Не забывайте о Боге! |
Глава 15 текст 2 "Отраженное дерево мира..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этом стихе продолжается описание баньянового дерева мира. В его нижней части располагаются живые существа с низкими желаниями, это люди и животные. Да, в сравнении с животными мы выглядим выигрышно и даже гордо, но в мировом масштабе человек ничем особенно не блещет. Все, чем он действительно может дорожить, это возможность выбора между материальным и духовным направлением развития. Во всем остальном мы очень даже посредственны, а уж в материальном плане иногда и жалки. Наше зрение ничтожно по сравнению со зрением птиц, наше обоняние ничтожно по сравнению с обонянием собаки, наши хромания просто смешны по сравнению со скоростью передвижения тех же коз, которые могут запросто на гору вскорабкаться, даже корова может залезть на гору бочком без всяких приспособлений... А в верхней части располагаются существа с более-менее возвышенными желаниями, их называют девами, или полубогами. У них свои преимущества и свои проблемы. Да, их уровень наслаждения на порядок выше. Например, секс не считается там запретной темой. У нас правда тоже он перестает быть запретным, но от этого все страдают и болеют неприятными заболеваниями. Там же нет ни стыда, ни болезней, и это очень всех развлекает. Но вот возможность делать выбор между материальным и духовным там проявлена не так ярко, а иногда и вообще отсутствует. Просто вспомните людей, выезжающих на курорт. О чем с ними можно говорить? Только о том, как мы будем веселиться каждую минуту отпущенного нам времени... Это вселенского масштаба дерево с расположенными на нем живыми существами питается тремя гунами материальной природы, так же как обыкновенное дерево питается простой водой. И все живые существа располагаются на этом дереве в соответствии с тем, какая гуна им больше всего нравится. Те, кому нравятся низшие гуны, располагаются пониже, а те, кому нравятся высшие гунны, располагаются повыше. Это похоже на то, как человек выбирает себе квартиру. Одним нравятся высокие этажи, поближе к солнцу, а кому-то вполне хорошо и в подвале. Это место, в котором сейчас проводится лекция, не пользовалось большим спросом, пока мы его не облагородили. Теперь многие бы хотели тут обосноваться. Кончики ветвей этого баньянового дерева - наши с вами органы чувств: уши, нос, глаза и др. Они постоянно ищут себе объекты для удовлетворения и изучения. Эти объекты находятся совсем рядом на этом же дереве и представляют собой маленькие веточки. Это - звук, форма, запах, касание и т.п. Соприкасаясь с объектами чувств, живые существа испытывают два вида реакции - привязанность (радость) и отвращение (страдание). Они находятся в ответвлениях корней этого дерева. А отростки этих ответвлений представляют собой благочестивую и греховную деятельность человека. Причем, сам корень этого дерева находится на Брахмалоке, а его отростки – на планетах, населенных людьми. Так выглядит круговорот живых существ в природе, немного похожий на круговорот воды. Живое существо то поднимается по этим веткам вверх, то опускается по ним же вниз, и так без конца, по кругу без начала и конца. Насладившись результатами своей благочестивой деятельности на высших планетах материальной вселенной, живое существо возвращается на Землю и начинает вновь заниматься кармической деятельностью: он трудится для того, чтобы снова подняться на высшие планеты и наслаждаться плодами своего труда. Поэтому наша планета, населенная людьми, называется полем деятельности. Это отраженное дерево мира просто бесконечно и запутаться в нем не составляет никакого труда. Сознание живых существ бегает по переплетенным веткам в поисках исполнения тех или иных своих желаний. Человеку нравится то учить, то руководить, то торговать, то просто работать на самого себя. Привлекаясь одной из гун на больших ветках, живое существо развивает те или иные органы чувств, чтобы испытать максимальный эффект. Одни получают нюх как у собаки, а другие глаза как у орла. Нам кажется, что иметь выдающиеся материальные способности - это признак возвышенного сознания, но нет, это признак сознания, привязавшегося к какой-то части материального мира. Это признак хронического расстройства сознания, которое будет очень трудно вылечить. Наверное, все работяги России должны в следующей жизни родиться либо в Турции, либо в Египте, надо их предупредить, чтобы готовились к демографическому взрыву. Так и живем мы со своими внутренними привязанностями, даже не понимая, что болеем хроническими расстройствами психики, которые действительно передаются по наследству, но не от родственника к родственнику, а из предыдущей нашей жизни в жизнь настоящую, а от настоящей жизни в жизнь будущую. И пока мы не объявим войну самому себе, ничего не произойдет, враг сам никогда не уходит с поля боя, с ним придется вступить в решительную битву. На эту тему вспоминается интересная история. Рассказывают, что как то раз шел один мудрец по пустыне и увидел среди дюн и барханов ужасного ракшаса, который брел по бесконечным пескам очень злой и грустный. Ракшас хромал, так как кто-то ему поранил ногу. Мудрец понимал, что ногу он, скорее всего, поранил, когда нападал на невинных прохожих, чтобы их ограбить или даже съесть. Но все равно, почувствовав милосердие и сострадание, мудрец решил его вылечить. Он же, прежде всего, страдающее существо, а уже потом злобный ракшас. Мой долг помочь ему. И ракшас, получив благословение мудреца, сразу же исцелился. Так и в нашем сознании живут такие ракшасы в виде наших привязанностей, материальных желаний и дурных привычек. Мы то ломаем им ноги, то проникаемся к ним сочувствием. И так будет продолжаться вечно, пока мы не проломим им голову так, чтобы и их страдания прекратились, и наши собственные. Но делать это надо очень аккуратно и по всем правилам духовной науки. С ракшасом внутренних желаний легко может справиться только великий мудрец, мы же можем запросто и проиграть эту битву, если переоценим свои силы. Такая переоценка сил происходит в духовном развитии достаточно часто. Это выражается в том, что на вид духовно развитые люди вдруг становятся жестокими, злыми и нетерпимыми практически ко всему. Это приводит к тому, что многие обижаются на такое, казалось бы, не духовное поведение и не хотят участвовать в духовной жизни общества. С одной стороны сам этот жестокий человек может быть действительно не очень культурен по самой своей природе. Но с другой стороны, для такого поведения есть и философская причина. И причина этого - стремление к идеалу в неидеальном мире. Тот идеал, который устанавливается на пути духовного развития, настолько высок и недостижим, что каждому становится в какой-то момент понятно, что этому идеалу крайне трудно соответствовать. На компромисс с духовными идеалами идти нельзя. И не понимая, что же делать, мы начинаем всех измерять с точки зрения этого идеала. И оказывается, что кого бы мы не измерили, все выглядят в свете идеала очень грустно и неприглядно. И самое непонятное, это что делать тем, кого объявляют достигшими идеала. Ведь как только выяснится, что это не так, а скрывать это долго невозможно, то они будут преданы анафеме и сожжены на срочно собранном костре. Поэтому запомните, что выживают в духовных организациях только действительно честные перед самим собой искатели истины и настоящие святые. Честных перед собой не удивишь тем, что они не идеальны и вряд ли такими скоро станут. А святые понимают, что нет смысла кого-то мерить, надо просто проливать свою милость на всех и каждого. И так как мы явно не святые, поэтому надо перестать биться за, то чтобы быть лучше других, чтобы получить звание эталона. Эталон - слишком тяжелая ноша, чтобы под ней выжить. Нам она точно не по плечу. Просто не надо вообще за это бороться, такое состояние сознания и называется смирением. Я борюсь не за собственную возвышенность, а за то, чтобы помочь возвыситься другим. Тут стоит вспомнить еще одну историю. Рассказывают, что призвал однажды местный правитель мудрецов своих и обратился к ним с таковым вопросом: «Известно мне, что тигр не может в поединке побороть муравья. Причину же сего укажет мудрейший из вас». И долго шумели мудрецы, и один кричал: «Тигр один, а муравьев тысячи», другой же восклицал: «Тигр велик, а муравей мал, не попасть тигру лапой по муравью», третий говорил: «Муравей укроется в шерсти тигра и, пытаясь прихлопнуть муравья, тигр насмерть себя изранит». Наконец, когда все выбились из сил, последний мудрец, который все время молчал, сказал: «Тигр никогда не победит в поединке муравья, потому что ему никогда не придет в голову вступать с ним в поединок». Не во все битвы надо вступать. В битву за свою исключительность и святость точно вступать не надо. Есть битвы и поважнее, например, битва с гордостью, жадностью, вожделением и гневом... |