900 тысяч из которых планировали свой поступок. На этом небоскребе произошло и одно неудачное самоубийство, когда женщина решила свести счёты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил её на 85-й этаж, и она осталась жива. Жизнь современного человека может быть настолько пустой, что ему хочется хотя бы своей смертью поразить окружающих напоследок. Но гордость не бывает милосердной, она может сделать даже наш последний шаг жалким и смешным. Даже забираясь на самую высокую точку в материальном мире человек не испытывает блаженства, ему опять хочется кинуться вниз головой, чтобы хоть как-то испытать облегчение от давления материальных желаний. Это и есть двойственность материального мира - мы забираемся как можно выше вверх, чтобы побольнее упасть. А упав, набираемся решимости забраться еще выше, чем в прошлый раз. Слишком уж большое притяжение у материальных желаний, оно настолько сильное, что даже материальное тело не выдерживает ускорения падения и разбивается. Поэтому мистические йоги раньше показывали свое превосходство над материей, проявляя сиддхи левитации. Смотрите, я парю над этим миром. Современные йоги думают, что это какая-то секретная мантра или способ дыхания, но в действительности летать может только тот йог, который развил полную непривязанность к материальному миру. Он ее развил до такой степени, что стал для материального мира не интересным, и даже закон притяжения больше не оказывал на него никакого влияния. Настоящая мистическая сиддха - это непривязанность. Поэтому Шрила Прабхупада заявлял йогам, что преданные достигают всего того же, что и другие йоги. У нас тоже есть свои сиддхи и свои чудеса, и они имеют ту же природу, природу непривязанности к материальному. Но непривязанность к материальному в случае с преданным является безопасной непривязанностью, так как она основана на истинной духовной привязанности к Богу. Иногда неискушенные люди думают, что духовное развитие должно принести абсолютный мир и покой в сердце человека. Человек повторяет мантру, следует садхане, поет киртан только для того, чтобы просто взлететь над этим миром, чтобы этот грязный материальный мир его больше не касался, чтобы из сердца ушли все тревоги и беспокойства. Но ачарьи предупреждают нас о том, что духовное блаженство должно обязательно сочетаться с одним интересным явлением - огромной духовной жадностью, фактически ненасытностью. Говорится, что когда зеркало нашего ума очищается от пыли, то первое, что мы в нем видим - это самого себя и только потом, присмотревшись, мы видим в дальнем углу маленького Кришну. И сколько лет должно пройти, чтобы это видение поменялось, чтобы в зеркале моего ума был виден только Кришна, а где-то в самом дальнем уголке я видел отражение себя, как его вечного слуги? Это и есть задача йоги - увидеть в уме отражение Кришны, тогда ум станет поклоняющимся Кришне, и задача человеческого рождения будет решена. Эта борьба ДА и НЕТ в нашем сознании идет с переменным успехом. Когда я говорю Кришне НЕТ, меня мучает ужасное чувство вины, ведь я отказал тому, кто меня любит. Но также я боюсь и во всех случаях говорить Кришне ДА, так как я еще не уверен, что таким образом исполнятся все мои желания, а ведь у меня их так много, а в некоторых из них я боюсь признаться даже самому себе. Одна из самых страшных тайн психологии состоит в том, что настоящие ученые, исследующие человеческое сознание, поняли, что большинство психических проблем человека - это понимание того, что надо решать проблемы высокими способами, но они кажутся не достаточно эффективными, и человек вынужден вновь и вновь прибегать к способам низким, но проверенным. Кто такой психически больной человек? Это человек, который знает, что он может погулять после работы на природе и так снять свою усталость, а вместо этого он пьет огненную воду и страшно мучается на утро от чувства вины и похмелья. Ведь знал, что так и будет, а все равно сделал. Вместо того чтобы научиться совершать правильный выбор, человек уходит от выбора вообще, он даже использует духовную практику, маха-мантру для того, чтобы избавиться от этой нагрузки. Одна из основных функций нашего ума - это производство все новых и новых желаний. И каждый раз, когда это желание появляется в нашем сознании, мы должны решить, на кого его направить, на Кришну или на себя любимого. Это и есть контроль ума. Наш ум на первых этапах духовного развития не способен отражать в себе Кришну, но он может запросто принимать правильное решение и использовать все возникающие в нем желания для служения Кришне. Фактически садхана бывает внутренняя и внешняя. С внешней все понятно, мы показываем Кришне телом, что выбрали Его. А внутренняя садхана - это садхана ума, когда каждое желание проходит через осознанный выбор между эгоизмом и служением. Это и есть разжигание огня преданного служения. Та бедная искорка, которая каким-то чудом залетела в наше сознание, разгорается в огромный костер посредством осознанного принятия выбора. И если я помню о выборе, то фактически помню и о Кришне, даже если совершаю выбор не в его сторону. Вот это уже называется милостью. Кришна позволяетАрджуне принять решение на Курукшетре, когда понимает, что Арджуна все равно уже думает о нем. И уже не важно, какое решение он примет, сражаться или отказаться. Это Арджуна согласился, но ачарьи говорят, что если бы на его месте был другой воин, он бы мог и отказаться. Кришне нравится аромат чистого сердца, поэтому он приходит сам на этот аромат и начинает помогать преданному прийти к самому себе. |