Не забывайте о Боге!

Глава 18 текст 27

"Человек в страсти..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

В этом стихе описывается деятельность человека в гуне страсти. Такой человек сильно привязан к тому, что он делает или к результатам своей деятельности, и особенно к дому, семье и детям. И это на первый взгляд звучит достаточно страшно. Как так, ведь наш дом, семья и дети - это все, что у нас есть. Но речь идет вовсе не о том, что человек должен от них отказаться, наоборот, человек должен научиться о них заботиться по-настоящему. Правда состоит в том, что нам всем придется расстаться рано или поздно. Поэтому мы должны заботиться друг о друге не так, что мы никогда не расстанемся, а так, что мы расстанемся, но с самыми лучшими впечатлениями друг о друге.

Так мать знает, что рано утром ее ребенок уходит в школу. И она готовит ему вкусный завтрак, собирает учебники в портфель, провожает добрыми словами. Она не может оставить его дома по своему желанию, хотя очень этого хочет. Она понимает, что им придется расстаться, поэтому отдает ему самое лучшее. Так и мы любим друг друга и хотим быть вместе как можно дольше, но понимаем, что нам обязательно придется пойти разными путями, поэтому мы хотим оставить друг другу самое лучшее, что у нас есть. А самое лучшее в этом мире - это духовное. А лучшее оно, потому что вечное. Если мы расстаемся надолго, и оставляем на память о себе временное, то оно через некоторое время пропадет, и памяти о нас больше не будет.

Мать дает такой завтрак, чтобы он не пропал. Какой смысл в завтраке, который еще по дороге в школу испортился. Поэтому самое лучшее, что мы можем оставить о себе - это духовное, а значит вечную память и вечную пользу. То духовное, что мы сможем передать, будет всегда сопровождать нашего любимого по этому миру, так как духовное неуничтожимо и это будет связывать нас. В трактатах не зря говорится, что тот, кто практикует духовное развитие, помогает 108 поколениям своих родственников. Надо научиться любить так, чтобы результат нашей любви оставался навсегда, а не растворялся сразу после нашего расставания. Сейчас люди очень поверхностно любят друг друга - с глаз долой из сердца вон. Раньше фотографии родителей, бабушек, дедушек и других основателей семейства весели на стенах как иконостас и все помнили о том, какие духовные подвиги они совершили, какие наставления оставили и какие книги собрали в семейной библиотеке. А что мы имеем сейчас?

Поэтому лучшая забота о своей семье - это не отрекаться от нее раньше времени, а изо всех сил стремиться к духовному совершенству, тем самым показывая хороший пример всем своим родным и близким. Не так то и просто оставить о себе вечную память, но если мы будем стараться, у нас обязательно это получиться. Мало окружить родных материальным комфортом, это обязательная часть заботы, но только часть. Надо еще и окружить их заботой духовной. Мы должны хорошо понимать, что взять с собой в следующую жизнь получится только духовные результаты. Поэтому все, что мы делаем в материальном плане, мы делаем для того, чтобы показать окружающим хороший духовный пример. Показать, что духовное развитие делает нас еще более ответственными, еще более любящими, еще более заботливыми, еще более работоспособными. Духовность - это не прекращение работы, духовность - это понимание, как заработать вечный результат, вечную зарплату...

В семейной жизни надо научиться, не только удовлетворять ум и чувства друг друга, но самое главное, надо научиться удовлетворять вечную душу. Ведь если мы научимся духовной заботе, то те неприятности, которые обязательно будут нас мучить в материальном плане, мы уже не будем воспринимать так болезненно. Конечно неприятно терять что-то материальное, но так как особенно ни какой ценности оно и не представляет, так как временно и само должно было пропасть очень скоро, то мы и не переживаем по этому поводу так сильно. Нет смысла кончать жизнь самоубийством, если телевизор сгорел на следующий день после его покупки, он все равно через некоторое время сгорел бы, и мы ничего не можем с этим поделать. Всему материальному уготовлен свой срок жизни, на выключателе написано, рассчитан на 5000 нажиманий, поэтому мудрец не так сильно переживает по этому поводу. Вот чего он действительно боится, так это потерять вечное. Так как нет ничего глупее этой потери.

И самое ценное из вечного, что у нас есть - это Святое Имя, молитвенная практика. Мы видим, что время от времени, кто-то все-таки умудряется потерять эту вечную ценность, поэтому нам надо хорошо понимать, как правильно относиться к этой беспричинной милости. В трактатах говорится, что имя Бога не отлично от самого Бога. И если это правда, то повторяя Святое Имя, мы должны видеть перед собой и самого Бога. Но мы не видим Бога, вопрос почему? И мудрецы объясняют, что проблема в наших оскверненных чувствах, которым невозможно воспринять абсолютную чистоту. Наши чувства, как радиоприемник настроены на восприятие грязи, поэтому их надо перенастроить на более чистую волну. Такой перенастройкой и является внимательное изучение Бхагавад-гиты и Шримад Бхагаватам. Гита и Бхагаватам не что иное, как большое имя Бога. Эти трактаты позволят устранить всю грязь из нашего сердца, а значит, и настроить его на волну восприятия чистой духовности.

У этой подстройки на духовную волну есть три стадии, которые называются стадиями воспевания Святого Имени. Шрила Прабхупада говорит, что первая стадия - это оскорбительная ступень, вторая стадия - это когда вы уже изо всех сил пытаетесь избежать оскорблений, но полный успех приходит только на третей стадии, на стадии чистого воспевания. И на каждой из этих ступеней развития Святое Имя называется немного по-разному. На первой - намапаратха, или оскорбительное воспевание святого имени. Но второй ступени - намабхаса, или очистительное воспевание святого имени. И только на третьей - шуддха-нам или чистое воспевание святого имени.

А это все значит, что мы должны следить за тем, что происходит с нашим воспеванием Святого Имени. Бхактивинод Тхакур сравнивает механическое повторение с тем, как работает машина. Толку от этого, ни какого, машина не становится счастливее от того, что работает, просто вырабатывает весь свой ресурс, все горючее и останавливается. Мы должны стараться двигаться вперед, наша задача добраться хотя бы до второй ступени, до очистительного воспевания. А это значит, что воспевая Святое Имя, мы изо всех сил стараемся избегать оскорблений Святого Имени. Поэтому основа духовных знаний заключается в том, чтобы понять, как перестать оскорблять Святое Имя.

Однажды ученые брахманы беседовали с Харидасом Тхакуром о Святом Имени. Во время этого обсуждения возникло некоторое разногласие. Кто-то сказал, что, воспевая Святое Имя, человек освобождается от всех греховных реакций, которые он накопил в своей жизни. А другой сказал, что, просто воспевая Святое Имя Бога, человек вообще освобождается от материального рабства. Все разделились на два лагеря и стали спорить между собой. На какую бы сторону встали вы? Но Харидас Тхакур прервал их спор и сказал, что эти два эффекта действительно присутствуют, но фактически не являются основными результатами воспевания Святого Имени. На самом деле, воспевая Святое Имя Господа без оскорблений, человек пробуждает в себе любовь к Богу. Именно это должно считаться основным результатом чистого повторения. Харидас Тхакур сказал, что освобождение и избавление от греховных реакций - это просто побочный продукт воспевания Святого Имени.

В "Падьявали" Рупы Госвами говорится, что подобно тому, как восходящее солнце сразу же рассеивает тьму этого мира, которая глубока как океан, так и Святое Имя, произнесенное без оскорблений хотя бы один раз, сразу уничтожает все последствия греховной деятельности человека. Более того, Харидас Тхакур говорит, что даже слабый намек на воспевание святого имени без оскорблений разрушает все последствия греховной деятельности. Но избавление от греха и освобождение - это очень незначительная вещь, которую получает человек в результате духовной практики. Говорится, что освобождение, не такая уж важная вещь, потому что человек может достичь его даже в результате рутинного, механического воспевания святого имени.

Одним словом, у нас есть величайшая возможность научиться повторять Святое Имя чисто. И мы должны знать, что может этому помешать. Какое-то время у нас даже получается более менее повторять Имя без оскорблений, но это потому что мы приходя в общество преданных еще очень мало о них знаем. Когда мы становимся преданными, на нас ложиться ответственность быть очень аккуратными во время воспевания. Когда мы только начинаем свой путь духовного развития, то думаем что все преданные святые люди, но по мере приближения к ним мы узнаем слишком много, и у нас появляется причина для оскорблений. И поэтому нам нужно быть очень аккуратным, чтобы, видя какие-то недостатки у преданных, изо всех сил избегать оскорблений и критики.

Обычно преданные думают, что Кришна сначала дает какую-то особую милость, а потом её жестоко забирает. Но это не совсем так. Да, сначала у нас есть великий энтузиазм, а потом он пропадает. Секрет в том, что в начале очень легко повторять Святое Имя чисто, так как мы не знаем ни преданных ни духовного учителя ни самого Бога, а значит и оскорбить то их как следует и не можем. Но когда мы узнаем о том, как трудно преданным духовно развиваться. Какие строгие наставления дает нам духовный учитель, какие противоречивые поступки совершает Господь, то ситуация в корне меняется. У нас появляется причина для критики и оскорблений. И тут надо прилагать все усилия, чтобы этого избежать. Мы должны понять, что если мы будем прилагать все усилия, чтобы избегать негативного мышления во время воспевания, то это и будет очистительной стадией, что как минимум даст нам освобождение, разрушит все наши греховные реакции, и приведет нас на уровень брахма-бхута. В принципе такое повторение и является истинным контролем ума и чувств. Без этого просто невозможно продвигаться в духовной жизни.

И переход с оскорбительной стадии воспевания на стадию очистительную происходит посредством решимости. Да, мы не можем встать своими силами на стадию чистого воспевания, но вот перейти на очистительную стадию мы можем сразу. Это может абсолютно каждый. Мы должны принять обет, делать все возможное, чтобы не оскорблять и не критиковать преданных. И принять такое решение можно за одну секунду и это реально переведет нас на второй уровень, если мы будем следовать этому обету. Я вас очень прошу прямо сейчас принять этот обет и следовать ему все свою жизнь. Это даст возможность почувствовать настоящий вкус духовного развития.

Шрила Прабхупада говорил, что человек может начать воспевать Святое Имя, даже не имея какой бы то ни было, предварительной квалификации для этого, но при этом ожидается, что он перестанет совершать оскорбления. И переход с оскорбительной стадии воспевания на очистительную сразу же заметен. На оскорбительной стадии фактически нет прогресса в духовном развитии, и человек на этом уровне, все время чувствует себя разочарованным и несчастным. От такого разочарования, от несбывшихся надежд на духовное развитие человек чувствует гнев на преданных, Бога и самого себя. Такому человеку нужен объект для гнева - ИССКОН не такой, Гуру падают, преданные несовершенны, Храм маленький... Но когда мы поднимаемся до очистительной стадии, тогда есть и вдохновение, и счастье, и чувство движения по пути к совершенству. И главное что к нам возвращается - это надежда на то, что мы на правильном пути. Именно возвращение надежды и является признаком поднятия на очистительную стадию воспевания. Это значит, что я вижу, как все вокруг развиваются, как развивается наше движение, как я сам просто бегу по пути духовного развития.

Итак, давайте запишем признаки перехода на очистительную стадию воспевания: мне опять интересно читать книги Шрилы Прабхупады; я реально ощущаю счастье от того, что нахожусь в духовном развитии; мне хочется погрузиться в изучение тонкостей духовной науки; я ясно понимаю, что именно надо делать для дальнейшего духовного развития; мне нравится моя духовная организация, в которой я нахожусь и мое духовное окружение; и я чувствую непреодолимую решимость идти до конца по этому пути. Соответственно, если все это пропадает, значит, я опять скатился на стадию оскорбления и из нее надо срочно выбираться. А вот и анекдот про критиканов.

Как-то казнили во Франции оптимиста, пессимиста и критикана.
Оптимиста первым подвели к гильотине и спросили его последнее желание.
Он ответил: "Жизнь была так прекрасна и интересна! Положите меня, пожалуйста, лицом вверх. Мне будет очень интересно смотреть на падающий нож".
Положили его лицом вверх, дернули рычаг, а нож заскрипел и остановился над самой шеей.
По обычаю его помиловали.
Спросили пессимиста о последнем желании.
Он сказал: "Жизнь была так гадка! А, тут еще этот нож... И жадная до кровавых зрелищ толпа... Завяжите мне глаза и заткните уши ватой".
Его желание выполнили, дернули рычаг, но нож снова заскрипел и остановился над самой шеей.
Он тоже был помилован, согласно обычаю.
Критикана спрашивают:
- Твое последнее желание?
- Последнее желание, последнее желание... Лучше бы гильотину починили, как следует...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика