Не забывайте о Боге! |
Глава 4 текст 9 "Как понять Бога...?" Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В Шветашватара упанишад даётся интересное утверждение: для того, чтобы НАВСЕГДА выйти из круговорота рождения и смерти, необходимо понять Бога. И другого пути просто не существует. Это объясняет нам первый пункт человеческого предназначения. Но перед тем, как понять Бога, надо понять, а как Его, собственно говоря, понимать? И мудрецы дают ответ на этот, возможно, самый сложный вопрос в материальном мире. Они говорят, что постичь Бога можно не через чувства, не через ум, не через разум, логику или размышления, постичь Бога можно только через веру. Вера имеет особое свойство, она одухотворяет разум человека. И уже с помощью такого одухотворённого верой разумом можно понять саму Верховную Личность Бога. Понимание Бога проходит несколько этапов, которые связаны с очищением нашего сознания. Необходимо избавиться от нескольких блоков, которые не дают нашему разуму полностью одухотвориться. Мы уже вошли в здание духовного самосовершенствования, но несколько промежуточных дверей ещё для нас закрыты, поэтому чувствуется двойственная ситуация, вроде мы уже вошли, но попасть в нужную нам комнату не можем, а иногда такое чувство, что мы просто застряли в лифте. Настоящие проблемы возникают не на грубом уровне, который состоит из отказа от алкоголя, курения, азартных игр и половых извращений. Настоящая проблема – это тонкие преграды, с которыми справиться гораздо труднее. Они называются анартхами и являются вторичными проявлениями сексуального желания. Их можно увидеть даже у ребёнка, которому ещё не знакомо прямое сексуальное влечение. Только посмотрите на его желание выделится, быть в центре событий, его истерики и обиды... Анартхи называют шестью врагами человека, и избавление от них проходит также в шесть этапов, что в принципе даёт возможность диагностировать своё продвижение по пути духовного развития. Последовательность такова: жадность, гордость, вожделение, иллюзия, гнев, зависть. Они связаны с шестью воплощениями Джая и Виджая, которые появились в этом мире как Хираньякша и Хираньякашипу, потом как Равана и Кумбхакарна, а затем как Дантавакра и Шишупала. И избавление от этих проблем в сердце проходит ту же последовательность. Не преодолев жадность, просто невозможно избавиться от гордости, так как гордость основана на том, что мы смогли накопить, заполучить, раздобыть или украсть. Гордиться надо чем-то, и без соответствующей жадности настоящая гордость неосуществима. Но если у человека ничего нет, то ему и мало чем гордиться. Поэтому щедрость – необходимое условие для избавления от гордости. Гордый человек считает, что все ему должны подчиняться, он думает, что мир создан для него одного. Так проявляется вожделение – желание эксплуатировать весь мир. Гордый мужчина находит гордую женщину, и они гордо эксплуатируют друг друга до того момента, пока им не надоест. Потому что вожделение – это нежелание брать ответственность за последствия своих поступков. Но избавившись от гордости, человек становится терпеливым и смиренным, а это значит верным и надёжным. С таким человеком уже можно строить более-менее нормальные взаимоотношения. Он не бросит вас в один прекрасный день рано утром, даже не попрощавшись. Если кто-то кого-то бросил, это значит, что он подружился с вожделением и пошёл с ним искать приключения в мир неверности и ненадёжности. Вожделение, в свою очередь, является основой иллюзии. Человек забывает о своём истинном предназначении, иногда так проходит большая часть жизни, и даже пытаясь выйти из-под влияния одного вожделения, ищет спасение в его новом варианте. Человек не смог создать стабильную семью, бросает её и думает, что сможет создать другую. Но что поменялось в его сознании в результате предательства и измены? Да, оно сделало ещё пару шагов в сторону деградации. Это похоже на то, что человек выбежал из одного горящего дома, спрятался от пожара в другом и тут же сам его поджигает. Это есть иллюзия, которая состоит в том, что человек пытается решать материальные проблемы материальными же способами. Нет, материальные проблемы можно разрешить только на духовной платформе. И когда иллюзия рассеивается, человек понимает, что сам виноват во всех своих неприятностях, так появляется условие, при котором из сердца уходит гнев. Гнев – это недовольство своим положением, нам кажется, что кто-то нас обманул и присвоил себе наше благочестие. Поэтому он начинает искать заговор во всём. Ему кажется, что семья – его враги, директор – его враг, правительство страны – его враги и, в конце концов, он приходит к идее мирового заговора. Мировой заговор – это признак того, что гнев заполнил все уголки человеческого разума, поэтому данная теория так популярна в наше время. Поэтому только избавившись от гнева человек может растворить и свою зависть, которая имеет очень глубокие корни и основана на зависти к Богу или великому космическому заговору. Одним словом, путь длинный, но интересный. На каждом из очередных этапов будут открываться новые возможности, новое понимание и новые духовные эмоции. Трудно объяснить человеку важность прохождения этих путей, пока он сам не попробует сделать пару шагов, пока он сам не ощутит важность освобождения от материального мышления. Фактически, понимание важности духовного развития – это уже достаточно высокая ступень самого духовного развития. И как мы выяснили в прошлом стихе, пройти все эти стадии можно только поняв то, как Бог появляется в этом мире. С одной стороны, нам кажется, что это очень просто. Ну что тут такого, прочитал и понял. Но в действительности без философского понимания тут тоже не обойтись. Секрет этого явления состоит в том, что понять природу явления и поведения Бога в этом мире – это понять, что Бог один, но у Него множество форм и вариантов поведения в той или иной ситуации. Это значит, что надо принять Бога как личность, которая может переодеваться, поступать как захочет, играть любые роли и менять своё настроение. Такое понимание даётся далеко не просто. Большинство людей не способно так просто принять эту концепцию. Им намного проще думать о Боге как о законе, как о системе, как о великой космической электростанции. Секрет состоит в том, что принять личностную концепцию Бога можно только через любовь. Любовь к Богу даёт возможность осознать, что поведение Бога как личности не является признаком того, что Он находится в иллюзии. Во многих традициях просто уходят от этого понимания на уровне запрета. О Боге нельзя говорить, Его нельзя изображать, Его нельзя описать. Человек боится говорить о Боге как о личности, так как все личности, которых он видел, были несовершенны. Поэтому ему кажется, что приписывание Богу личностных качеств делает Его несовершенным. Но Бог – это и есть та самая совершенная личность, которую мы не смогли найти в этом мире. И ещё один секрет состоит в том, что для того, чтобы понять Бога, первое, что надо понять, это то, что Бог не постижим человеческим разумом. Это первое условие для того, чтобы начать понимать Бога. Фактически, это и есть первая стадия любви. Она состоит в том, чтобы с ограниченными возможностями приступить к пониманию безграничного. Причём само понятие безграничности включает в себя и противоречия, так как безграничность должна включать в себя всё, а значит, она противоречива. Но наш материальный разум пытается ограничить Бога по своему образу и подобию. И сталкиваясь с новым описанием поведения Бога, такой человек начинает сомневаться, он думает, что Бог так не может поступить, но Он не ограничен, Он может поступать так, как хочет, это Его право. Ограниченный человек думает о Боге как о тоже ограниченном. Он думает, Бог есть, но очень далеко, поэтому связаться с Ним невозможно, и Он наверняка никого из нас не знает и не помнит. У Него свои дела, там, где-то на небе, Он занят и у Него нет времени на нас. Он думает, что Бог велик, что Он не может принимать наши дары, Он не будет есть нашу кашу, нюхать наши цветы и какой Ему прок от нашего пожертвования. Но в действительности Он принимает не материю, Он принимает нашу любовь и преданность в том, что мы для Него делаем. Он думает, что Бог не может прийти в этот мир, и у Него уж точно только один сын, а уж о дочерях и речи идти не может... Он думает, что Бог велик, но у Него почему-то не может быть имени, изображения или цвета тела. Он может находиться в сердце человека, но никак не в чём-либо ещё... Он думает, что у Бога проблемы с пророками, и Он посылает на одну планету только одного из них... Верить в Бога – это верить в то, что Бог может абсолютно всё! А это значит, что нам никогда не понять Его своим собственным умом, это может произойти только по Его собственной воле, если Он будет нами доволен. Вера – это единственный инструмент, с помощью которого можно понять абсолют, включающий в себя все имающиеся противоречия. Предостережение. Несмотря на то, что понимание противоречивого лежит через веру, это не значит, что на вере всё и останавливается. Вовсе нет, такая остановка будет являться признаком слепого фанатизма. В действительности, вера – это только первый этап духовного развития, за ней необходимо получить реальный опыт, подтверждающий концепции нашей веры. |