Не забывайте о Боге! |
Глава 18 текст 5 "Обмен заботой и любовью..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru На определенной стадии духовного развития к искателю истины приходит успокоение. Он начинает думать, что уже достаточно многого достиг на своем пути и теперь можно просто наслаждаться духовной жизнью. Но это очередная ловушка майи. Мудрецы говорят, что без мараны, не может быть и смараны. Это значит, что пока в нас не умрут все материальные желания вплоть до желания наслаждаться их отсутствием, в нашем сердце не может появиться настоящие памятование об Абсолютной Истине. Преданность - это смех материальным желаниям в лицо, приходите на здоровье, посмотрим, как вы сможете остановить наше преданное служение! Но мало достичь духовного понимания самому, надо еще и найти способ поделиться этим пониманием с другими. Йог - это не тот, кто спрятался от всех в Гималаях. Йог - это тот, кто сходил в Гималаи за духовным вдохновением и вернулся, чтобы раздать его всем желающим. И даже если самому йогу не требуются регулярные действия по очищению его тела или сознания, он все равно должен продолжать их совершать, ради того, чтобы показать всем окружающим пример. Чем более известен йог, тем более пристально за ним следят, тем более аккуратен и последователен он должен быть в мелочах. Ведь если его последователи увидят, что он чем-то пренебрегает, то они могут воспринять это как наставление к деятельности. Поэтому уж совсем отрешенные йоги всегда уходили как можно дальше от людских глаз, чтобы не сбивать своим странным поведением начинающих искателей истины. Так, например, Господь Чайтанья дал Рагхунатхе дасу Госвами три ограничения, которым ему необходимо было следовать всю его жизнь: не вести пустых разговоров, отказаться от вкусной еды и богатой одежды и оказывать почтение всем, не требуя никакого почтения к себе. И Он же дал ему две позитивные рекомендации: всегда повторять Святые Имена Господа и помнить об играх Радхи и Кришны во Вриндаване. Да, две последние позитивные рекомендации на прямую связаны с достижением духовного совершенства, но они никогда не раскроются, без следования первым трем ограничениям. Эти наставления Господа Чайтаньи для всех нас, они о том, как нам нужно совершать процесс преданного служения. Это перевод разделов йоги "яма и нияма" для практики бхакти. И нам надо хорошо понять, как их исполнять в реальной жизни. Для очищения своего сердца мы должны не просто читать книги, как художественную или научную литературу, мы должны научиться в них погружаться всем своим сознанием. Мы должны научиться их переживать и сердцем и умом и разумом. Надо встать на место Арджуны и почувствовать, как он стоит на поле боя перед Кришной, вот тогда Гита действительно зазвучит. Шрила Прабхупада дал нам эти книги не только чтобы мы их читали как роботы, но и для того, чтобы мы могли прикоснуться к Арджуне, к Кришне, к Курукшетре, к Вриндавану, к вечным играм Радхи и Кришны. Это так же наша задача, иначе мы будем санскритологами и религиоведами, но не преданными Бога, наполненными играми и отношениями. Каждый духовный трактат несет в себе определенную атмосферу. Эта атмосфера очищает определенный уголок нашего сознания. Так в разных частях нашей планеты рождаются люди с определенным менталитетом. Где-то рождаются люди вспыльчивые, где-то спокойные, где-то обидчивые, а где-то ревнивые. Сознание человека, которое сформировалось в его прошлой жизни, заставляет его рождаться на определенной территории и в определенном окружении, чтобы продолжать свой путь с подобными ему людьми. Россия характерна тем, что у людей в России часто меняется настроение, и тем, кто к этому не привыкнет, будет очень трудно жить в этой стране. Соответственно, для того, чтобы попасть в духовный мир, нам нужно сформировать у себя особый менталитет - менталитет любви к Богу и его детям. Лишь в этом случае дверки в духовный мир приоткроются, и мы сможем в них заглянуть. И наше общение - это не просто вынужденная ситуация, в которой мы должны терпеть друг друга - это реальная тренировка перед тем, как попасть в духовный мир. Нас окружают именно те, с кем нам надо будет вечно находиться в духовном мире. И мы видим, что пока у нас это получается, не очень дружелюбно, не очень любовно. Как только мы сможем создать и почувствовать атмосферу любви среди нас самих, наше сознание будет готово к возвращению в духовный мир. Первая цель ИСККОН требует обеспечить подлинное единство всех людей, третья цель требует: сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне. В шестой цели говорится: объединить членов общества в единую семью. Насколько мы уже сближены - вот в чем вопрос - настолько и доволен нами Шрила Прабхупада и Кришна... В трактатах объясняется, что искатели истины делятся на две категории: джата-ручи и аджата-ручи. Джата-ручи - это те, кто уже имеет духовный вкус, а аджата-ручи - это те, кто его только хочет получить. И те и другие - великие мудрецы, но практика для них немного отличается. Для тех, кто уже развил духовный вкус, основная духовная практика состоит из смаранам, из постоянных воспоминаний о разных играх Бога. Именно такие перебирания в уме духовных историй позволят им постоянно быть вместе с Богом. Но для искателей аджата-ручи, для тех, кто еще только работает над чистотой и силой своего вкуса, основными аспектами духовной практики являются шраванам (слушание) и киртанам (воспевание). А главным из них считается киртанам, так как он в себя автоматически включает и шраванам. Кроме того, воспевание святых имен помогает нам развить и любовь друг к другу, так как мы это делаем не только для себя, но и для всех окружающих. Что может быть позорнее, чем жадность. Святое имя такое вкусное, но мы не всегда готовы им поделиться. Что подумает Бог, видя, как мы, имея вкусный торт, прячем его от Его голодных детей и ни с кем не делясь, съедаем его сами. Он расстроится и заберет у нас вкус к этому торту, чтобы мы осознали свою ошибку, свое отсутствие любви к ближнему. Поэтому вкус к святому имени иногда пропадает... В этой связи интересно вспомнить историю о Рагхунатхе дасе Госвами. Он всю свою жизнь развивал в себе духовное желание быть рядом с Господом Чайтаньей. Он пытался убежать из своей семьи, но каждый раз его ловили и возвращали обратно. Он был единственным сыном в семье очень богатого аристократа. Родители возлагали на него большие надежды, поэтому после очередного побега, отец предпринял серьезные меры. Он нанял пятерых охранников, четырех специальных слуг, которые следили за каждым его шагом. Два специально обученных повара готовили ему пищу и тоже все время не сводили с него глаз. Таким образом, целых 11 человек все время окружали Госвами и не давали ему не единого шанса, чтобы сбежать. Секрет состоит в том, что сначала надо научиться не привязываться к материи, а потом получить милость от всех преданных, которые являются нашими учителями. Такие благословения и не привязанность совершат чудо, и наше желание вернутся к Богу, станет чистым и сильным. Когда мы видим в окружающих преданных своих учителей, в них проявляются стопы Нитьянанды, и мы можем получить их милость, служа им. Это наш секрет, Господь Нитьянанда дает свое разрешение приблизиться к Господу Чайтанье, только после того, как нас благословят все мудрецы, которые находятся вокруг нас. Перепрыгнуть через их головы не получится... Итак, мы выяснили, что в спорах о своей правоте мы можем забыть о том, что наша обязанность обмениваться заботой и любовью. В трактатах говорится, что преданные Богу дороже Ему чем, даже такие возвышенные личности, как Господь Ананта-Шеша, Лакшмидеви, Господь Брахма или Господь Шива. "О Уддхава, ты и все Мои преданные дороже Мне всех на свете. Хотя Брахма – Мой сын, Шива – Моя часть, Санкаршана – Мой брат, а Лакшмидеви – Моя жена, все они не так дороги Мне, как ты. Что говорить о других, если даже Я Сам в форме Божеств не так дорог Себе" (Ш-Б, 11.14.15). И Рагхунатха дас Госвами сделал этот принцип служения вайшнавам своим обетом. Когда он жил на Радха-Кунде, каждый день он 2000 раз кланялся вайшнавам. И делал он это не в уме... |