Не забывайте о Боге!

Глава 14 текст 17

"Думать и различать ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Главный признак гуны невежества — это потеря способности отличать хорошее от дурного. «И спросила кроха: что такое хорошо, что такое плохо?» Поэтому избавиться от нее проще всего знанием. Знание, которое учит различению, приносит человеку гуну благости, расставляющую все по своим местам. А именно гуна благости позволяет человеку получить счастье и благополучие. В трактатах говорится, что даже если большинство людей на земле будут страдать и бедствовать, но какая-то их часть разовьет в себе гуну благости, на земле с течением времени наступит мир и всеобщее процветание.

Да и уровень процветания человечества, и даже количество войн зависят от уровня сознания всех живых существ, проживающих в одном месте. Так что работа над своим сознанием не эгоистическая деятельность, она оказывает влияние на глобальные мировые процессы. Правда, вместо того чтобы возвышать сознание, люди пытаются влиять на мир, думая о том, чтобы не было войны. Нет, чтобы не было войны, надо думать не о мире, а об Абсолютной Истине.

Гуна страсти разжигает в человеке алчность и нескончаемые желания чувственных удовольствий. Мы видим, что даже те, у кого много денег и возможностей для удовлетворения чувств, не испытывают ни счастья, ни покоя. Для тех, кто находится в гуне страсти, это просто недостижимо. Деньги не сделают человека счастливым; чтобы обрести счастье, он должен изменить свое сознание, подняться на уровень гуны благости. Иначе в погоне за деньгами человек рано или поздно поймет, что самые большие деньги делаются на самых больших беспокойствах: на наркотиках, на обмане и, в конце концов, на войне. И так как в страсти человек должен постоянно сохранять свое особое положение в обществе, ему надо все больше и больше денег, поэтому рано или поздно он становится заинтересованным в войне. А когда война приносит только одни доходы, как ее можно избежать? Поэтому современные войны не священны, а это значит, что даже воины не хотят в них участвовать.

Человек, не знающий о гунах, делает свою жизнь очень трудной. Так, современный бизнесмен не знает, что алкоголь находится в гуне невежества. Поэтому он, с одной стороны, прилагает все усилия, чтобы улучшить свое материальное положение, но, с другой стороны, всячески этому мешает, не отказываясь от алкоголя. Это полностью противоположные усилия, поэтому он дико устает и чувствует, что работает на пределе своих возможностей. Он не видит, что его усилия имеют противоположную природу. Он пытается подпрыгнуть, привязав к своим ногам гири. Бизнес-решения принимаются за распитием алкоголя. И бизнесмены оправдывают себя тем, что все так делают. Но осмелюсь возразить: далеко не все.

Например, одна из самых процветающих компаний Apple основана вегетарианцем Стивом Джобсом. Поэтому компьютеры Apple считаются вегетарианскими. Они сделаны с другим сознанием, с другим подходом и даже по другим бизнес-принципам. И такая продукция очень конкурентоспособна. В ней реально другой уровень сознания, она действительно успокаивает. Она даже идет под лозунгом «Мысли по-другому». Стив в свое время отправился в путешествие по Индии и под видом нищего посетил множество мест паломничества. Причем он обменял все, что у него было, на одежды монаха и так пытался понять истину. Пообщавшись с мудрецами, он стал сам мыслить немного по-другому, занимался йогой, соблюдал пост, что и сделало его компанию такой интересной для потребителя.

Раньше, положение человека в обществе определялось по степени развитости его сознания. Теперь положение в обществе определяется по количеству заработанных денег и власти. Деградирующее сознание — это сознание в невежестве: я ничего не хочу делать. Сознание в страсти — это готовность делать что угодно, но только для себя любимого. Сознание в благости — это избирательная деятельность для счастья других. Но можно, вообще, выйти за пределы гун и подняться до уровня сознания Васудевы: делать все для Абсолютной Истины, а значит, для счастья всех живых существ.

Современный же человек находится в очень интересном состоянии сознания: он хочет делать только то, что хочет. Человеку кажется, что так он поднимается над гунами материальной природы, что это делает его свободным. В действительности полная свобода — это признак гуны невежества. Нет никакой разницы между отсутствием желания действовать и полной свободой в действии. И то, и другое признак полного отсутствия знания. Я буду есть все, что хочу — значит, ты ничего не знаешь о еде; я убуду пить все, что хочу — значит, ты ничего не знаешь о питье, и буду жить, как хочу — значит, ты просто ничего не знаешь о жизни...

К Шриле Прабхупаде в Бомбее как-то подошел человек, который стал очень сильно хвалить Бхагавад-гиту. Он говорил: «Это такая замечательная книга. Я очень ее люблю. Но самое мое любимое место в конце, когда Кришна уже закончил давать наставления Арджуне и добавил: Я все сказал тебе, а теперь можешь поступать, как пожелаешь. И теперь я живу по этому наставлению Бхагавад-гиты! Такая замечательная книга!» Поэтому даже духовные трактаты надо изучать под хорошим руководством, так как нельзя самостоятельно выбирать наставления из них: наставления надо получить от мудреца, который хорошо разобрался в духовной науке.

Поэтому наш путь, путь возвышения сознания, называется буддхи-йогой, или йогой разума. Нам нужно либо быть достаточно разумными, чтобы понять самостоятельно, как возвысить свое сознание, либо мы должны быть достаточно разумными для того, чтобы спросить у других мудрецов, как это сделать правильно. Мудрость — это не только свое знание, это еще и знание того, у кого можно спросить о мудром.

У каждого в этом мире есть обязанности, но если я их не вижу, если я думаю, что никому не обязан, — это гуна невежества. Ели же я вижу свои обязанности, но я не хочу их выполнять, так как они трудные, то это гуна страсти. Гуна благости — это привязанность к своим обязанностям, это желание их выполнять несмотря ни на что. По этому можно легко понять, в какой гуне находится человек. Просто поговорите с ним об обязанностях, например, по поводу семьи. Если он говорит, что в семье нет никаких обязательств и можно просто общаться и ни о чем не думать, то такие отношения разрушат все, что только можно: и жизнь, и веру, и любовь. Если человек согласен принять только приятные обязанности, или ему становится трудно их выполнять, значит, это гуна страсти, и все будут страдать. Например, в следствие измены страдают абсолютно все. И только если человек привязан к своим обязанностям, даже если они очень трудные, можно надеяться, что такая семья принесет благо, мир и процветание.

Почему мы должны научиться думать и различать? Потому что это принесет нам все виды благ — и материальные, и духовные. На материальном уровне это избавит нас от дурных привычек. А уж как мы любим оправдываться! Сейчас все думают, что умение оправдываться и есть настоящий разум.

Помните анекдот о том, как актер предъявляет претензии режиссеру: — Почему вчера в сцене выпивки реквизитор подал мне обыкновенную воду? Я требую, чтобы подавали настоящую водку, чтобы все было натурально!
— Согласен, — отвечает режиссер. — Но с условием, что в последнем акте вам подадут настоящий яд.

Что такое дурная привычка? Это то, что мы делаем, не думая. Поэтому йога учит нас думать обо всем, что мы делаем. И задумавшись, вдруг оказывается, что вся моя жизнь — одна сплошная дурная привычка. Если мы это понимаем, то начинаем заменять дурные привычки позитивными. Уже это одно дает человеку столько счастья!

И самая лучшая привычка — это привычка к благородству. Обычно благородным называют мужчину, а если женщина благородна, то ее называют целомудренной. Кто такой благородный или целомудренный человек? Это человек, который умеет владеть своими чувствами, он понимает потребности других живых существ, он довольствуется тем, что у него есть и не ищет ничего на стороне. Хотели бы вы создать семью с таким человеком, а стать другом такого человека? Но мало иметь культуру, для полного совершенства нужна еще и философия. Так, у нас уже есть философия, но, к сожалению, еще нет культуры. В Индии, к счастью, осталась культура, хотя философия уже почти полностью утрачена. А надо бы, чтобы и философия, и культура шли рука об руку. Одним словом, успешный человек — это культурный философ.

Культура способна ограничить наши глупости и тем самым дать возможность проявиться философии во всей своей красе. Без культуры философ становится посмешищем, так как говорит одно, а делает совсем другое. А то будет как в анекдоте.

Звонок в дверь. Хозяйка открывает — на пороге мужчина:
— Здравствуйте! Я настройщик. Пришел проверить ваше пианино.
— Что за ерунда! С моим пианино все в порядке. И я не вызывала никакого настройщика... — Да я знаю, что вы не вызывали, зато вызывали ваши соседи.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика