Не забывайте о Боге!

Глава 13 текст 6-7

"Духовный вариант логики ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Здесь приводится описание 24 элементов материальной природы, но приводятся они в очень кратком варианте, так как в ведах есть разделы, которые специально посвящены описанию этих элементов и логическим связям между ними. Самое главное, что мы должны понять из этого стиха, это то, что все эти элементы в совокупности и образуют материальное тело, которое в своем развитии проходит шесть изменений: оно рождается, растет, некоторое время существует, производит потомство, затем стареет и наконец погибает. И как мы вчера выяснили, это говорит о том, что материальное тело временно, и именно это отличает его от вечной природы души, что и создает в нашем сознании огромные беспокойства.

Поэтому, наше счастье состоит в том, чтобы не только найти само счастье, но и научиться делиться этим счастьем с другими, а это значит, что необходимо освоить йогу передачи знания о счастье. Да, это тоже — йога. Причем, это — самый сложный тип йоги. Намного проще научиться делать 64 асаны, чем передать хотя бы одну духовную мысль человеку, особенно которому мы очень хотим помочь. А обычно именно те, кто нам очень дороги проявляют какую-то особенную непонятливость, и это нас, конечно же, очень удручает. Наша обязанность — делиться счастьем с самыми близкими, и если у нас это не получается, конечно же, мы расстраиваемся. Это все равно, что мы приготовили праздничный ужин, пригласили всех своих друзей, родных и знакомых, но все они почему-то отказываются есть...

Поэтому сегодня мы поговорим о том, каким способом можно поделиться духовными знаниями с окружающими. И сложность возникает в том, что привычные нам инструменты отказываются в этом случае работать. Так, например, первое, что должен понять человек, пытающийся объяснить Абсолютную Истину другому человеку, это то, что логикой, юкти, установить, объяснить и передать истину у него, к сожалению, не получится. В «Махабхарате» махараджу Юдхиштхиру спросили: «Как найти свое главное жизненное предназначение?» И он ответил: «Только не с помощью логики». Поэтому не совершайте ошибку, не пытайтесь приводить родным и близким логичные доводы по поводу того, что им тоже не помешало бы встать на путь духовного развития. Это не только не поможет, а скорее всего очень даже помешает. Невозможно с помощью материальной науки доказывать духовные величины.

Материальная логика, в принципе, не подходит для установления истины, потому что логику можно опровергнуть с помощью этой же логики, на любой аргумент можно запросто найти контраргумент. С помощью логики можно доказать все, что угодно, но человек, лучше владеющий логикой, сможет с легкостью опровергнуть это доказательство. Поэтому материальная логика не считается методом постижения Абсолютной Истины. В народе на эту тему говорят: «Закон — что дышло: куда повернешь, туда и вышло».

В истории известен случай, когда один учитель логики заключил договор со своим учеником. По условию этого договора ученик должен был заплатить ему за обучение, если выиграет свой первый судебный процесс. Но время шло, а молодой человек, будучи жадным по природе, не спешил выигрывать судебные процессы. Тогда его учитель, у которого лопнуло терпение, сам подал на него в суд. Учитель логически размышлял так: «Если я выиграю, то он должен будет заплатить мне по суду, а если выиграет он, то ему придется заплатить мне по нашему договору».

Но его ученик оказался способнее, чем ожидалось. Услышав об этом, он сказал учителю: «Нет, дорогой учитель. Вы неправы. Если выиграю я, то я не должен буду вам ничего платить, потому что таково будет решение суда, а если я проиграю, то я не должен буду вам ничего платить, потому что таков был наш договор!»

Даже по отношению к материальным объектам, логика зачастую не способна дать однозначный вывод. Поэтому в области духовных величин ей точно невозможно воспользоваться. Абсолютная Истина выше материальной логики и ей не подчиняется, потому что у неё есть особая энергия — энергия, снимающая противоречия, виродха-бханьджика-шакти. Благодаря этой энергии все противоречия снимаются и могут мирно сосуществовать в вечности. Как мы вчера выясняли, если мы приближаемся к пониманию Абсолютной Истины, то плохое и хорошее начинают терять свое значение и превращаются в урок, из которого мы либо сделаем вывод, что в себе надо что-то поменять, либо так и останемся страдать дальше, мучаясь от своего собственного мировосприятия. Когда мы начинаем изучать Абсолютную Истину, плохое и хорошее объединяются в один божественный план. Эта идея даже в народе нашла свое понимание через выражение: «Все что не происходит, все к лучшему.»

Поэтому понять духовную науку и передать ее другим с помощью материальной логики будет крайне трудно, а точнее фактически невозможно. В духовных поисках логика только запутывает и вызывает сомнения. Разум — это не функция логики. Разум — это умение следовать за тем, кто знает выход. Если проводник ведет нас по ухабистой дороге, вместо того, чтобы вести по ровной, это не значит, что он ошибается. Логика нам говорит, что лучше идти по хорошей дороге, так будет быстрее. Но проводник просто знает, где выход, и ему абсолютно все равно, что мы там думаем на основе нашей логики. Его задача показать нам самый быстрый и короткий путь, да еще и безопасный и на вид его никак не определишь. Сколько раз мы ошибались, повернув не в ту сторону...

Так и в жизни, нам кажется, что мы неплохо бы развивались и на хороших ситуациях, но судьбе виднее, какие ситуации нам посылать, чтобы мы двигались быстро и вдохновенно. Нам кажется, что судьба действует нелогично, плохим дает много, а хорошим — мало. Но судьба просто знает, как нас привести к счастью кротчайшим путем, а мы пытаемся ее понять логически. Ничего, кроме разочарований, в этом случае логика не вызывает. Так, если мы опаздываем на поезд, и нам мешает чемодан с кирпичами, то судьба может отнять у нас этот чемодан, и мы, конечно же, логично будем за него бороться, но в результате просто опоздаем на поезд. Поэтому человек разумный не переживает по поводу того, что у него забирается по воле судьбы, так как, может быть, это не логично, но однозначно идет ему на пользу.

Если судьба нам посылает бедность, значит, именно через бедность лежит наш самый прямой и самый короткий путь к счастью. А через богатство, соответственно, путь будет самый длинный и долгий. Но мы не верим в то, что Абсолютная Истина желает нам добра. Мы верим в свою логику и думаем, что через богатство нам было бы идти к счастью легче. И так мешаем судьбе помочь нам приблизиться к собственному счастью. Фактически мы постянно сопротивляемся и боремся с Абсолютной Истиной, мешая ей показать нам самый короткий путь к совершенству. Поэтому неважно, как выглядит путь, важно, куда он нас ведет.

Одним словом, логика не только нам не поможет в поисках духовного, вечного счастья, ее вообще лучше избегать в этих поисках, так как ее неправильное использование может разрушить желание духовного развития. И в передаче духовного знания логика тоже может не помочь, скорее всего, она даже навредит, так как тот, кому мы передаем духовное знание, основанное на логике, может найти свои логические контраргументы, утвердиться в них и так навсегда потерять надежду на духовное счастье в этой жизни. Поэтому в «Катха-упанишад» говорится, что настоящий, духовный разум невозможно обрести с помощью логики.

По этой же причине, нет никакого смысла вступать в споры или доказывать правоту духовных истин с помощью материальной логики. Современные люди загипнотизированы логическими выводами, что даем им возможность оправдывать свои сумасшедшие идеи или глупые поступки. Мы не должны поступать так же. Это не принесет в передаче счастья никакой пользы. У логики свои конкретные задачи. Основная из них — это привести в систему все то, что мы видим в этом материальном мире. Такие систематические описания и называются научными или философскими. Систематизация, действительно, позволяет частично понять устройство материального мира и извлечь из него какую-то материальную пользу. Но вот духовную пользу получить уже так просто не получится.

Теоретическая систематизация мира называется гьяна-мишра-юкти. А прикладные науки относятся к карма-мишра-юкти. Но с помощью логики невозможно систематизировать духовные явления, вечное счастье и бескорыстную любовь. А значит, невозможно доказать и то, что вечное счастье есть и то, что вечного счастья нет. Логика просто бессильна перед вечным счастьем, так как она не входит ни в какую систему. Одним словом, материальная логика ограничена материей, и не в состоянии выйти за ее границы. И говорить на её основе о духовных истинах не имеет смысла, да и по определению — неправильно. Логика не в силах приблизить нас к духовному счастью, поэтому оставим ее для материальных дискуссий.

Но, мало кто знает, что есть духовный вариант логики. Специальный духовный трактат «Брихад-араньяка-упанишад» рекомендует нам изучить духовную логику и использовать ее для понимания Абсолютной Истины. Это значит, что мы должны понять логику священных трактатов и логику святых мудрецов. Мы должны понять логику бесконечного счастья и логику бескорыстной любви. Поэтому мудрец не отвергает логику целиком, он использует логику, основанную на духовных знаниях, и это делает его совершенным логиком, так как духовная логика способна привести человека к совершенству.

Духовная логика ведет человека к самосознанию, а материалистичная логика водит его по кругу, заставляя любоваться своими мыслями, развивая только гордость, а значит, увеличивая страдания. Логика, способная дать человеку вечное счастье, по праву считается высшей логикой, и ей наполнены священные произведения. Более сложной и возвышенной логики, чем та, которая находится в духовных трактатах, не встретишь нигде в этом мире. У неё есть особые задачи. Духовная логика используется для того, чтобы разрешить кажущиеся противоречия, встречающиеся в священных писаниях. Такая логика называется шуддха или чистая логика. Материальная логика, кстати, называется мишра или смешанная. С помощью чистой логики и мыслит наша с вами душа. Но попадая в материальный мир, душа покрывается материей и начинает мыслить с помощью смешанной логики.

Материальная, смешанная логика имеет несколько недостатков. Выводы, к которым приходит смешанная логика, всегда несовершенны, а значит, в них всегда можно найти недостаток. В отличие от неё чистая логика всегда приходит к одним и тем же выводам, тогда как выводы смешанной логики постоянно противоречат друг другу. А это значит, что действуя на основании выводов смешанной логики, нам не вырваться из тюрьмы материального мира, мы только все больше и больше будем запутываться в тех или иных противоречиях.

Давайте же разберемся, что это за такая чистая логика. Она основана на понимании того, что душа изначально имеет духовные знания. Это изначальное духовное знание, которое присутствует в каждом из нас, называется «естественным знанием». Оно всегда находится в нашей душе, поэтому мы, грубо говоря, даже не получаем духовное знание, а просто вспоминаем его. Наверняка каждый из вас замечал, что многие истины, которые мы узнаем, нам кажутся очень знакомыми и естественными, как будто, мы это знали всегда. И это действительно так. То, что описывается на страницах священных трактатов, — это наше естественное знание, которое мы просто немного подзабыли.

Духовное, вечное знание не возникает в результате наблюдений или размышлений над тем, что происходит вокруг нас. Для получения духовного знания не надо создавать лаборатории или проводить опыты. Это естественное знание было у души еще тогда, когда у нее не было никакого опыта материального существования. И теперь мы запишем основные постулаты этого духовного знания:

1. Я существую сейчас. Я жив. Я здесь. Я реален. Я это не иллюзия!

2. Я существовал всегда и буду всегда существовать. Не было во времени такого момента, чтобы меня не было!

3. Я счастлив. Просто я сам мешаю себе быть счастливым своими дурными мыслями, речами и поступками.

4. У моего счастья есть источник. Все в этом мире имеет причину, поэтому есть и причина всех причин.

5. Для меня вполне естественно искать покровительства этого источника. Так как, чем ближе я к источнику счастья, тем я счастливее.

6. Я вечно связан с этим источником блаженства, являясь Его последователем. Мне осталось только узнать, что должен делать последователь Абсолютной Истины. Не трудно догадаться, что последователь Истины должен этой Истиной делиться с другими.

7. Этот источник блаженства бесконечно прекрасен. Поэтому, видя во всем красоту, и зная, что красота изначально исходит из Истины, мы можем постоянно быть счастливыми, это и есть состояние высшей йоги.

8. Не в моих силах отвернуться от Него. Что бы я ни делал, моя любовь к Абсолютной Истине такая сильная, что я все равно буду везде Ее искать.

9. Положение, в котором я оказался, прискорбно. Я перестал делиться счастьем с другими и так отдалился от источника вечного счастья.

10. Мне нужно принять прибежище у источника блаженства и счастья, отказавшись от моего нынешнего состояния, таким образом, восстановив свои вечные взаимоотношения с Абсолютной Истиной.

11. Материальный мир — это не мой дом. Это вообще не дом. Это вокзал, с которого живые существа отправляются в различных направлениях.

12. Достигая более высокого положения в материальном мире, я не получаю вечного блага. Поэтому надо развиваться не во внешних достижениях, а во внутренних, надо работать над своими качествами характера, над чистотой сердца и правильным мировосприятием.

Чистая логика — это логика, опирающаяся на аксиомы естественного знания души. Логика в любом случае должна опираться на какие-то аксиомы. Без опоры на аксиомы, логика не в состоянии сделать ни шага. Любая наука подразумевает существование некоторых аксиом, на которых она основывается. Аксиомы, перечисленные выше — это аксиомы духовной науки, которая может привести нас к познанию Абсолютной Истины. И все эти аксиомы подтверждаются на духовном опыте, который получает человек, движущийся по дороге самосознания.

Поэтому и передавать духовное знание надо не материальными логическими аргументами, которые легко можно разрушить встречными контраргументами, а своим реальным опытом самосознания, который основан на духовных аксиомах. А значит, это не просто опыт, это опыт прикосновения к вечности, абсолютному знанию и увеличивающемуся блаженству. Какой логикой можно объяснить человеку, что счастье отдачи намного выше, чем счастье приобретения? Какой логикой можно объяснить, что благородное, но не выгодное поведение доставляет нам больше радости, чем изворотливость и хитрая практичность? Какой логикой можно объяснить, что мы можем быть счастливы, только совершая добро, не ожидая ничего взамен (ведь этот мир основан на купле и продаже, на выгоде и практичности)? Какой логикой можно объяснить, что монах испытывает счастья больше, чем тот, кто коллекционирует сексуальные отношения? Какой логикой можно понять, что пост приятнее, чем разнообразие в питании?

И ответ один — это можно объяснить только духовной логикой, которая просит нас просто начать этот путь и утвердиться в этих аксиомах самостоятельно, получив реальный духовный опыт соприкосновения с вечным счастьем. Поэтому наша логика проста, мы не будем спорить об Истине, мы предлагаем ее попробовать на вкус. Какой логикой можно объяснить человеку, насколько вкусен тот фрукт или овощ, который он ни разу не пробовал в своей жизни? Пили ли вы кокосовое молоко? К молоку это, если честно, имеет очень отдаленное отношение. Я был очень удивлен, когда попробовал его в первый раз. Никакие объяснения, которые я получил до этого, не помогли мне составить о нем правильно впечатление.

Но все говорили мне самое главное: «Когда будет очень жарко — выпей кокосовое молоко, и ты все поймешь». И действительно. Когда было не жарко, я попробовал кокос и подумал, что это за кислятина такая подозрительная? Но, когда я чуть не помер от жары в 45 градусов, вот в этот момент, попробовав кокос, я понял все, я понял, что это действительно — аксиома. Но прийти к этому получилось без помощи логики, а с помощью веры в аксиому, с помощью веры в тех, кто кокос уже попробовал.

Так и делиться духовным знанием очень просто, не надо никому ничего доказывать, надо просто просить всех попробовать то счастье, которое мы уже получили сами. И сейчас я тоже прошу всех вас немного со мной попеть, чтобы ощутить это блаженство святого имени. В супермаркетах этот способ называется дегустацией, так что этот метод применяется даже в материальной реальности. Просто попробуйте вечное счастье и передайте свой опыт другим!



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика