Не забывайте о Боге!

Глава 15 текст 16

"Юкта-вайрагьи..."

КОММЕНТАРИЙ А.Ч.Б.С. Прабхупады

Как уже говорилось, Господь в воплощении Вьясадевы является составителем Веданта-сутры. Здесь Господь кратко излагает содержание Веданты. Он говорит,что живые существа, которым нет числа, могут быть разделены на два класса:падшие и непогрешимые. Живые существа вечно остаются отделенными частицами Верховной Личности Бога. Тех из них, которые попали в материальный мир,называют джива-бхута, и употребленные в данном стихе слова кшарах сарвани бхутани указывают на то, что они являются падшими. Однако живые существа,сохраняющие единство с Верховной Личностью Бога, относятся к числу непогрешимых. Единство означает не отсутствие индивидуальности, а отсутствие разъединенности. Все они отвечают цели творения. Разумеется, в духовном мире нет процесса творения, но поскольку Верховная Личность Бога, как сказано в Веданта-сутре, является источником всего сущего, мы употребляем здесь этот термин.

Как утверждает Верховная Личность Бога, Господь Кришна, живые существа делятся на два класса. Его слова подтверждают Веды, значит, в этом не может быть никаких сомнений. Живые существа, которые, находясь в материальном мире, ведут борьбу с умом и пятью чувствами, беспрестанно меняют свои материальные тела. Пока живое существо находится в обусловленном состоянии, его тело постоянно претерпевает различные изменения, поскольку является материальным. Материальное тело изменяется, поэтому кажется, что вместе с ним изменяется и живое существо.Однако в духовном мире живые существа обладают нематериальными телами, которые поэтому не подвержены изменениям. В материальном мире живое существо претерпевает шесть изменений: оно рождается, растет, некоторое время существует, производит потомство, а затем стареет и умирает. Таковы изменения, которым подвергается материальное тело. Однако в духовном мире тело живого существа остается неизменным; там нет старости, рождения и смерти. Там все сущее обладает единой природой. Кшарах сарвани бхутани – все живые существа,находящиеся в материальном мире, начиная с первого из сотворенных живых существ, Господа Брахмы, и кончая мельчайшим муравьем, меняют тела, поэтому их называют падшими. В духовном же мире все живые существа являются освобожденными душами и имеют единую духовную природу.

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Стать преданным Богу – это и есть истинный успех, высший успех для того, кто живет в материальном мире, мире, где все по определению неуспешны. Но зачастую мы просто не можем воспользоваться этим успехом в полной мере. Мы забываем, что успех надо не просто получить, его еще надо развить и сохранить. Недаром говорят, что духовная жизнь – это хождение по лезвию бритвы. Мы все тут профессиональные канатоходцы. И для того, чтобы идти по канату, надо быть по-настоящему сбалансированным. Невозможно играть в баланс, он либо есть – и мы проходим над пропастью, либо его нет – и мы срываемся в бездну иллюзии. Это состояние баланса на лезвии бритвы и называется юкта-вайрагьей. Но, так как мы до конца не понимаем, что это такое, то на всякий случай этого боимся. А без верного понимания юкта-вайрагьи мы становимся либо излишне фанатичными, либо излишне сентиментальными. Мы встали на лезвие бритвы, мы поняли, что надо держать баланс, но боимся баланса как огня, вот в чем парадокс начала духовного пути.

Когда мы от страха бросаемся прочь от юкта-вайрагьи, мы сами убегаем и от собственного успеха, и от успеха нашей организации. Мы хотим отказаться от левой половины шеста и балансировать только правым. Мы хотим уйти от всего этого мира, еще оставаясь в нем активными жителями. Какая самая болезненная тема в духовной жизни? Это тема отношения к деньгам. Одни просто молчат и ничего не говорят, другие говорят шепотом, третьи сплетничают о том, кто сколько зарабатывает.Кто-то вообще может быть обвинен в соприкосновении с деньгами, как будто это самый страшный грех в духовной жизни, и с таким человеком лучше не общаться.Иногда кажется, что святой – это тот, кто ненавидит деньги, а грешник – это тот,кто умеет их зарабатывать. Но все это издержки двойственности и не более того.

Закон привязанности чрезвычайно прост: когда человек к чему-то привязан, но у него этого нет, он выражает свою привязанность как ненависть. Если человек не привязан к водке, он абсолютно к ней безразличен. Он проходит мимо прилавка и не нервничает по этому поводу, у него не появляется желание разбить все эти бутылки, а алкоголь вылить в унитаз. Он не поджигает пивные ларьки по ночам и не орет на пьяных людей,чтобы он не мешали ему медитировать, он просто не обращает на это никакого внимания. И так во всем остальном. Если я не привязан к деньгам, я не буду сильно волноваться по тому поводу, что их у кого-то больше, чем у меня. А вот если привязан, я буду точно подсчитывать, кто сколько зарабатывает. Эти подсчеты будут меня медленно сжигать изнутри, пока я не сгорю в огне собственной зависти, причем думая, что я занимаюсь благим делом. Но секрет медитации чрезвычайно прост: неважно как мы думаем об объекте, хорошо или плохо,это все равно медитация на этот объект, и мы попадем под его влияние.

Так, однажды в лесу сидел аскетичный йог, и мимо него случайно прошла сельская девушка. Она увидела, что йог немного повернулся в ее сторону, и подумала, что было бы неплохо выйти замуж за настоящего йога. Она была очень разумная и хорошо знала,как работает сознание, поэтому она остановилась и сказала йогу: прошу вас, не надо думать обо мне. Йог удивился и подумал: какая хорошая девушка, такая благочестивая,просит меня не думать о ней. Но теперь во время всех медитаций к нему приходила одна и та де мысль: я не должен сегодня думать об этой девушке, потому что онаменя об этом просила, такая чистая и возвышенная девушка. Как вы понимаете,через некоторое время он уже забыл, о чем медитировал до этого, и все время думал только том, что его эта девушка попросила о ней не думать. Пришлось сыграть свадьбу, и во время бракосочетания молодая жена улыбнулась и сказала ему: ну а теперь, дорогой, постарайся не думать о трехэтажном доме для наших детей... И йог понял, что попал...

Человек, приходя к духовному развитию, начинает ненавидеть и бояться того, с чем было связано его прошлое. Он думает, что духовность – это отрицание всего того, с чем он соприкасался до этого. Но духовность – это не отрицание, духовность – это понимание, кому все принадлежит. Деньги становятся злом не в тот момент, когда их напечатали в типографии, а в тот момент, когда мы подумали, что они только наши и больше ничьи. Сами по себе деньги не хорошие и не плохие, они никакие,просто бумага со значками. И до тех пор, пока мы не поймем, что материя сама по себе не может причинить нам зла, только наше неправильное отношение к материи способно испортить нам жизнь, мы так и будем не успешными, несчастными, забитымии завидующими материалистам. Помните: преданный – это тот, кому завидуют материалисты, а не тот, кто сам завидует материалистам.

Деньги – это не злодейка майя, которая желает всем зла. Это одна из энергий Господа, которая ничем не отличается от воды, еды, электричества или воздуха. Мы же не говорим, что если преданный дышит, то он соприкасается с майей, и ему надо подумать над тем,что он делает. А за эти два дня мы все столько раз целиком соприкоснулись с морем. Потеряли мы свою квалификацию или нет? Вроде бы нет. Но если преданный зарабатывает деньги, мы говорим, что это большая проблема, надо держаться от него подальше, он же вошел в соприкосновение с иллюзией. Мы все находимся в соприкосновении с иллюзией, так как само это тело есть иллюзия, но для того и нужна духовная наука, чтобы научить нас использовать все на служение Богу.

Наука юкта-вайрагьи – это наука очищения того, с чем мы соприкасаемся. Вся ведическая наука – это наука о том, как правильно соприкасаться с материей. Мы не можем взять – и раз, больше ни с чем не соприкасаться. Хотя такие тенденции сейчас очень популярны в среде трансценденталистов. Но можем ли мы не соприкасаться с воздухом, водой,землей, огнем или эфиром? Мы все время находимся в соприкосновении с элементами материального мира. Но это не значит, что соприкосновение с материей делает нас материалистами. Материалист – это тот, кто думает, что материя его и только его. А трансценденталист понимает, что эта материя выделена ему как его доля, и он должен использовать ее так, чтобы все получили духовное благо. Приведите мне всех женщин, – говорил Шрила Прабхупада, – я сделаю из них преданных Бога. А Бхактисидханта Сарасвати говорил, что если бы он был уверен, что у него родятся преданные, он бы занимался этим тысячи раз.

Ведическая культура – это культура успеха или культура правильного соприкосновения. И если мы чувствуем себя неуспешными, значит, мы не поняли, что такое ведическая культура. Мы подумали, что это культура избегания, а не культура правильного использования. Ведическая культура – это наука о том, как стать успешным, как сохранить этот успех, как его преумножить. И это успех в 4 направлениях: в материальном аспекте жизни, в интеллектуальном аспекте, в социальном и духовном.Мы часто говорим об этом, но я скажу еще раз. Секрет ведического успеха – это умение находит баланс. Но мы боимся баланса, а значит, боимся успеха. А самое обидное, что мы передаем этот страх баланса другим, и значит, насаждаем концепцию неуспешности тем, кто только начинает понимать, что такое духовная жизнь.

Итак, духовно развитый человек не боится соприкосновения с материей, он боится того, что неправильно соприкоснется или неправильно отнесется к этому соприкосновению.Материю можно сравнить с оружием. Само по себе оружие не может принести вред, для этого оно должно попасть в чьи-то вредные руки. Так на войне две противоборствующие стороны воюют друг против друга одним и тем же оружием. И у тех автомат Калашникова, и у этих. Сейчас, наверное, весь мир воюет одним и тем же оружием. Оружие нейтрально, оружие не принимает чью-то сторону в конфликте. Направленность ствола автомата зависит от того, в чьих руках он оказался.Поэтому владению оружием надо учиться, но главное – помнить, на чьей ты стороне.

Так и ведическая культура учит человека правильно распоряжаться материальной энергией, но главное, чему она учит, – это не забывать, на чьей мы стороне, не забывать, что мы слуги Бога, а не рабы своего ума, не рабы своих глупых желаний. Да, надо аккуратно пользоваться ножом, да, надо аккуратно пользоваться электричеством,да, надо аккуратно пользоваться автоматом Калашникова и всем остальным тоже надо пользоваться аккуратно. Семьей надо пользоваться аккуратно,противоположным полом, деньгами, властью, силой, словом, мыслью, абсолютно всем надо пользоваться аккуратно. Это и есть основы ведической культуры. Культурный человек – это осторожный человек. Он сначала хорошо подумает, а потом уже сделает. Ведь только хорошо подумав можно и поступить хорошо. Если же мы плохо подумали, то и поступок может быть не очень хорошим.

Что значит пользоваться материей аккуратно? Это значит осознавать всю ответственность за соприкосновение с данным типом материи. Оружие должно храниться в оружейном сейфе, оно не может просто висеть на гвозде в прихожей. Все знают, что даже бутафорское ружьё раз в году стреляет. И, конечно же, есть разные виды ответственности: есть ответственность материальная, а есть ответственность духовная. Материальная ответственность – это ответственность временная, а духовная ответственность – это ответственность вечная, ну хотя бы пожизненная.Если мужчина говорит женщине, что он готов взять за нее ответственность на один месяц – это еще не семья. На какое время надо взять на себя ответственность за противоположный пол, чтобы это можно было назвать настоящей семьей? Да, только если это пожизненная ответственность. Только в этом случае можно считать соприкосновение с материей сбалансированным и безопасным.

Да, мы соприкасаемся с временным, но берем на себя вечную ответственность – это и есть баланс материального и духовного, это и есть юкта вайрагья, и только в этом случае у нас не будет проблем от этой материи. Как только мы не уравновесили материю своей вечной ответственностью, она становится враждебной, агрессивной,опасной и разрушительной. В этом случае материя действительно превращается в майю, в опасность для тела и души. И неважно по отношению к какой материи человек проявит безответственность. Одинаково опасен человек, бредущий по улице и постреливающий из автомата, и человек, криво ведущий машину и выезжающий на встречную полосу, и человек, знакомящийся с противоположным полом налево и направо.

Поэтому секрет ведической культуры крайне прост: мы живем в соприкосновении с материальным миром, поэтому наша задача не боятся самого соприкосновения, а бояться забыть, как правильно с ней соприкасаться. Какие два момента самые опасные в полете на самолете? Это взлет и посадка. Большинство аварий происходит именно в эти моменты. Или когда корабль пристает к берегу. Эти моменты соприкосновения всегда несут в себе смертельную опасность. Но если мы помним, как это делать правильно, если мы берем на себя всю ответственность, как капитан корабля, который или уходит стонущего корабля последний, или вообще тонет со своим кораблем, да и пилотам пассажирского самолета парашюты тоже особенно не выдают.

Так, например,ведическая культура основана на семейных взаимоотношениях. И первый закон семейной ответственности – это понимание того, что именно в семье я должен учиться творить добро, чтобы потом выйти в мир и творить добро для всей вселенной. Семья – это тренировочная база по творению добра. Если я не понимаю этого закона, то не то, что материальная семья, даже моя духовная семья окажется для меня иллюзией и не вызовет ничего, кроме критики, зависти,оскорблений и обид. Посмотрите, сколько людей разочарованы в духовной жизни, но это значит только одно: они неправильно соприкоснулись с духовной семьей. Люди уходят из семьи, потому что она перестала быть тренировкой по творению добра, а стала испытательным военным полигоном по применению оружия массового уничтожения родных и близких. Так иногда и в духовной организации забывают, что собрались для того, чтобы творить добро друг для друга, незнакомых людей,красиво называя это проповедью, но через некоторое время вдруг начинается курукшетра, и все удивляются, как же мы дожили до войны между родными и близкими!

Мы приходим в семью не для того, чтобы что-то от нее получить, мы приходим в семью, чтобы взять за нее пожизненную ответственность, чтобы не забыть о том, что она не моя, а мне подарил ее Бог, и что я должен научиться в рамках моей семьи творить добро. И когда у меня это начнет получаться, только тогда я могу быть уверенным,что то, что я творю, – действительно добро, действительно проповедь,действительно миссия. Если внутри семьи все не довольны моим добром, то это,может быть, и не добро вовсе, а обыкновенная гордость и карьеризм. Нам, как живым существам, дарована некоторая независимость, у нас есть определенные границы свободы воли, но это также означает, что эта свобода воли позволяет нам менять свое отношение к происходящему. И ответственность за наше будущее лежит на наших собственных плечах, а не на материи или людях, которые нас окружают.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика