Не забывайте о Боге!

Глава 3 текст 28-29

"Великая беседа Шукадевы и Вьясадевы..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка.

Погружение в иллюзию означает для нас погружение в мир неисполненных желаний и обид на свою собственную судьбу. Ещё сам Апостол Павел говорил: “ Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет”. Так пересекается в разных духовных трактатах идея здорового сознания, основанная на работе над самим собой, а не обвинениях и упрёках других в своих собственных бедах.

Что же мешает нам работать над собой? В основном это связано с некачественным общением. Например, возьмём СМИ. Что несут они нам в последнее время? Да, большинство идей связаны с поиском врага и поиском методов его уничтожения. Причём, чем больше проблема, тем неуловимее и страшнее должен быть враг. Страны пугают своих сограждан другими странами, террористами или эпидемиями. Но принцип один: отвлечь человека с врага внутреннего на врага внешнего.

Исследования в области информации показывают, что когда по СМИ передаётся описание самоубийства, уровень самоубийств возрастает, а когда описывается определённый вид совершения преступления, появляется эффект цепочки подобных правонарушений. Мы не против коммуникации, но надо же ещё и разум иметь. Мы не против и ножей, но достаточно ими просто резать масло и хлеб, иначе нож может легко стать орудием преступления...

Духовно развитый человек воспринимает трудности как возможность развить свои позитивные качества характера, но материалисту такое мировосприятие не подходит. Поэтому, находясь в иллюзии, человек пытается материальными методами решить свои материальные проблемы, а духовные методы им кажутся смешными и придуманными. Веды рекомендуют не беспокоить таких закоренелых материалистов, а молча заниматься своей духовной практикой.

Для того, чтобы общаться с человеком мудрыми словами, его разум должен быть хотя бы немного разбужен. Если же сознание ещё спит, лучше всего не тревожить его возвышенными словами, а просто показывать пример высококультурного поведения, объясняя принципы ненасилия и мирской благотворительности. Это те шаги, которые потихонечку приведут разум спящего человека в чувство. Несмотря на это предупреждение, духовно развитые люди готовы рискнуть и помочь любому человеку, не обращая внимания на степень разбуженности его сознания. Такое поведение называется истинным милосердием.

Как помочь человеку выйти из депрессии

Общаясь с расстроенным человеком продолжительное время, мы попадаем в опасную ситуацию, так как сами можем потерять веру в хорошее, веру в чистое и прекрасное. Депрессивно настроенные люди обычно преувеличивают свои проблемы, очень долго о них рассказывают и склоняют на свою сторону всех своих слушателей. Он не просто старается вызвать резонанс у окружающих, зачастую он ещё и изо всех сил сопротивляется помощи извне, мотивируя это словами: вы все меня не понимаете...

Наша задача – не поддаться на такое влияние, а без пренебрежения попытаться наполнить смыслом жизнь такого человека. Он должен увидеть своё предназначение в служении людям и Абсолютной Истине. Такое бескорыстное предание себя заботе о других может быстро и безболезненно снять депрессивное состояние такого человека. Депрессия – это невозможность больше ничего взять от жизни и окружающих. А счастье – это понимание, что возможность отдавать себя другим никогда и никто не сможет у нас отнять. В этом наше счастье. Отношение позволяет нашим душам соприкоснуться – и это делает нас по-настоящему счастливыми.

Врождённые черты характера

У каждого человека есть от рождения хорошие черты характера. И только хроническое нежелание использовать их для своего духовного роста может привести к депрессивному состоянию. Врождённые позитивные качества могут доставлять нам ежедневную радость и лёгкость, если применять их для счастья других людей. Мы просто прячем их, как еду при появлении гостей. Это душевная скупость и приводит к грусти и бессилью. Так чёрные коллекционеры покупают произведения искусства и никому никогда не показывают.

Даже у абсолютно депрессивного человека есть такие позитивные качества, как концентрация, самоосознание, медитативность и сосредоточенность, которые можно использовать для эффективного духовного развития. Депрессивный человек настроен на глубокое изучение жизни, но не знает, на чём конкретно сосредоточиться. Ему просто осталось научить медитировать на положительное, на Абсолютную Истину.

Ведическая психология от Шуки

Однажды великий Вьясадева увидел прекрасную апсару Гхритачи, но не захотел её брать в жёны. Апсара поняла, что появилась не вовремя и испугалась, что Вьясадева её проклянёт, а проклятья мудрецов очень могущественны, могут запросто в камень превратить. Поэтому она, испугавшись, превратилась в попугая и улетела прочь.

Однако этих нескольких секунд хватило, чтобы во Вьясадве проснулось вожделение, которое он так и не сумел побороть. В этот момент он тёр две дощечки друг о друга, чтобы зажечь огонь, и вместо огня от вожделения появился его сын Шука (попугай), которому дали такое имя в честь матери, превратившейся в попугая.

На это чудо пришёл великий учитель Брихаспати и обучил моментально повзрослевшего Шуку тайнам вед. А отец, наученный своим опытом, попросил своего сына вступить в семейный уклад жизни. Однако Шука уже получил ведическое знание, которое полностью разрушило в нём все материальные желания.

Великая беседа Шукадевы и Вьясадевы

Сын спросил отца: что ты хочешь мне дать этим наставлением? На что отец ответил: счастья. Тогда совсем как в знакомом всем нам произведении спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо? Отец озадачился такими вопросами, и тогда сам Шука начал объяснять ему ведическую мудрость. Давайте же послушаем, что сказал великий Шукадева.

В материальном мире любой вид счастья обязательно смешан с нестерпимой болью. А мудрые не называют счастьем то счастье, которое соединено со страданиями. Поэтому о каком счастье может идти речь на этой планете? Любой план стать счастливым тем или иным способом обязательно окончится страданиями. Так зачем вообще строить материальные планы, тем более такие сложные, как семейная жизнь? Дом семьянина связывает человека, поэтому его называют тюрьмой, так какое же счастье может быть в тюрьме?

Мудрецы определяют счастье как независимость в своём выборе, а семейный человек абсолютно зависим от своей жены, детей и их родственников. Супруг является слугой своей супруги, он вынужден выполнять все её желания. Со своими чувствами справиться очень трудно, а в семье надо удовлетворять ещё и ненасытные чувства жены и детей. Даже прикованному к железному столбу человеку легче получить освобождение, чем тому, кто привязан к жене и детям.

Я не родился из тела, как все остальные, поэтому я вижу, из чего оно состоит. И какая радость от тела, наполненного всеми видами нечистот? Я не могу испытывать радость от этого, так как вижу, с чем имею дело. Мудрец не испытывает счастья от контакта с нечистой материей, так как погружён в общение с чистой душой, состоящей из вечности, знания и блаженства. От размышлений об истине мудрец понимает, что не может быть счастья в мире перерождения, а наслаждения глупцов здесь подобны наслаждениям червей посреди испражнений.

Поэтому как может разумный человек пойти путём создания семьи вместо отречения от всего материального?

И тут начал говорить Вьясадева:

Дом – это не тюрьма и не причина страданий, так как для отрешённого в сознании нет преград, и неважно, кто он, монах или домохозяин. Зарабатывающий богатства честным путем, следующий Ведам согласно предписаниям, совершающий обряды поминовения предков, правдивый в речах, а потому чистый человек, даже будучи домохозяином, достигает освобождения.

Веды рекомендуют монахам в обеденное время приносит свои поклоны домохозяину, что сделает их обеты ещё более твёрдыми. А домохозяин отвечает им встречным поклонением в виде добрых слов, пищи и подарков. Так, обмениваясь уважением, и монахи, и домохозяева получают возможность вырваться из-под влияния иллюзии.

Нет выше долга в этом мире, чем создать благочестивую семью и тем самым позволить родиться в ней возвышенной душе. Иначе мудрецы будут вынуждены рождаться в семьях негодяев. Поэтому семьянин – это истинный слуга мудрецов, которые приходят к нему в виде его детей. А кому ещё выпадает в этом мире такое счастье? Поэтому следует честно проходить все уклады жизни один за другим.

Пока человек слаб в духовной жизни, только жена может помочь ему справиться с неукротимыми чувствами, бешенным умом и постоянно приходящими заблуждениями. Жена – лучшее лекарство для мужчины, больного материальной болезнью. Поэтому в войне с чувствами можно победить, только взяв в себе в союзники мудрую жену. А когда в жизнь естественно придёт старость, вот тогда и следует предаваться подвижничеству – таковы слова Шастр.

Слышал ли ты о Вишвамитре, который три тысячи лет совершал самые суровые аскезы, без пищи и сна, стараясь обуздать свои чувства. Но одно появление прекрасной Менаки привело к рождению дочери Шакунталы. Мой отец увидел дочь рыбака Кали и взял её в свою лодку, а даже сам Брахма, увидев свою прекрасную дочь, начал сильно волноваться. Только Шива смог остановить Брахма, послав его в "нокаут", выключив его сознание. Поэтому лучше сразу и по всем правилам принять своё естественное положение в этом мире, которое поможет справиться с основной проблемой материального мира – вожделением.

Но Шука не сдавался и продолжал приводить свои доводы:

Жизнь домохозяина – это основа страданий для всех других живых существ. Домохозяин готов на всё, лишь бы поддержать свою семью. Какое счастье может быть у человека, который ради богатства мучает даже своих бедных родственников, кричит на них и обвиняет в лентяйстве и нерасторопности? Жаждущий богатства даже не может спать, а если спит, постоянно вскрикивает и ворочается во сне. Любой нищий, не имеющий больших желаний, намного счастливее, чем царь райских планет Индра...

Почему же, зная обо всём этом, ты хочешь, чтобы я тоже стал несчастным? Рождение – страдание, старость – страдание и смерть – страдание, но особенно велико страдание, возникающее от жажды наслаждений и жадности. А законы кармы говорят, что если страдание вызвано действиями самого человека, тогда оно более велико, чем страдания во время естественной смерти от старости.

Домохозяин живёт тем, что получает, но как страдает он от ожидания того, что заработал, и как малым кажется ему то, что он получил в результате своей деятельности. Ожидание – одно из самых сильных страданий в этом мире.

У одинокого человека всего один желудок, и то надо чем-то его заполнить, чтобы он не причинял страдания. А у домохозяина целый дом желудков, и все они постоянно просят есть. Какое же удовольствие в том, чтобы набивать чужой желудок, если даже свой собственный в определенный момент начинает болеть.

Если присмотреться, то семья – это те, кто забирает все физические и психические силы человека. Жена забирает время, деньги и семя мужа, тем самым лишая его спокойного сна и здоровья. Разве можно назвать такой союз счастливым? Обычно такого человека, способного приятной речью и телодвижениями выманить из человека самое ценное, называют вором.

Услышав такие слова своего сына, Виясадева понял, что его сын уже потерян для семейной жизни, и с такими размышлениями уже семью лучше не создавать. Ему пришлось смириться с тем, что его сын – это исключение из правил, а значит он рождён для выполнения особой миссии. Только человек, в сознании которого ни разу не возникало вожделения, может отказаться от рекомендованных укладов жизни и пойти своим путём. Это значит, что нам это точно не грозит...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика