Не забывайте о Боге! |
Глава 2 текст 32-33 Четыре формы мировосприятия... Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Система четырёх сословий выделает отличия в характерах людей по способу их мировосприятия, что и определяет предназначение человека в этом мире. Предназначение – это способ жизнедеятельности, который наилучшим образом способствует очищению души от грязи материальных желаний. В нашем варианте это называется призванием. Призвание, или предназначение, говорит о том, ЧТО мы способны делать лучше всего. Но самая главная особенность предназначения состоит в том, что оно предназначено для нашего возвышения. Только через эту деятельность человек способен быстро продвигаться по пути духовного развития. Но обратите внимание на то, что это не мешает делать нам и всё остальное. Возьмём для примера молоток. Да, лучше всего им забивать гвозди, но кто мешает им воевать, разбивать окна при аварии в автобусе, колоть орехи, а бандиты вообще с помощью него грабят людей. И самое главное заблуждение современного человека состоит в том, что призвание должно быть всегда высокооплачиваемым, очень приятным, легким, радостным и праздничным. Однако это далеко не всегда так, лекарство не всегда должно быть приятным, его главное предназначение – вылечить человека, а не доставить максимум удовольствия. Итак, давайте разберём эти четыре формы мировосприятия. В "Бхагавад-гите" говорится, что человеческое общество естественно разделено на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Без такого деления, осуществленного на научной основе, общество не может нормально функционировать. Брахман обязан помогать всем членам общества советами; кшатрий – руководить, поддерживая в обществе закон и порядок; вайшья – заниматься ремеслом и торговлей, обеспечивая нужды всех членов общества, тогда как шудры должны помогать всем остальным сословиям осуществлять их функции. Ниже шудр находятся панчамы – это перебегающие с места на место, неудовлетворённый и не способные остановится на чём-то одном люди. Они меняют работу, супругов, страны и религии. Не хочу ничего говорить, но это пятое сословие уж очень мне кого-то напоминает... По отношению к брахманам традиционно используют обращение "махараджа", к кшатриям – "тхакур" или "сахиб", к вайшьям – "сетх" или "махаджана", а к шудрам – "чаудхури". Для всех четырёх сословий рекомендовалось для чтения произведение "Рамаяна". Говорилось, что тот, кто читает историю о Раме, исполненном достоинств и чистоты, освободится от всех грехов. Брахман, читающий "Рамаяну", станет знатоком Вед и философии, кшатрия станет царем, вайшья достигнет процветания в своем ремесле, а шудра – возвысится до полного самоосознания. В разные времена население земли преимущественно состояло из определённого сословия людей. Послушайте, что об этом говорится в священных трактатах. Люди Сатйа-йуги в основном являются духовно развитыми, милосердными, дружелюбными, умиротворенными, мирными, здравомыслящими и терпеливыми. Они находят удовольствие во внутреннем саморазвитии и всегда старательно прилагают усилия к духовному совершенствованию. В это время фактически не наблюдается разделение на четыре сословия. В эпоху Трета-йуги люди главным образом религиозны, любят совершать аскезы и строго следуют предписаниям религиозных трактатов. Несмотря на то, что в эту эпоху общество уже разделяется на четыре отдельных класса, всё-таки большинство людей являются брахманами. В Двапара-йугу религиозные качества аскетизма, правдивости и милосердия сокращаются наполовину за счёт появления раздражения, лжи, насилия и вражды. Люди стремятся к славе и при этом остаются благородными. Они посвящают себя изучению Вед, зарабатыванию больших денег, поддержанию больших семей и умению наслаждаться жизнью. Из четырех классов самыми многочисленными в это время являются кшатрийи и вайшьи.. И наконец, в эпоху Кали проявляется склонность быть жадными, дурно ведущими себя и немилосердными. Люди сражаются друг с другом безо всякого смысла. Неудачливые и преследуемые материальными желаниями люди Кали-йуги почти все являются шудрами и варварами. Поэтому мы можем сделать следующий вывод. Основной характеристикой современного человека является мировоззрение шудры. Это значит, что его основное предназначение найти себе настоящего хозяина, которому бы можно было служить на протяжении всей своей жизни. Хозяину, которому можно было бы вручить свою душу. Хозяину, который бы обладал качествами святого и разумом мудреца. В этом и состоит наше предназначение: найти такого человека, которого в трактатах называют духовным учителем. Это первая часть жизненного предназначения. Вторая состоит в том, чтобы выполнить миссию, которую поручит нам наш духовный учитель. На это и уйдёт оставшаяся часть человеческой жизни. Поэтому если человек уже начал поиск своего учителя, значит он на верном пути. Однако, несмотря на то, что основной характеристикой сознания является качество шудры, оно немного разбавлено вторичным влиянием остальных трёх варн, что и обуславливает различные интересы и способы жизнедеятельности. Для этого в истории существовали специальные тесты, используя которые можно было ещё в детском возрасте определить направление мышления ребёнка. Один из таких тестов проводился, когда ребёнок ещё только ползал на четвереньках. Перед ним на поднос клали религиозный трактат, нож, золото и кункуму. То, что выбирал ребенок, и говорило о его склонностях. Если он выбирает писание, значит он будет добродетельным и сведущим в писаниях, как брахман. Если он берется за нож, значит по природе ему характерны доблесть и благородство кшатрия, лидера. Если он тянется за золотом, значит быть ему богатым предпринимателем – вайшьем. Если он дотрагивается до кункумы, значит в его жизни не будет больших трудностей и несчастий. Кшатрий – защитник души и тела Первыми нас будут интересовать представители второго сословия, которые призваны править и руководить на основе законов. Их называют кшатриями. Это слово происходит от "кшат", что переводится как вред, и "траяте", что означает защищать. Это значит, что кшатрий должен защищать своих подчинённых от всего, что может причинить им какой-либо вред. Поэтому одна из главных особенностей кшатрия состоит в том, что он в своей материальной деятельности руководствуется законами духовными. Почему? Потому что самый большой вред наносится душе, если нарушаются законы, специально данные для защиты души человека. Что разрушает нашу духовную жизнь? Конечно, грех. Поэтому в первую очередь кшатрий стоит на защите человека от греха. В этом секрет выполнения своего предназначения в должности руководителя. Он защищает своих подчинённых не только от проблем материальных, но и от проблем духовных. Только такой руководитель сможет испытать счастье на своём поприще. Иначе – прямая дорога в сердечно-сосудистое отделение. Для того, чтобы непримиримо бороться с грехом, необходимо обладать духом кшатрия. Это значит, что такому человеку нравится, когда ему бросают вызов. Из брахманов никогда не получаются хорошие лидеры. Брахманы обладают сознанием святого и всегда готовы простить врага, но кшатрию не подобает проявлять такую святость. Долг кшатрия – защищать своих подданных от любых бедствий, и для этого он, когда необходимо, обязан применять насилие, чтобы сохранить законность и порядок. Такое мировоззрение сказывается даже на внешнем виде человека. Кшатрия легко узнать по специфической походке. Он всегда ходит с о сжатыми кулаками и очень гордо. Его выдают руки, они всегда сильные и очень развитые. И когда надо применить силу, в первую очередь он демонстрирует свои руки: покажет кулак, согнёт лом, пробьёт дверь, пожмёт руку... В астрологии считается, что кшатрия можно узнать по области между запястьем и локтём. Она должна быть большая, сильная и очень развитая. Современный человек думает, что если он орёт, топает ногами, гневается и выходит из себя, то он кшатрий. Однако это значит, что он просто не может себя контролировать, и не более того. Это обыкновенное бескультурье, а не признак "царского рода". Кшатрий в первую очередь благороден и никогда не выйдет из себя перед другим человеком просто так. Несдержанность будет для него позором. Настоящий кшатрий улыбается, когда приходят трудные времена, а не выходит из себя, визжа, как напуганная болонка... Кшатрий достаточно ярко отличается от ближайшего к нему сословия брахманов. На востоке есть известная поговорка: "Сердце брахмана мягко, как свежесбитое масло, зато его речь остра, точно отточенная бритва. Но для воина-кшатрия верно противоположное: его речь мягка и приятна, как свежесбитое масло, зато его сердце – как лезвие бритвы". Представители управляющего сословия должны были хорошо знать писания, но не становились профессиональными учителями. Каждый должен заниматься своим делом. По этой причине кшатрий никогда не должен править самостоятельно, ему необходим наставник-брахман, который бы мог объяснять ему рекомендации священных писаний по поводу той или иной ситуации. Без такого консультанта кшатрий может легко превратиться в тирана и начать эксплуатировать своих подчинённых. Посмотрите на тиранов: все они принимали решение самостоятельно. А первое, что они делали, – это уничтожали представителей духовенства и интеллигенции. Без контроля со стороны брахманов-мудрецов кшатрий забывает, что его обязанность – делать пожертвования и не принимать их ни при каких обстоятельствах. Так появляется взяточничество. Это тоже яркий признак нарушения гармоничного руководства. В ведической цивилизации кшатриев считают великими людьми, поскольку кто бы и о чем бы ни просил царя-кшатрия, он никогда не откажет. Кшатрий должен защищать беспомощных, а не обдирать их до нитки. По этой причине, кстати, правители никогда не должны объявлять себя сторонниками ненасилия, так как для них это прямая дорога в ад. Каждый представитель управляющего класса должен пройти военное обучение. Их обязанность – сражаться за справедливость, а не разглагольствовать о бесчеловечности высшей меры наказания. Настоящего кшатрия всегда окружает богатство, но это его не волнует, он сосредоточен на своей славе, чести и доблести. А перегибом в его заботе о своих подчинённых является ситуация, когда руководитель начинает заботиться о своих подчинённых за счёт чужих подчинённых. Так появляется политика, когда все тянут на себя одно и то же одеяло... Война без оружия И, конечно же, война – это дело только одних кшатриев. Настоящий кшатрий должен уметь сражаться без оружия. Сейчас этому учат только в спецподразделениях, но истинный воин должен начинать свою воинскую практику с безоружного боя. Помните: пуля – дура, штык – молодец... Безоружный бой не сводился к панчерскому взрывоподобному удару, а строился на умении вести бой ровно на основе выносливости и мастерства. Квалификацией считалось не умение бить, а умение держать удар. А уж если удар наносился, то он должен был быть направлен точно в цель, и тогда его сила возрастала в десятки раз, вместо бестолковых десятков неточных ударов. Причём кшатрий своим ударом старался не сломать противнику челюсть, а сбить его дыхание, что и выводило противника из строя. Мы говорили о том, что сила кшатрия в его руках, поэтому и основная часть сражения происходила без участия ног, ноги использовались в основном для подсечек во время перехода боя в состояние борьбы, которая была основана на болевых захватах руками. Другая система боя называлась марма-ади и была основана на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Марма-ади считается секретным боевым искусством и обычно не передаётся простым смертным. И совершенства достигал тот воин, который мог воевать безоружным против группы вооружённых противников. |