Не забывайте о Боге! |
Глава 16 текст 23-24 "Как преодолеть вожделение, гнев и жадность..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этих стихах объясняется, как преодолеть вожделение, гнев и жадность – самых страшных врагов человека, готовых в любую секунду убить его духовное развитие. И преодолеваются они за счет следования правилам и предписаниям, изложенным в священных трактатах. Когда человек принимает правила игры, установленные Абсолютной Истиной, он становится сильнее этих трех пороков и может если не забыть о них, то хотя бы спокойно их терпеть. Если же человек не принимает правила игры из священных трактатов, а устанавливает свои, то такое поведение, руководствующееся собственной прихотью, отключает милость Бога, и человек становится слабее вожделения, гнева и жадности, которые набрасываются на него, как волки на слабого зайца. Правила и предписания трактатов даны не для того, чтобы нас замучить до смерти своими рамками. Нет, это подарок от Бога, который позволяет сразу же подняться над самыми страшными человеческими слабостями и почувствовать себя сильным и мудрым. Поэтому тот, кто отказывается от такого божественного подарка, называется низшим из людей. Если мы откажемся от шариковой ручки, которую нам подарил друг – даже это будет воспринято как страшное оскорбление. А тут мы отказываемся от подарка, который и оценить-то невозможно, настолько он дорог. Но именно так и ведет себя человек. И поведение это довольно странное. С одной стороны он вымаливает у Бога какие-то глупости, а с другой не принимает от Бога настоящие инструменты, способные менять его жизнь легко и просто. Правила и предписания позволяют нам перейти на платформу деятельности в знании. Большинство людей просто знают о Боге, но ничего для Бога не делают. Это не только не помогает им духовно развиваться, это приводит к еще более быстрой деградации. Если мы знаем о законе, но ему не следуем – это умышленное нарушение закона, и оно наказывается еще сильнее. Ладно, если я зашел в автобус и забыл заплатить – это еще простительно, но если я стою перед билетером и нагло улыбаюсь ему в лицо, делая вид, что уже заплатил, – такая наглость уже не прощается. Да, человек думает, что если он знает о Боге и даже верит в Него, то этого вполне достаточно. Но это даже не начало его пути. Это все равно, что говорить, что я знаю о том, что все люди работают и верю в то, что, работая, я получу зарплату. Но если я реально не пойду на работу, зарплату мне не выдадут, несмотря на всю мою веру в неё. Так и в нашем случае: даже если человек признает существование Бога, но не служит Ему, он лишь напрасно тратит свое время. И мы узнали о том, что надо не просто правильно жить, надо жить с любовью к Богу. Это основное условие достижения успеха в жизни. Если просто жить правильно, то человек станет не счастливым, а циничным. Он будет ненавидеть тех, кто живет не правильно, вместо того, чтобы любить всех живых существ. Я расскажу одну интересную историю о том, как одна женщина действовала с любовью и стала миллионером. Одна девушка в детстве очень любила литературу и хотела научиться писать книги. Но ее родители настояли, чтобы она стала переводчиком. В результате, после успешного окончания университета, она стала работать секретарем-переводчиком, постоянно меняя места работы... Да, кажется, что это простая материальная история о случайном успехе, но этот успех был вовсе не случаен: она работала там, где было практично, но сердце ее было отдано любви к своему делу. Фактически, то же самое происходит и в духовной практике. Мы ведем такую жизнь, чтобы исполнять свои обязанности, но внутри мы отдали свое сердце Абсолютной Истине, и нас обязательно ожидает успех – однажды эта любовь заполонит все наше сердце, и мы переступим порог материальной жизни, оказавшись в мире духовном. И в этих стихах задается цель человеческой жизни. Мы должны очиститься от вожделения, гнева и жадности. Но сделать это можно только с помощью правил и предписаний, изложенных в священных трактатах. А раз мы без них не сможем очиститься, то не сможем и обрести истинное счастье. Получается, что мы живем, прикладывая столько усилий, ради собственных страданий. Это, как минимум, глупо. А начать следовать правилам достаточно просто. Все начинается с того, что мы не протестуем против них. Мы согласны с тем, что правила нужны, и принимаем их полезность. Им следовали великие мудрецы и святые, так и мы не можем и не должны придумывать что-то новое. Как только мы начинаем придумывать свои правила, мы тут же ставим себя выше этих святых мудрецов. Да, пусть они следовали этим правилам всю жизнь, но я попробую обойтись без них. Нет, так не получится, такое оскорбительное мышление к счастью нас не приведет. Да, это другим боксерам надо было всю жизнь тренироваться, а я просто выйду на ринг и ударю как надо. Что я сам не разберусь, что ли, как надо бить? Бери да бей посильнее... Так и мы выходим на бой против вожделения, гнева и жадности, но на первой же секунде падаем на пол ринга и понимаем, что провели жизнь в 100 процентной иллюзии. Фактически, нежелание принимать правила и предписания, изложенные в трактатах, является единственной причиной деградации человека. Это не просто лень, это тягчайший грех, на который только способен человек. Поэтому майя, материальная энергия, постоянно причиняет нам страдания. Материальная энергия состоит из трех гун. И человек должен подняться, по крайней мере, на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Абсолютной Истины. Иначе он останется во власти страсти и невежества. А низшие гуны характерны тем, что, находясь в них, человек изобретает собственные пути духовного развития, что приводит и его самого и его последователей к полной деградации. Это все равно, что придумать свои правила движения. Ну и что, что вы все ездите по правостороннему движению, а мы будем следовать левосторонним правилам... Это даже не смешно. Без милости Бога, которая проявляется в очистительных правилах, мы никогда не станем смиренными. Смирение – это готовность доставлять радость Богу любым способом. Обычно мы, думая о духовной жизни, представляем себя приближенными Бога. Но мудрецы, говоря о смирении, спрашивают нас: "А готовы ли мы стать камнем в духовном мире?" Если не готовы, значит, мы еще не смиренны; значит, мы еще любим себя самого, а не Бога. Стать гопи – всегда пожалуйста, ну на крайний случай слугой гопи, ну ладно – слугой слуги гопи. Но стать камнем – это уже слишком: что-то Господь совсем обнаглел, прося от меня такое. Как же я буду там наслаждаться, будучи камнем. Но в этом секрет – я смогу быть счастливым в духовном мире, только если будут готов быть камнем. Если не готов, значит мне еще нужно счастье материальное и в духовный мир доступ для меня закрыт. Да, духовный путь – это путь возвышения. Но чем выше мы подымаемся по лестнице духовного развития, тем смиреннее мы должны становиться, чтобы сбалансировать это возвышение. И принцип смирения прост – надо перестать гордиться своими достижениями. Если я стал хорошим лектором, надо перестать гордиться именно этим. Если я хорошо пою, надо перестать гордиться именно своим пением. Если я езжу в паломничество, надо перестать гордиться именно паломничеством. Легко не гордиться тем, чего у меня нет. Надо перестать гордиться именно тем, что у нас реально есть. Это постоянная и тяжелая работа над своим внутренним миром. В конце концов такое смиренное настроение должно привести к появлению готовности оказывать почтение каждому. Это очень высокая стадия развития: когда почтение оказывается в мыслях, словах и поступках. В своих мыслях мы видим, что каждый является частичкой Абсолютной истины. Своей речью мы хотим прославить эти частички, сказать им что-то очень приятное и вдохновляющее на духовное развитие. А своими поступками мы стараемся удовлетворить этих детей Бога, тем самым получая от них благословение на свое духовное развитие. Однажды к Бхактисиддханте Сарасвати подошел один человек и попросил у него посвящение. Учитель ответил, что не против, но у него есть несколько условий: |