Не забывайте о Боге! |
Глава 14 текст 16 "Цель материального твоения. Карма-Йога ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Сегодня мы займемся карма-йогой, будем учиться науке об эффективной деятельности. Эффективная деятельность - это не деятельность, на которой можно мало работать и много получать, это деятельность, которая приводит к всеобщему удовлетворению. Не вся деятельность одинаково полезна, это очевидно. Мало поставить перед собой цель, надо еще и понять, как ее правильно осуществить. В соответствии с этим мы будем разбирать три типа деятельности: деятельность в благости, деятельность в страсти и деятельность в невежестве. Давайте попробуем разобраться без подсказок. Возьмем что-нибудь простое, например, желание поесть. В первом случае мы можем просто пойти и ограбить продуктовый магазин, можем даже не брать с собой продукты, а наесться прямо там, заснуть и утром попасться в руки правосудия. Есть второй способ: надо найти самую высокооплачиваемую работу, не важно, нравится она мне или нет, трудиться, думая только о еде и зарплате, а не о тех, ради кого я тружусь, потом выбить эту зарплату из директора и, в конце концов, пойти проесть и пропить ее за один день в ресторане. И есть третий способ: работать по своему призванию, стараться служить людям, принося им пользу, думать о том, нравится ли моя деятельность Богу, получить свои честно заработанные деньги и не завидуя тем, кто получил больше, распределить их на весь месяц так, чтобы на каждый день хватило поесть. Догадайтесь, какая из них к какому типу деятельности относится. Да, первая - к гуне невежества, вторая - к гуне страсти, а третья - к гуне благости. А значит и результат у них будет абсолютно разный. Деятельность в благости не просто дает человеку материальный результат, а еще и очищает его сознание. Поэтому в благости человек не стремится много зарабатывать, он понимает, что основная польза приходит на тонком уровне, на уровне сознания, которое становится способно ощущать счастье при любых внешних обстоятельствах. Поэтому такого человека называют мудрецом, так как он выходит из-под влияния иллюзии и способен постоянно испытывать состояние счастья. Сейчас такого человека называют неудачником: он не ищет более престижную работу, он не ворует, не обманывает, простофиля одним словом, не умеет крутиться. Но ему все равно, что о нем думают, считают его мудрецом или глупцом, какая разница, он все равно испытывает счастье. Деятельность же в гуне страсти не несет в себе ничего кроме страданий. Когда человека волнует только результат, и он готов пойти на все ради его достижения, это причиняет страдания всем, и окружающим, и ему самому. А то, что всем приносит страдание, обязательно потерпит крах. Какая разница, убиваю я другого человека, чтобы отобрать у него деньги, или я убиваю самого себя, чтобы их заработать. Это изначально неудачный тип деятельности. Он называется - идти по головам других, или еще некрасивее - крысиные бега. Основной мотив такой деятельности - это зависть. То, что есть у другого, должно быть и у меня. Да, заполучив желаемое, человек испытывает краткосрочное удовлетворение от мысли, что теперь это все мое! Однако все это очень далеко от настоящего счастья и скорее должно называться обыкновенным злорадством. Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, совершающий ее, попросту не обладает никаким знанием, а значит, он страдает прямо сейчас и будет страдать в будущем. В законах кармы говорится, что в следующей жизни такой человек получает тело животного. Поэтому на этом уровне он уже ни перед чем не останавливается. Он готов убить любого, кто встанет у него на пути, ради исполнения своих желаний. К сожалению, такой человек не знает, что в мире есть закон справедливости, по которому все наши насильственные действия обязательно вернутся к нам во всей полноте. К чему бы ни прикоснулся такой человек, все разрушается и разваливается. Такая бесцельная деятельность ни к чему и не может привести, кроме как к полной деградации. Поэтому, каждый раз, когда мы хотим что-то сделать, мы должны ответить на вопрос: «Для чего я это делаю, каков мой мотив?» 1 - если я это делаю для того, чтобы узнать о счастье, найти счастье и поделиться им с другими, это деятельность в гуне благости. 2 - если я это делаю из зависти, так как у других это есть, а у меня этого нет, если я это делаю потому, что все так делают. Если я это делаю для того, чтобы только самому быть счастливым. Если я это делаю только ради денег, славы и уважения, то это деятельность в гуне страсти. 3 - если я не понимаю, зачем я это делаю, если я причиняю страдания другим живым существам, если это незаконно или даже преступно. Если я не могу с пользой потратить заработанное, если я ради своего счастья лишаю счастья других, это деятельность в гуне невежества. В трактатах говорится, что если человек видит мотив своей деятельности, его можно считать взрослым, зрелым и воспитанным. А того, кто способен ещё и менять свой мотив, можно считать мудрецом. А того, кто способен менять мотив ещё и у других, можно считать святым. И Бхагавад-гита - это книга, которая рассказывает о мотивах, учит их видеть и дает силу для того, чтобы их поменять. Что вообще делает нас счастливыми? Давайте посмотрим, что происходит во время любви. В эти редкие месяцы, дни или минуты жизни мы полностью забывали о себе и думали только о другом. И это нам давало такое сильное чувство, которое забыть просто невозможно. Нас не волновали проблемы, мы не думали о деньгах, нам было все равно, промокнем мы под дождем или нет, мы забывали поесть и поспать, и все это просто потому, что мы переставали концентрироваться на себе и начинали думать о счастье другого человека. Но как только любовь проходит, то же самое нас начинает дико раздражать и бесить. Этот ужасный дождь, эта зарплата как подачка, этот капающий кран в ванне… Я просто опять начал думать только о себе, о своем собственном счастье. Поэтому секрет прост: счастливым становится не тот, кто думает о своем счастье, а тот, кто думает о счастье других. И это не просто наша задача - научиться думать о счастье других, это еще и наша основная потребность. Нам это необходимо больше чем воздух, вода и пища, просто мы никак не можем об этом догадаться, и когда это все-таки происходит, такой момент в жизни человека называется просветлением. Поэтому и духовность, и культура, и воспитание, и обучение должны ставить своей целью научить человека бескорыстию и отучить его от естественного эгоизма. Эгоизм проявляется в человеке без особенных усилий. Это грубое животное качество, заложенное в нас от самой природы. Уровень культуры как раз и измеряется тем, насколько она способна приучить человека к бескорыстной заботе о других. Такая культура создает атмосферу уюта, а без нее человек ощущает одиночество, холод и беззащитность, все хотят на нем поживиться, что-то отобрать или как-то обмануть. Поэтому иногда говорят, что материальная культура - это культура обманутых и обманщиков. Нужно понимать саму цель материального творения. Этот мир создан не только для того, чтобы удовлетворить наши желания, но и для того, чтобы вернуть нас обратно в мир духовный. А для этого надо научиться правильно удовлетворять свои желания, удовлетворять их так, чтобы возвышаться, а не деградировать. К сожалению, современная культура исполняет желания только некоторых избранных личностей и уж точно никого не возвышает. Это происходит, потому что за счастье считается возможность получить больше чем положено. Однако просветление должно происходить постепенно, человек не может сразу понять, что он жил не так как должно, это будет для него слишком большим культурным шоком. Так что перед нами стоит очень простой выбор - стать мудрецами, а значит понять, что такое счастье, найти его, поделиться им и так самим стать счастливыми. Или пойти по пути глупости, провести всю жизнь в борьбе за еду и сон и так и не узнать, что такое счастье, что уж говорить о том, что и поделиться им ни с кем не получится. И это не такая уж сложная задача. Может быть нам не стать супер-мудрецами, которые знают ответы на все вопросы. Так, раньше было два типа мудрецов, которых называли аштавадхни и шатавадхни. Аштавадхни мог выслушать вопросы восьми человек, а потом последовательно на них ответить. А шатавадхни мог запомнить вопросы целых ста человек подряд. Сейчас мы можем отвечать только на один вопрос, да и то не всегда получается его раскрыть, как следует. А это были не городские жители, которые всю жизнь просидели в библиотеке, это были сельские знатоки. Поэтому мы и не ставим перед собой супер-задачу, мы хотим понять очень простые вещи, но понять их так, чтобы начать реально применять в своей жизни. |