Не забывайте о Боге! |
Глава 15 текст 14 "Проявление Огня..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В нашем теле горит самый что ни на есть настоящий огонь, который в аюрведе называется огнем пищеварения. Это именно он переваривает всю попадающую в наш желудок пищу и превращает ее в составляющие нашего же с вами тела. Когда огонь пищеварения затухает, человек перестает испытывать чувство голода, а когда огонь пищеварения разгорается, человек опять очень хочет есть. Аппетит – это язык этого огня, который достаточно громко дает о себе знать.Если с этим огнем происходят какие-то проблемы, то в теле начинаются всевозможные заболевания, которые можно вылечить, только восстановив этот огонь. Поэтому специалисты в аюрведе так много говорят именно об этом аспекте здоровья. Чем лучше работает у человека пищеварение, тем более здоровым он считается. Но это здоровье связано не только с огнем как с материальной стихией, здоровье связано и с Абсолютной Истиной, которая и представлена в нашем теле не только как сверхдуша в сердце, но и как этот же самый огонь пищеварения. Мудрецы говорят, что, понимая то, что Абсолютная Истина позволяет нам усваивать материю, человек может понять свою зависимость от матери-судьбы. Абсолютная Истина дает человеку пищу, и Она же ее переваривает. Мы же просто как только можем наслаждаемся жизнью в этом теле, даже забыв поблагодарить Абсолютную Истину за то, что она устраивает нам условия для этой жизни. Да, жизнь основана на преобразованиях. Мистическим образом в организме происходят эти чудесные процессы, и не дай Бог что-нибудь нарушится, тут же начинается заболевание. Преобразования пищи часто сравнивают с приготовлением пищи на кухне. Представим себе, что мы варим обыкновенный рис.Его надо просто нагреть с водой в кастрюле. После такой термообработки рис превращается уже в другой рис – в рис отварной. Это – процесс преобразования, в котором изменяющимся элементом является сам рис. Вода выступает в роли смягчающей среды, а огонь играет роль средства, совершающего преобразование.Кроме того, чтобы правильно сварить рис, содержимое кастрюли необходимо помешивать.Причем кастрюлю мы будем рассматривать как место, где происходит преобразование. Аналогичным образом, когда пищеварительный процесс совершается в желудочно-кишечном тракте, то сам тракт становится местом преобразования – кастрюлей, а поглощенная пища – элементом, который надо преобразовать. Капха (кледака) увлажняет и смягчает пищу. Вата обеспечивает движение, необходимое для переваривания пищи, а также способствует выделению пищеварительных соков. Подлинное пищеварение происходит при помощи питты, или энзимов в пищеварительных соках, поэтому их можно рассматривать как аналогию огня при варке пищи – агни. Одним словом, энзимы в организме и приравниваются к агни – элементу огня. Таким образом,мы видим, что и вата, и питта, и капха участвуют в каждом биохимическом преобразовании. Вата способствует процессу транспортировки и высвобождения нужных энзимов, ее можно сравнить с ветром, который раздувает огонь. Питта и есть сам агни – огонь пищеварения, а капха обеспечивает среду пищеварения и контролирует его. Причем для правильной варки пищи очень важно, чтобы все факторы, участвующие в ней, работали в оптимальном режиме. Если огонь плохо горит, пища медленно варится, если он горит слишком сильно, пища подгорает. Она подгорает и если ее не размешивают. Так же и усиление ваты вызывает неравномерное переваривание пищи, усиление питты приводит к чрезмерно интенсивному пищеварению, а усиление капхи – снижает пищеварительную силу. Оптимальное пищеварение есть результат равновесия всех трех дош. В аюрведе все эти соотношения носят специальные названия: вишама-агни – неравномерная пищеварительная сила, тикшна-агни – чрезмерная пищеварительная сила, манда-агни – сниженная пищеварительная сила, сама-агни – оптимальная пищеварительная сила. А сам процесс пищеварения в аюрведе называется термином "пака", который в переводе значит "преобразование" или "пищеварение". Кромет ого, пака означает стряпню, приготовление пищи на кухне. А различные стадии пищеварения называются авастха-пака, авастха, переводится как "фаза".Так, например, завершающая стадия преобразования пищи, который считается обменом веществ, в аюрведе называется ништха-пака. Ништха означает –заключительный. Во время трех стадий пищеварения (авастха-пака) мы можем наблюдать проявление всех трех дош.На первой, предварительной фазе пищеварения, из пищи образуется капха. На второй, активной фазе пищеварения, образуется питта. А во время третьей фазы образуется вата. Так пища разбирается на составные части, необходимые для нашего организма. И, конечно же, все это проходит под воздействием агни, которых существует аж 13 типов. Пищеварительный агент в желудочно-кишечномтакте называется "желудочным огнем", или джатхара-агни. Затем продукты пищеварения подвергаются дальнейшей переработке при помощи бхута-агни,образующий пять элементов, поэтому таких огней тоже пять. А в тканях происходит синтез при помощи так называемых "тканевых огней", или дхатва-агни. Таких огней семь – по числу тканей. Самым важным из всех огней является желудочный, поскольку от него, прямо или косвенно, зависят все остальные огни. В аюрведической практике состояние различных огней, как правило, определяется по состоянию огня желудочного, тем более, что о его состоянии легко судить по характеру аппетита больного. И поскольку все обменные процессы так или иначе связаны с огнем, то в аюрведе утверждается, что именно биологический огонь является основой здоровья и нездоровья. Сила организма и его иммунитет зависят от биологического огня. Из этого вытекает, что за состоянием биологического огня требуется постоянное наблюдение, так как считается, что все заболевания являются результатами его расстройства. Самое распространенное расстройство, вызванное плохой работой огня в теле, – этон неспособность огня сжигать токсины. В результате отходы накапливаются в теле и постепенно убивают его своими ядами. Поэтому аюрведа советует следить за качеством своего огня и рекомендует время от времени проводить его профилактику. Самым простым способом восстановления огня пищеварения является лечебный пост. Но в аюрведе очень важно определить свою конституцию, прежде чем поститься. Без понимания конституции можно не разжечь огонь, а погасить его еще больше. Человек вата-конституции не должен поститься дольше трех дней. Воздержание от еды увеличивает легкость в теле, а вата (воздух тела) тоже является легким. Таким образом, элемент вата становится поврежденным, если поститься слишком долго, и этот поврежденный элемент создаст страх, беспокойство, нервозность и слабость. Эти же предписания о продолжительности поста касаются людей и питта-конституции. Пост более четырех дней ухудшит питта, увеличивая элемент огня в теле. Это возрастание питта может быть причиной таких психофизических реакций, как гнев, ненависть и головокружение. Люди с капха-конституцией, однако, могут предпринимать более продолжительный пост. Они будут испытывать ощущение возрастающей легкости, а пробуждение разума в их сознании будет увеличивать ясность и способность к пониманию. Во время поста пищеварительная система отдыхает. В это время важно не создавать напряжения для огня пищеварения. Во время поста огонь пищеварения разгорается как следует, и,так как нет пищи для переваривания, агни постепенно сжигает накопившиеся токсины в кишечнике. Когда человек соблюдает пост, нужно следить за физической силой и выдержкой. Если они идут на убыль, пост необходимо прервать. Для нормального здорового человека специалисты рекомендую раз в неделю проводить разгрузочный день и пить только теплую воду, давая своему огню пищеварения прийти в норму. Астрология рекомендует поститься в день недели, в который выродились. Но мало просто в этот день поститься, надо еще и активно размышлять об Абсолютной Истине, так как именно она и представлена в нашем организме в виде этого огня пищеварения. Поэтому сам этот огонь требует от нас подумать о своем источнике. Если во время поста мы думаем о своем пищеварении, то это не принесет нам никакой пользы, так как это эгоистическая медитация. Только медитация, направленная на Абсолютную Истину, способна дать истинное благо. Это основной секрет поста, о котором уже напрочь забыли в наше время. |