Не забывайте о Боге! |
Глава 16 текст 1-3 "Почему и зачем мы живем ...?" Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Мир, в котором мы живем, устроен не так просто, как нам может показаться. Мы смотрим на сложнейшие проявления жизни, мы видим миллионы живых существ, каждое их которых неповторимо, обладает своим устройством тела, своими чувствами, своим умом и своим характером. Каждое живое существо живет только для него определенный срок. Дерево может простоять несколько столетий, а насекомое, которое живет в коре этого же дерева, не проживет и недели. Но всем есть, что делать, все находят еду, все создают семьи и строят планы на свою короткую или длинную жизнь и всем не нравится, что она очень быстро заканчивается. Мы смотрим на все это и даже не задумываемся, почему в этом мире все имеет начало и конец? Почему день начинается и заканчивается, почему год начинается и заканчивается, почему любовь начинается и заканчивается, почему жизнь начинается и заканчивается? А ведь именно это и является ключиком к выходу из иллюзии материальной жизни. Мы все понимаем, что здесь есть какой-то подвох. Что, решая одну проблему, мы создаем себе еще две. Что хотим сделать как лучше, а получается как всегда, что от добра добра не ждут и что бы мы ни получили, все будет потеряно, как бы мы ни старались это сохранить. И выход из этого лабиринта есть, и он именно в этом вопросе: почему все начинается и заканчивается? Разве нельзя, чтобы все было вечно? И ответ есть: конечно, можно, но не с теми желаниями, которые у нас сейчас есть. Мы живем временно, потому что все наши желания о временном. Если мы начнем желать вечного, то и сможем совершить переход в область вечности. Даже в рамках жизни мы не способны так просто давать и следовать пожизненным обетам. 85% семей разрушается, хотя вначале все они давали обет быть вместе всю свою жизнь... И этот вопрос, "Почему мы живем временно?", должен пробудить наш разум, а проснувшийся разум поставит перед нами еще один концептуальный вопрос: зачем мы живем? И если не думать над вопросом, зачем мы живем, то никогда не понять ответ на вопрос – почему мы живем именно так. Фактически с этих двух вопросов и начинается человеческая форма жизни, на этих двух вопросах и происходит рождение человека разумного. Что такое разум? Разум – это умение находить выход. Может быть, поэтому мы так стремимся послать очередную ракету куда-нибудь подальше, желательно на Марс, или в очередной раз объявить о начале заключительного этапа испытаний нового лекарства от смерти. Но все эти попытки показывают нам только одно: наш разум абсолютно не способен решать концептуальные задачи. Мы можем создать новый вид яблок или запустить железяку в небо, но решить проблему рождения и смерти мы не можем и даже не пытаемся понять, в каком направлении двигаться. Кажется, что решение должно быть где-то в области здоровья, что это позволит нам добавить еще пару лет к отпущенному нам сроку, но что это дает в реальности? Мы боимся смерти 80 лет, а так будем бояться смерти на 10 лет больше. Незначительное продление срока жизни тела лишь добавляет еще немного страха смерти и ложных надежд. Кроме того, продление старости не такое уж и благородное занятие. Может, для начала научиться продлять молодость? Но и с молодостью возникают неразрешимые проблемы. Так как в молодости человек совершает наибольшее количество глупостей, то, продлевая молодость, мы позволяем человеку совершить еще ряд необдуманных поступков и расплачиваться потом за них всю свою жизнь. На первый взгляд – тупик, и это действительно так. Но в каждом тупике есть один секрет: тупик говорит о том, что на том уровне, где мы сейчас находимся, больше не стоит искать выход. Надо постараться перейти на уровень повыше. Помните, раньше в газетах печатали лабиринты, в которых надо было карандашом прочертить выход? И это получалось у всех, а в чем был секрет этого успеха? Да, мы все смотрели на этот лабиринт сверху, а значит, могли легко и быстро найти путь к выходу. Вот в этом и находится секрет жизни. Надо перестать двигаться в тупиковом направлении преодоления смерти биологического тела, а начать двигаться в том направлении, которое выше материального тела, хотя бы в направлении изучения свойств нашего сознания. Чем, кстати, уже не одну тысячу лет занимаются всевозможные духовные направления, например, йоги. С нашим телом может происходить все, что угодно. Оно может попадать то в приятные ситуации, то в неприятные. Но кто решает, в какую ситуацию мы попали? Решает это наше сознание. Два человека стоят в очереди. Один сходит с ума от того, что теряет драгоценное время, а другой безмерно счастлив от того, что у него появилось свободное время немного подумать о своих планах. Одному наступили на ногу, и он смеется, а другой матерится и пытается отомстить обидчику. Наше сознание способно менять наше восприятие мира, а значит, у него могут быть и более тонкие способности, о которых мы и не подозреваем. Только посмотрите, как по-разному воспринимают один и тот же дождь ребенок и взрослый... Но как минимум надо научиться этому первому способу возвыситься над лабиринтом нашей жизни. Научиться по своему желанию менять свое отношение к происходящему. В общем-то, это не просто эксперимент над своим сознанием, это еще и обязанность в воспитании следующего поколения. Кем будут наши дети: нервозными циниками, уставшими от всех перипетий жизни, или мудрецами, способными все трудности жизни использовать для развития своего сознания? Для мудреца все позитивно: и трудность, и легкость. В трудности он учится терпению и правильному взгляду на жизнь, а в легкости он учится контролировать свою гордость и жадность. Поэтому мало родить ребенка, надо еще и воспитать его как мудреца, способного подниматься над тупиками, которые будет создавать ему жизнь. А для этого надо самому как следует разобраться в этом вопросе. Но развитие разума нужно не для того, чтобы просто заколдовать себя и заставить забыть о сложности жизни. Нет, развитие разума необходимо только для одного: для понимания того, что в этом мире все имеет свою противоположность. Это мир двойственности, в нем есть черное и белое, в нем есть день и ночь, в нем есть бедность и богатство, в нем есть противоположность всему, чему хотите. Сначала мы должны понять, что, сколько бы счастья мы ни получили, ровно столько же мы получим и горя, ведь вторая сторона всегда равна первой. А вторая задача разума – найти противоположность материи, которая временна, непонятна и причиняет огромное количество страданий. А значит, эта противоположность матери должна быть вечной, наполненной знанием и бесконечно увеличивающимся счастьем. Разве это не интересный поиск? В действительности это не эксперимент, а самая что ни на есть цель жизни. Да, цель жизни – используя свой разум, найти знание о вечности, и счастье, испытать это на своей жизни и поделиться с другими. Мы должны вырваться из наручников времени, и знание об этом называется йогой или связью с духовной реальностью. Поэтому в жизни каждого человека должен наступить момент, когда он почувствует, что пришла пора подумать о вечности. Обычно это происходит в виде кризиса средних лет, когда человек вдруг понимает, что все, что он делает, в принципе не имеет будущего. Он вдруг понимает, что все его усилия не имеют никакого смысла, так как после его смерти будут уничтожены временем. Время стерло цивилизации, да так, что от них даже воспоминаний не осталось. Уже никто не понимает: пирамиды – это что, обсерватории или туалеты? Архитектура современных городов просто поражает наше воображение. Но мало кто знает, что раньше существовали города, сделанные из чистого золота. А это было не так уж и давно. Современные люди восхищаются Атлантидой, ее архитектурой, ее украшениями, но представьте себе, что Шри Ланка, государство Раваны, было полностью сделано из золота. Также существовала Дварака – город, в котором жил Кришна. И мы можем увидеть отдельные участки стен, которые сохранились от этого города. У меня есть один такой... Жизнь не должна быть бессмысленной, так жить нельзя, а смысл появляется только тогда, когда мы подходим к области вечного. Тогда то, что мы делаем, может иметь вечные последствия. Поэтому мудрецы говорят, что совершенство жизни – это узнать о вечности, понять вечность и поделиться этим знанием с другими. Вот такие результаты действительно можно будет назвать вечными. Как узнать о вечности? Так же просто, как и обо всем другом. Надо найти того, кто изучает вечность. В Бхагавад-гите такой человек называется духовным учителем. Его легко узнать: что бы он ни говорил, он всегда говорит о вечности, он всегда пытается поделиться этим знанием. Кроме того, в трактатах говорится, что такой духовный учитель абсолютно бесстрашен. Почему он бесстрашен, догадайтесь сами? Да, потому что он действительно прикоснулся к вечности и понял самое главное: в нашем временном теле находится вечная душа, и она действительно бессмертна, она действительно вечна, она была всегда и всегда будет. Что может быть интереснее этого знания? Такую убежденность в трактатах называют абхайам или, по-нашему, бесстрашием, и это бесстрашие должно пронизывать сознание человека, который может научить нас духовному знанию. Кстати, и комментатора нашей Бхагавад-гиты тоже зовут Абхай Чаранаравиндам Бхактиведанта Свами Прабхупада. Духовный учитель – это тот, кто может нам привить любовь к вечным ценностям и показать нам бесполезность ценностей временных. Тратить время, деньги и способности на то, что все равно превратится в хлам, – действительно очень депрессивное занятие. Именно поэтому в наше время все страдают этим состоянием, все просто видят, как на их глазах все, что они приобретают, превращается в хлам. Причем иногда сразу после оплаты на кассе, через минуту хочется вернуть этот хлам в магазин как можно быстрее. Но для того, чтобы пробудить разум, мало найти хорошего учителя, надо еще и самому приложить немало усилий. Так, в трактатах говорится об основном качестве искателя истины, которое называется дама или самообладание. Да, чтобы разум проснулся, надо уметь держать свои чувства под контролем. Этим качеством должны обладать все без исключения. И вырабатывается оно очень просто: надо уметь ограничивать свои желания. Современный человек даже поесть вовремя не может, он перекусывает на каждом шагу, и экономика идет у этой несдержанности на поводу, расставляя повсюду закусочные и ларьки с пирожками. Но, перекусывая, человек не только гробит свое здоровье, он гробит свой разум, не желая развивать самообладание. Человек должен научиться совершать аскезы, направленные на обуздание тела, ума и языка. Без разумных аскез ни один из нас не сможет развить свой разум и понять науку о вечности. Но и этого мало, так как кроме понимания науки о вечности в задачу человеческой жизни входит и поделиться этой наукой с другими. А для этого нужно развить еще несколько качеств. Одно из них называется ахимса. Обычно под ахимсой подразумевают вегетарианство. Вегетарианство, конечно же, очень важно, но еще важнее понимать, что ахимса означает никогда не препятствовать кому бы то ни было в духовном развитии. Другое качество называется сатьям, это означает, что человек не должен искажать истину в корыстных целях. Ни в коем случае нельзя искать оправдания своим глупостям. Разумный человек – это не тот, кто может оправдать любой свой поступок, а тот, кто честен перед собой и находит пути, как избавиться от своих негативных наклонностей. А для этого необходимо развить в себе качество решимости: мы не должны беспокоиться или разочаровываться, сталкиваясь с неудачами. Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но, не сокрушаясь об этом, мы должны терпеливо и решительно продолжать двигаться по избранному пути. |