Не забывайте о Боге! |
Глава 18 текст 35 "Человеческий сон..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В сегодняшней лекции речь пойдет о гуне невежества, о царстве грез, а значит о человеческом сне. Человек всегда видит сны, в какой бы гуне - благости, страсти или невежестве - он ни находился. Это совершенно естественная функция человеческого организма. Но излишне продолжительный сон говорит о сильном желании человека наслаждаться материей. Да, у нас не получается стать великими в реальности, так может это получится во сне, а если действительно получится, то может лучше как можно дольше не просыпаться? Сон - это попытка наслаждаться материей каждую секунду, даже в таком обморочном и бесполезном состоянии, фактически в состоянии овоща. Но еще более опасно желание человека обсуждать свои сны. Как часто мы говорим друг другу: «Послушай, какой интересный сон мне сегодня приснился». Это не что иное, как попытка перенести иллюзию в мир реальности. Так мы окончательно попадаем с головой под влияние майи. Мало того, что мы видим иллюзию во сне, мы ее еще и подробно разбираем несколько дней подряд, мы записываем ее в свои дневники и пытаемся понять по сонникам, что весь этот бред означает. О, какую я интересную иллюзию увидел, давайте-ка я вам о ней подробно расскажу. Так мы никогда не проснемся. Жизнь таких людей превращается в один непрерывный сон. Как же выйти из-под влияния сонного состояния? Сон - это размышления над тем, что уже было, или мечты над тем, чего еще не было, но нам бы очень хотелось, чтобы произошло. Одним словом, реальность - это середина между прошлым и будущим, реальность - это настоящее, точнее это наше желание быть в настоящем. Вот о том, как попасть в настоящее, мы сегодня и поговорим. А начинается переход в настоящее с обращения к самому себе: что я сегодня конкретно сделал для четырех аспектов своей жизни. Что я сегодня сделал, чтобы позаботиться о своем здоровье? Что я сегодня сделал, чтобы улучшить мои отношения с окружающими? Что я сегодня сделал для развития своего разума, что я сегодня выучил? И что я сегодня сделал для своей души? Если я все отложил на завтра или довольствуюсь тем, что у меня уже есть, значит, я проспал целый день... Сон опасен как явление тем, что приучает нас к вкусу реинкарнации. В наших снах мы каждый день отождествляем себя с различными телами. То нам снится, что мы цари, то нам снится, что мы нищие, то мы мужчины, дети или женщины… Каждый раз мы реально меняем тело в своем сознании, но после пробуждения понимаем, что это был всего лишь сон, что временное тело, данное нам во время сна, уже исчезло, рассосалось. И если нам жалко с ним расставаться, если мы пытаемся продлить состояние сна, значит, нам нравится реинкарнация, и мы обречены на новое рождение, а значит и на новый сон. Это убивает цель нашей жизни, цель не просто проснуться, а окончательно проснуться. Мы рождаемся, как будто отходим от очередного сна и получаем новое тело. В процессе взросления мы себя с ним полностью отождествляем и попадаем под его влияние. Но занявшись духовной практикой, мы можем проснуться и понять, что наша истинная природа другая и ничего общего не имеет с этим временным телом. Сновидения длятся лишь несколько секунд и достаточно часто сменяют друг друга. Ночной сон длится всего 7 часов, но жизнь человека длится уже все 77 лет. Поэтому тело, которое мы видим в своей жизни, кажется нам намного реальнее тела, которое мы видим у себя во сне. Но это просто потому, что мы дольше в нем находимся, оно реальнее всего в 10000 раз, не так-то уж и намного. Но по сравнению с вечностью нашей души это все равно даже меньше, чем вспышка молнии. Поэтому жизнь в материальном теле все равно сравнивается со сном. Все, что происходит с нами во сне, кажется нам настоящей реальностью. И в зависимости от того, хороший это сон или дурной, мы испытываем различные чувства: счастье или горе, радость или печаль, удовольствие или страх... И нашему сознанию приходится трудиться хоть и в 10000 раз меньше, чем матери природе, которая заставляет нас думать о себе как об этом теле, но все-таки напряженно трудиться. Не так-то просто заставить нас поверить в очередную смену тела, даже если оно произошло во сне. Недавно ученые открыли, что в спящем состоянии мозг человека не менее активен, а в некоторых случаях даже более активен, чем в бодрствующем. Это стало научным прорывом в области исследования ума и мозга, настоящей сенсацией. До этого считалось, что сны снятся при пониженной активности мозга, но оказалось, что совсем наоборот. Ученые теперь опять не знают, что же такое сны. Сны - это активное воссоздание реальности внутри нашего сознания. Надо сотворить целый мир, и на это уходят все силы организма. И в результате невежества, а значит непонимания иллюзии сна, человек проживает всю свою жизнь во сне, словно в реальности. Но когда он просыпается, все исчезает, и его выдуманная реальность тоже. Сон жизни становится потухающим воспоминанием и обычно со временем забывается. Да, во время сна все кажется очень реальным, но когда мы просыпаемся, то точно понимаем, что все это было иллюзией. И даже если что-то и было реальным, то по сравнению с вечностью души все равно является временной и относительной правдой. Мы изо всех сил стараемся установить взаимоотношения с другими людьми. Любой человек имеет множество друзей, знакомых и родственников. Но в процессе реинкарнации мы рождаемся в другой стране или даже на другой планете, а уж о разнообразии вариантов тел и говорить не приходится. И вместе с новым телом мы получаем новый набор взаимоотношений. Может теперь у нас будет 40 братьев-паучков... Как только прошлая жизнь забывается, новая начинает казаться реальной. Таким образом, наша душа переходит из одной временной реальности в другую. И только когда нам фактически на мгновение удается получить человеческое тело, у нас появляется шанс проснуться. Да, только в человеческом теле можно понять, что все, что с нами происходит, это не реально. Только в человеческом теле можно «услышать будильник». В теле животного это сделать сложно, практически невозможно. Животные полностью погружены в невежество. Попробуйте поговорить об этом с белочкой или зайчиком. Им это просто не интересно, они полностью погружены в свой сон, и он им очень нравится. В наше время принято говорить о пришельцах, об НЛО, но в ведической традиции дается знание о том, что вселенная не просто заселена, а как и кем она заселена. Существует 14 планетных систем, в каждой из них есть свои формы жизни. Они отличаются друг от друга и по степени освещенности. На одних очень светло, на других сумерки, а на третьих царит полнейший мрак. Но человеку легче поверить в НЛО. По статистике уже половина американцев верит в жизнь на других планетах. Однако самое главное отличие живых существ, проживающих на разных планетных системах, это степень их разбуженности, то, насколько они смогли выйти из-под влияния иллюзии… Наша планета относится к планетам среднего уровня, а значит, мы сами вольны выбирать, спать нам дальше или проснуться. Фактически мы делаем это каждый день утром, лежа в своих кроватях. Но мудрецы прилагают все усилия, чтобы помочь нам проснуться. Поэтому даже им могут сниться кошмары, даже святым могут сниться неприятные сны, потому что они входят в контакт с нашими проблемами, и это противостояние, эта борьба с человеческим невежеством приносит им такие неприятности. Плохие сны у святых говорят о том, что они борются с плохим в сердцах окружающих их людей. Плохой сон проповедника - это признак того, что он находится на войне с иллюзией. А на войне редко снятся хорошие и добрые сны. Так что такой плохой сон еще надо и заслужить. Когда мы начинаем помогать другим, мы должны быть готовыми переваривать не только свои проблемы, но и проблемы окружающих. Только Бог может переваривать яд безболезненно, и так как мы не боги, у нас естественным образом появляются некоторые проблемы. Во время моих путешествий мне приходится каждые несколько дней спать в новом месте, и каждый раз мне снятся немного другие сны, некоторым я совсем не рад, но пока не уедешь из этого города, проблемы не решишь. Духовные учителя также испытывают подобного рода явления. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что иногда духовный учитель, приняв ученика, должен взять на себя ответственность за прошлые грехи этого ученика, и, будучи перегруженным этим, порой он может страдать, если не полностью, то частично, вследствие греховных поступков этого ученика. Эти беспокойства могут проявляться не только как болезни, но и как кошмарные сны. Шрила Прабхупада писал, что иногда учитель принимает греховного человека в ученики и, чтобы нейтрализовать принятые на себя грехи, ему приходится видеть плохие сны. Однако, духовный учитель столь добр, что, несмотря на плохие сны, вызванные грехами ученика, он идет на эти страдания ради его пробуждения и освобождения. Кажется, ну зачем они идут на эти неприятности. Почему бы просто не наслаждаться духовной жизнью, не обременяя себя чужими проблемами? Ведь, в конце концов, разве писания не предупреждают о том, что не надо принимать слишком много учеников? И сам Шрила Прабхупада повторял эти слова: "Не принимайте много учеников", но затем он открывал другую сторону этого парадокса духовного посвящения: "Но мы делаем это, потому что проповедуем. Ну и что, пусть нам приходится страдать. Мы все равно будем принимать их". Джива Госвами открывает нам секрет сознания проповедника, а ведь у всех нас должно проснуться это сознание. Он говорит, что проповедник должен принимать много учеников, для того чтобы распространять духовность по всему миру. Но он также объясняет, что принимать много учеников - очень рискованно для того, кто не является проповедником. Это риск, потому что, когда духовный учитель принимает ученика, то естественным образом берет часть его грехов. Если он не является очень могущественным, ему придется страдать от последствий, так как нельзя все-таки забывать о том, что человеку запрещено принимать много учеников. Также можно упомянуть сны о духовном учителе, которые являются наградой ученику за его усилия на пути духовного развития. Сон с участием духовного учителя может быть реальным, непосредственным опытом общения с ним. Такое общение во сне - это один из видов духовной телепатии. Однажды Шрила Прабхупала написал своему ученику: "На самом деле я думал о тебе, и по милости Кришны мое беспокойство было передано тебе в твоем сне". Современный человек лишь недавно начал изучать экстрасенсорные способности и загадки сновидений. Но люди духовно развитые иногда получают возможность такого мистического общения. Так учитель Шрилы Прабхупады попросил его принять саньясу в его сне. И после того как он увидел один и тот же сон несколько раз, его решимость принять отречение стала неумолимой. Шрила Прабхупада называл этот сон великой удачей. Шрилу Прабхупаду также посещал во сне Господь Кришна на борту «Джаладута», когда он ехал в Америку. Шрила Прабхупада писал о мучившей его морской болезни, а на 13 день путешествия, когда корабль пересекал Аравийское море, у него был сердечный приступ. Он беспокоился о том, что может уйти раньше времени. И в это тяжелое время ему приснился особый сон. Появился Господь Кришна. Он был в лодке, со своими остальными воплощениями. Кришна греб веслами, а за лодкой плыл привязанный за веревку корабль Шрилы Прабхупады. Кришна улыбался Шриле Прабхупаде и тащил корабль всю дорогу до Америки! К Шриле Прабхупаде во сне приходили и великие Ачарьи. В храме Радха Дамодара ему снились Рупа и Джива Госвами, которые и вдохновили его поехать на запад и создать там духовное движение. Ему было сказано, что ничего не надо бояться, надо петь святое имя, и успех обязательно придет. Шрила Прабхупада так и сделал, и мы видим, что сон сбылся, так что мы ни много ни мало, а результат сна великого святого. Древняя традиция сознания Кришны полна таким, что мы можем назвать сверхъестественным. В Чайтанья Чаритамрите можно прочитать о том, как Кришна во сне пришел к Мадхавендре Пури и приказал ему отправиться в Пури и принести сандаловую пасту. Шри Нитьянанда Прабху пришел к Кришнадасу Кавирадже и велел ему отправиться во Вриндаван. Однако надо понимать, что мы не святые и не должны так легко принимать свои сны за прямые наставления к действию. Когда учитель Шрилы Прабхупады порекомендовал ему во сне принять отречение, он решился это сделать только после того, как его практически заставил это сделать его духовный брат. Шрила Прабхупада проверил свой сон тем, что ждал, когда его заставят поступить так, как было сказано в этом сне. Шрила Прабхупада говорил, что в основном сон - это бессмыслица, но если в нем присутствует духовный учитель, то мы его можем принимать как духовный. Но в тоже время мы не должны ждать такой сон, все наставления уже присутствуют в книгах Шрилы Прабхупады. Сны и подобный им психический опыт существуют и могут действовать, но они не являются сутью или основой нашей духовной жизни. Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что мы не нуждаемся в переживании подобного опыта, чтобы практиковать духовное развитие. У нас и так уже все для этого есть - книги Шрилы Прабхупады, наш духовный учитель и преданные, которые говорят нам, что и как нам следует делать. Не стоит тратить много времени на мистические мероприятия и знания. Мудрецы рекомендуют тратить время на воспевание святого имени. Например, если нам захотелось изменить дом по правилам васту, намного эффективнее будет потратить все эти деньги на то, чтобы пригласить в свой дом преданных, попеть вместе с ними и угостить их хорошим прасадом. После такого воспевания уже будет все равно, в каком месте расположены окно, кухня или туалет... Одним словом, если мы получили во сне наставления, которые направлены на углубление нашей духовной практики, то это хорошие наставления, и им можно последовать. Но если наставления необычны, то в этом случае необходимо получить одобрение у преданных или у духовного учителя. Мы не должны думать, что получили какое-то особое наставление просто так. Милость Бога - это не дешевка. Мудрецы говорят, что лучше не иметь снов о Кришне, но иметь возможность и желание воспевать Его имена. Если, встав утром, нам хочется совершать духовную практику, то совершенно не важно, снится нам Кришна или нет. |