Не забывайте о Боге!

Глава 2 текст 46

Искусство задавать вопросы...

Лекция РУЗОВА В.О. www.ruzov.ru

Веды дают нам элементарные правила спасения. Они похожи на инструкцию в самолёте, как вести себя во время крушения. И это то, что с нами в действительности произошло. Наш самолёт упал в материальный мир, и мы блуждаем здесь в поисках спасения. Здесь нет нормальных условий к существованию, нет уюта, комфорта, чистоты и возвышенности. Все недовольны, потому что вынуждены оказаться не в тех условиях, на которые рассчитывали. Мы падшие души, разбившиеся о материальные желания. И каждый день происходит очередная трагедия, новые души рождаются в этом материальном мире. С философской точки зрения, роды – не такое уж и радостное событие, потому что сам по себе акт появления в мире рождения, старости, болезни и смерти – не такое уж выдающееся событие.

Мало кто радуется дню своего попадания в тюрьму. Никто не вспоминает этот день: о, как меня неожиданно арестовали, о, как заковали в наручники, о, как немного побили, о, как отобрали все личные вещи, о, как я здорово устроился в своей камере с такими хорошими людьми... Так и мы попадаем в этот мир совершенно голыми, орущими и в ужасе разглядывающими это место и тех, кто держит меня на руках. Попаданию в тюрьму могут радоваться только рецидивисты, которые не мыслят себя в нормальной жизни. Они радуются ходкам, вспоминают все свои статьи, перечисляют зоны, на которых сидели.

Но нормальный человек не будет радоваться такому сомнительному событию. День рожденья – очень подозрительный праздник. Он говорит о том, что мы совершили очень глупый поступок: отвернулись от Бога, отвернулись от своего отца. Поэтому, с другой точки зрения, это похоже на переход в детский дом. Причём не родители от нас отказались, а мы отказались от своих родителей. Всё здесь нам чужое, всё немножко не родное. Этот мир – чужбина...

Но есть и положительная сторона вопроса. То, что нам удалось родиться в теле человека, – очень большая удача. Это очень редкое рождение. Люди занимают на этой планете по численности сотую долю процента, основным населением этого мира являются насекомые, растения и другие гады. Нас очень мало – это элитарное рождение. И наша радость должна вылиться в реальные действия. Надо воспользоваться этой удачей и задействовать особенности нашего тела по полной программе. Чем мы отличаемся от других живых существ? Да, разумом, способностью задавать вопросы о смысле жизни. Поэтому и лежит наше спасение в умении правильно задавать вопросы. И чтобы получить на них ответы, Бхагавад-гита рекомендует в первую очередь найти истинного духовного учителя.

Да, духовный учитель принимается только для того, чтобы услышать его ответы и принять их как руководство к жизни. Сейчас гуру принимают ради моды, о, у меня есть индийский гуру... Другим очень хочется выделиться, получив духовное имя, о, теперь меня зовут Джанардана дас... Кто-то мечтает о путешествиях, он думает, что его пригласят пожить в другой стране. В России очень много людей приходят в зарубежные церкви с надеждой переехать в западную страну. Нет, учитель принимается только для одного – делать то, что он говорит. Желание исполнять волю своего учителя называется преданием. Только в таком состоянии можно победить свою греховную природу. Это похоже на то, как мы предаёмся врачу. Открой рот, говорит он, не дёргайся, терпи, сейчас всё будет хорошо...

Это самый главный признак того, что человек любит Бога: он очень хочет делать то, о чем просит Бог. А так очень подозрительно: да, папа, я тебя очень люблю, но не то, чтобы я хочу делать то, о чем ты просишь, я вообще буду всё делать так, чтобы доставить тебе максимальную боль...

Искусство задавать вопросы

Для того, чтобы вопрос принёс максимальное благо, он должен быть задан по всем правилам ведической культуры. Что это за правила такие?

Вопрос не должен превращать лектора в машину для поиска информации. Это прямое неуважение к учителю. Спрашивающий должен сам сначала постараться найти ответ на свой вопрос в ведической литературе. И только после того, как он не смог этого сделать или полученная информация ничего не прояснила, только тогда можно задать вопрос с пояснением, что и где искалось и почему было непонятным.

Вопрос должен быть актуальным и практичным. Он должен быть напрямую связан с реальной жизнью спрашивающего. В философии очень много всевозможных описаний и рая, и других планет, и духовного мира, но ответы на них лучше всего поискать самому. Как правило, они сами находятся в процессе внимательного изучения ведических трактатов. Да, вопрос может быть очень умным, но абсолютно непрактичным.

Задача учителя – спасать нас, а не вести философские беседы о том, в чём значение зелёного луча на закате. Мы тонем и надо понять, как спастись, а не заполнять пробелы в нашем образовании. Учитель как спасатель протягивает нам руку помощи, а мы из водоворота просим его объяснить нам, какой из четырёх голов есть Брахма. В средние века в религиозной среде проходило очень важное обсуждение того, сколько ангелов может поместиться на острие иглы. Шли войны, миллионы погибли на костре, менялись границы государств, а они всё спорили, спорили и спорили...

Это и есть секрет искренности. Искренний искатель спрашивает о том, что ему мешает прямо сегодня полюбить Бога, прямо сегодня стать святым, прямо сегодня избавиться от пороков, прямо сегодня полюбить своих ближних. А искренность – это обязательное условие быстрого духовного развития. Может быть, поэтому наш бронепоезд застрял на запасном пути, потому что мы спросили про всё, кроме того, что нам мешает именно сегодня?

Другая крайность в этом искусстве состоит в том, что человек задаёт слишком много вопросов. Это говорит о том, что следовать им он особенно-то и не собирается. Это просто "недержание ума", которое основано на желании выделиться, показать себя заинтересованным. Нет, вопрос может быть один, но он должен быть хорошо обдуман и задан с желанием, услышав ответ, приступить к практическим действиям. По своему опыту могу сказать, что отвечать на письма, в которых больше трёх вопросов, просто невозможно. Поэтому старайтесь не накапливать вопросы, а задавать их постепенно по мере возникновения.

Вопрос должен быть задан в смиренном состоянии сознания. Это значит, что мы принимаем своё несовершенство, своё непонимание и свою глупость, в конце концов. Если мы такие умные, почему же мы такие несчастные? Мы можем быть очень уважаемыми личностями, директорами, докторами наук, специалистами, но когда пришло время задавать вопросы, надо принять положение глупца...

Большинство людей переживает по поводу того, как найти духовного учителя. Но истинная проблема не в этом, проблема в том, как стать хорошим учеником. Настоящих учителей много, их хватит на всех. Но очень мало настоящих учеников. Поэтому как только в нас родится ученик, желающий правильно задавать вопросы, перед нами тут же появится духовный учитель, который, в общем-то, и так всегда стоял прямо перед нами. И Бхагавад-гита учит всем этим аспектам: как принять гуру, как стать хорошим учеником, как правильно задавать вопросы и как сделать разумные выводы.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика