Не забывайте о Боге!

Глава 17 текст 8-10

"Разговор - попытка накормить другого..."

Комментарий А.Ч.Б.С. Прабхупады

Пища должна увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять сил. Это ее единственное предназначение. В прошлом великие мудрецы определили те продукты, которые больше всего укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни: это молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Все это нравится тем, кто находится в благости. Некоторые продукты, например печеная кукуруза или черная патока, не очень вкусны сами по себе, но становятся вкусными, если их есть с молоком и другой пищей. В этом случае они тоже относятся к пище в гуне благости. Все эти продукты чисты по природе. Они разительно отличаются от оскверненной пищи, такой как вино и мясо.

Маслянистая пища, о которой говорится в восьмом стихе, не имеет отношения к жирной пище, полученной в результате убийства животных. Жиры животного происхождения содержатся в молоке, самом чудесном из всех продуктов. Получая животные жиры из молока, сливочного масла, творога и других молочных продуктов, мы избавляемся от необходимости убивать невинных животных. Убивать их могут только очень жестокие люди. Цивилизованные люди получают необходимые жиры из молока, а убийство животных может быть нормой только среди нелюдей. Белки в изобилии содержатся в горохе, дале, цельной пшенице и других продуктах.

Пища в гуне страсти горькая, пересоленная, слишком горячая или сильно сдобренная красным перцем вызывает уменьшение слизи в желудке, что причиняет страдания и ведет к развитию различных заболеваний. К гуне невежества, или тьмы, относятся прежде всего несвежие продукты. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до еды (за исключением прасада - пищи, предложенной Господу), является пищей в гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища начинает издавать неприятный запах, который привлекает людей в гуне невежества, но вызывает отвращение у людей благостных.

Доедать за кем-то можно только если это Сам Верховный Господь, которому мы предложили приготовленные блюда, или святой человек, в особенности духовный учитель. В противном случае остатки чужой пищи относятся к гуне тьмы и являются причиной инфекционных и других заболеваний. Такая пища привлекает людей в гуне тьмы, но люди в гуне благости никогда не притронутся к ней. Самой лучшей пищей являются остатки блюд, предложенных Верховной Личности Бога. В Бхагавад-гите Верховный Господь говорит, что Он принимает кушанья, приготовленные из овощей, молока и муки, если они предложены Ему с любовью и преданностью. Патрам пушпам пхалам тойам. Разумеется, Господь принимает прежде всего нашу преданность. Однако говорится также, что прасад должен быть приготовлен по определенным правилам. Любая пища, приготовленная согласно указаниям шастр и предложенная Верховной Личности Бога, годится для употребления, даже если она была приготовлена очень давно, ибо такая пища становится духовной. Следовательно, для того, чтобы сделать пищу очищающей, съедобной и удовлетворяющей вкусы всех людей, ее необходимо предложить Верховной Личности Бога.

Лекция Рузова В.О.

Материальный мир - это мир пищи. Здесь все едят, и каждый является пищей для другого. Что-то является пищей для тела, что-то является пищей для ума, а что-то является пищей для души. Поэтому и вся культура материального мира основана на культуре добывания, приготовления и употребления пищи. Умеющий распорядиться пищей культурно называется гурманом, а не умеющий - просто свиньей. И ведическая культура делает человека действительно полноценно-культурным, так как затрагивает все три типа пищи - пищу для тела, пищу для ума и пищу для души. Веды учат человека не просто культурно питаться, но и культурно делиться пищей с другими. Ведь что такое проповедь, если не кормление человеческих душ духовной пищей? Так что у нас здесь сегодня пир...

Причем накормить самого себя не составляет большого труда, а вот накормить другого человека, даже самого близкого - это уже серьезная задача, а иногда и самая что ни на есть настоящая проблема. Вот об этих проблемах общения с ближними мы сегодня и поговорим. В современном мире наблюдается не только проблема голода физического, более того, физический голод - это не самая распространенная проблема. Настоящий голод третьего тысячелетия - это голод ума и голод души. Ум питается благородными эмоциями. Когда мы делаем что-то полезное, нужное, своевременное и благородное, это наполняет наш ум удовлетворенностью. Поэтому человек культурный всегда удовлетворен внутренне. Даже если он физически немного голоден, он счастлив внутри тем, что оказался нужен окружающим.

Почему так остро стоит проблема старости? С одной стороны человек боится остаться без средств к существованию, но в действительноcти еще больше человек боится остаться никому не нужным. Такой тонкий голод действительно является страшным. И это высококультурный страх. Это страх, который делает нас настоящими людьми. В некоторых восточных странах ребенка могут пугать в школе словом бесполезный. Вот вырастешь, и не будет от тебя никакого толку. И если человеку еще немного страшно оказаться бесполезным, значит, в его сердце еще осталась хоть какая-то культура. Поэтому и перед нами стоит простейшая задача - не только найти еду, освятить ее и накормить других, но и стать нужными для всех окружающих и поделиться этим внутренним состоянием с другими. Вот такого человека и можно назвать созревшим проповедником.

И как происходит процесс взаимообмена? Он происходит через разговор. Разговор - это попытка накормить другого тем, что у нас созрело в уме. Поэтому не всегда получается заставить другого человека съесть то, что мы там приготовили. Это может показаться недоваренным, переваренным или даже несъедобным. Поэтому мудрецы говорят, что информация должна быть украшена как праздничный стол, иначе никто за него и сесть то не захочет. Если на столе будет стоять только хлеб да соль, то гость, конечно, отломит кусочек ради приличия, но есть всю буханку вряд ли станет. Так и наше общение должно быть разносторонним. Культура требует некоторого разнообразия из 6 вкусов, которые производят эффект насыщения не только в сознании, но и в желудке.

Если мы хотим донести до человека какую-то мысль, то эта мысль должна быть достойно приготовлена, достойно украшена и достойно подана. И чем сложнее мысль, тем более серьезно надо подходить к ее подаче. И так как духовные идеи самые сложные и высокие, то и их подача должна быть спланирована и представлять собой подготовку к праздничному столу самого высокого уровня. Это похоже на подарок, который человек получает на Новый Год или день рожденья. После такого праздника должно действительно остаться позитивное впечатление. К сожалению, в наше время с проведением праздников большая проблема, исчезла сама культура праздника, поэтому и культура передачи духовного знания так же хромает. Зачастую это просто попытка накормить человека хлебом с солью, даже не дав ему запить водой.

Итак, мы хотим поговорить с человеком. Как это правильно сделать, чтобы разговор действительно переварился, а не вызвал отравление? В этих стихах дается решение. Разговор должен, как и пища находиться в гуне благости, а значит, он должен быть питательным как молоко, сладким как сахар, нейтральным как рис, солнечным как пшеница, полезным как фрукты и успокаивающим как овощи. Только такое общение будет увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять сил.

Да, разговор питателен как молоко, если в нем есть практичная сторона вопроса. Мы не просто даем информацию, мы даем руководство к решению всех проблем, а значит, к решению проблем материальных и проблем духовных. Шрила Прабхупада говорил, что если показать человечеству практичность вед, то все их оценят по достоинству. Так и мы должны быть не просто ведантистами-теоретиками, мы должны быть ведантистами-практиками. Перед нами стоит реальная задача - избавить того, с кем мы говорим, от страданий, и это избавление должно быть не просто словами: «Повторяй мантру, и все пройдет само собой». Это избавление должно быть дано очень личностно, с учетом решения тех проблем, которые мучают человека в данное время.

Эта культура взаимоотношений и называется юкта-вайрагьей. Мы не отрицаем проблемы человека, мы не говорим, что все они просто от невежества и отсутствия веры в Бога. Мы понимаем, что это мир реальных проблем, и они есть у всех. И мы предлагаем свое решение этих проблем, а не свой способ ухода от них. Люди пытаются уйти от проблем с помощью алкоголя, с помощью наркотиков, с помощью азарта, с помощью секса, с помощью самоубийства. И мы тоже иногда предлагает уйти от проблем с помощью повторения махамантры. Это звучит крайне фанатично и подозрительно. Представьте, что в больнице вам врач говорит, что все ваши проблемы с печенью просто от того, что вы не верите во врачей и не получили медицинскую страховку.

Врач не должен обвинять больного. Он дает лекарство от физической проблемы, объясняет, почему эта проблема возникла, и предупреждает, как жить, чтобы эта проблема не возвратилась вновь. Так поступает настоящий врач, и в этом случае действительно хочется верить в медицину. Лже-врач просто пугает пациента, что если тот не будет к нему ходить, не будет пить его таблетки, то точно не протянет и месяца. Лже-врач запугивает больных и думает, что это заставит их следовать путем здоровья. Но даже страшные надписи на сигаретах не особенно действуют. Так и мы должны стать настоящими врачами. Наша польза не просто в том, что мы даем веру, а там живи как хочешь, мы даем культуру, то есть правила счастливого поведения, правила, которые делают человека счастливыми, правила, с помощью которых он сможет быть счастливым и без нас.

Если мы готовы дать человеку лекарство и не обидимся, что он больше не придет, значит, мы зрелая организация. Если мы даем человеку лекарство с целью привязать его к нашему типу лечения, это значит, что мы просто очередная сетевая организация, которой надо подписать как можно больше клиентов. Нет, мы готовы отдать человеку знания, которыми он сможет пользоваться и без нас. Это действительно деятельность без привязанности к результату. Мы делимся духовным и понимаем, признавая,что это не наше, это то, что нам дали передать, а что с этим будет делать тот, кому мы это передали, это его личное дело. Если он захочет дальше развиваться с нами, мы только рады, а если нет, наша информация все равно остается действующей. Она все равно будет помогать человеку, не важно, принял он наш путь развития или выбрал свой.

Поэтому не так-то просто общаться с людьми в гуне благости, нас все время стягивает на страсть, и мы ставим перед собой задачи завершить пятилетку за три года. Профессионал, который реально решает людские проблемы, никого не ищет, все ищут его. К хорошему врачу так просто не попасть, к нему всегда огромная очередь. Так можно понять, что мы еще не стали настоящими профессионалами, мы еще не поняли, как решать свои проблемы, и слишком навязчиво объявляем о том, что готовы решить проблемы каждого. Да, этот юношеский задор помогает нам чувствовать себя вдохновленными, но в действительности одного задора мало. Надо, чтобы каждый стал носителем какой-то реальной части нашей ведической культуры. Чтобы ведический врач мог реально помогать людям с помощью ведических рецептов. Чтобы ведический психолог мог реально успокаивать человеческий ум, чтобы ведический воспитатель мог воспитать реально культурного ребенка, чтобы ведические родители реально не разводились, чтобы ведические дома были реально удобными для жизни, чтобы ведический хлеб был реально вкусным, и не надо было бы объяснять, что он такой жесткий, потому что монастырский...

Одним словом, разговаривая с людьми, помните, что этот разговор должен быть полезным как молоко. Раньше гостю предлагали не стакан воды, а стакан молока. Так и мы иногда предлагаем цистерну воды, забыв о том, что у нас есть еще и молоко. Молоко - это гуна благости. Гуна благости - это перспектива в решении жизненных проблем. И как продукты становятся вкуснее, сваренными в молоке, так и духовное знание, которое может показаться уж очень оторванным от реальности, становится вкусным и понятным на примере решения реальных жизненных проблем. Звучит страшно, но наше трансцендентное знание надо немного приопускать до гуны благости, чтобы каждый мог увидеть его важность и практичность. Благость позволяет человеку понять, как то, что мы говорим, связано с его жизнью. И если он этой связи не увидит, то может просто пройти мимо нас. Мы говорим человеку: «Купите и прочитайте Бхагавад-гиту», а он отвечает, что у него дома уже три Бхагавад-гиты, и он уже ее читал – и не раз....

Так же разговор должен быть сладким как сахар. Это значит, что правда не так-то уж приятна в материальном мире. В действительности это мир правды, поэтому тут все пытаются укрыться под тенью иллюзии. Все видят, чем все заканчивается, все видят смерть, болезни и старость, но пытаются всячески не обращать на это внимание. Человек прикладывает столько усилий, чтобы от этого отвернуться, что наши попытки силой вернуть его к правде могут ему не очень-то и понравиться. Поэтому прежде чем говорить о правде, надо дать человеку позитивное мировосприятие. Если мы сначала даем понимание того, что есть система, позволяющая решить жизненные проблемы, то тогда на них можно и посмотреть. А если мы сначала смотрим на проблемы, а потом предлагаем решения, то до самих решений можно и не успеть добраться, так как от вида проблем человеческое сознание становится циничным, а значит, человек перестает верить в какие-либо решения вообще. Одним словом, не забывайте положить в торт сахар, а то он опять превратится в хлеб с солью.

Разговор должен быть и нейтральным как рис. Это значит, что мы принимаем свободу выбора человека. Мы готовы ему помогать, даже если он и не принимает нас целиком. Мы не действуем так, что либо покупайте весь наш магазин, либо не получите ничего. Настоящий продавец продает то, что действительно нужно человеку, и если покупатель будет доволен своей покупкой, то он обязательно вернется вновь. Если же покупатель увидит, что мы пытаемся ему вручить побольше залежалого товара, то он будет нас обходить стороной всю свою жизнь. Наша нейтральность похожа на нейтральность продавца, который готов продать то, что нужно покупателю, а не обманом всучить ему ненужные товары, которые приказал ему продать директор. Это целое искусство - стать полезным консультантом-продавцом. Мы помогаем человеку найти в ведической культуре то, что ему надо прямо сегодня. И если ему сегодня нужно только что-то одно, мы всеми силами научим его, как этим правильно пользоваться, и тогда он придет и за другим. Вот это действительно правильная техника продаж.

Разговор должен быть солнечным как пшеница. Это значит, что человек, с которым мы говорим, должен увидеть силу пшеничного поля, его бескрайность и глубину. Не грех показать человеку, сколь многогранна и практична духовная культура, как она действительно перекрывает все три потребности человека в физической, умственной и духовной пище. Если человек увидит масштабность этой культуры, то он будет к ней более серьезно относиться. У нас не просто индийская культура, у нас космическая культура, у нас культура галактики, у нас культура всего материального творения. По этой культуре не только в индийской деревне живут, этой культурой пользуются на всех обитаемых планетах вселенной.

Так что если общаться по этим принципам, то и результат такого общения будет тоже в гуне благости, оно будет увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять сил.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика