Не забывайте о Боге! |
Глава 5 текст 19-20 " зависть мешает нам обрести Бога..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Спокойствие и уравновешенность ума – это первый признак того, что человек начал прогрессировать в своём развитии. Духовное развитие – это освобождение в зависимости от тела. Именно физическое тело вызывает волнения ума, так как постоянно не удовлетворено и что-то вновь и вновь требует для себя. То ему недостаточно еды, то сна, то секса... Поэтому выход из иллюзии – это освобождение от отождествления себя с материальным телом. Такой человек уже знает, что он отличен от его тела и является частицей Верховной Личности Бога. Поэтому он не радуется приобретениям и не расстраивается от потерь, которые, как правило, связаны именно с его собственным телом. Такого уравновешенного человека, как мы говорили в прошлой лекции, называют стхира-буддхи, что значит «обладающий невозмутимым разумом». Ум успокаивается только одним способом: его надо обратить на того, кто не находится под влиянием кармы, а значит полностью успокоенную личность. Такого человека веды называют духовным учителем. Приняв его как отца и наставника, а значит сосредоточив свой ум на его словах, на его наставлениях, мы сами попадаем в это необычное для нас состояние, что даёт важный опыт для дальнейшего развития. Не принимая духовного учителя, невозможно вырваться из-под влияния кармы, а значит она будет постоянно давить на ум во время медитации своими воспоминаниями из прошлого, своими самскарами. Самскары – это впечатления из прошлых жизней, которые пробуждаются в уме и постоянно его отвлекают. Принять истинного духовного учителя – это то же самое, что и обуздать свой собственный ум. Поэтому в трактатах говорится о том, что пока человек не примет посвящения, процесс обретения совершенства жизни не действует в полную силу. Пока ум не чист, ведическое знание будет казаться нам придуманным и далёким от реальности. Но в момент очищения ума окажется, что это знание – часть нас самих. Поэтому недостаточно стремиться понять мудрость силовыми способами, которые больше похожи на усилия учёных постичь устройство материального мира, необходимо очистить свой ум до такого состояния чистоты, чтобы увидеть в нём веды и почувствовать их естественность, их реальность, вечность и блаженность. Баланс отречения Кроме того, очищая ум, необходимо помнить о том, что одновременно с приближением к духовному учителю надо и уходить от концентрации на себе самом. Чем меньше человек думает о себе, тем более он возвышен. Такой человек становится ачарьей, или тем, кто ведёт за собой. За таким человеком просто хочется идти, так как такое отречённое состояние сознания называется подвигом. Даже в обыденной жизни, когда человек, забывая о себе, погружается в заботу о других, это вызывает уважение в глазах окружающих. Такого человека любят, его почитают, на него равняются. Одним словом, даже в материальном мире ценится отречение от материального. Наша проблема в том, что мы противостоим естественному притяжению к Абсолютной Истине. Слово "криш" можно перевести как притяжение. Поэтому всех тянет к неизведанному, всех тянет за пределы этого материального мира. Даже в этом мире всё держится на основе притяжения, правда, никто не хочет понять, что это за энергия такая и, самое главное, откуда она исходит. А исходит всё из одного и того же источника. Бог – причина всех причин. Особенно это должны понимать те, кто встал на путь духовного развития. Всё, что к нам приходит, приходит лично от Бога, это то понимание, которое ведёт нас по пути самоосознания. Однако помните, Бог не обязан нарушать законы кармы, это Его закон, и Он следит за его соответствием. Это похоже на то, как мы встали утром, зашли на кухню и увидели тарелку с горячим завтраком. Да, так происходит каждое утро, да, каша больше полезная, чем вкусная, но самое главное не забыть, что за всем этим стоит наша мама. Это и есть самый важный прорыв в наше развитии, мы понимаем, что за всем в этом мире стоит Верховная Личность Бога. Как только мы скатываемся на безличностные законы кармы, нас начинает тянуть на извлечение блага из духовной деятельности. Мы превращаемся в духовных материалистов, в учёных, которые пытаются увидеть пользу от повторения молитвы или разглядеть лечебный эффект в святой воде. Сейчас в каждой газете пишут о подобных исследованиях и на первый взгляд кажется, что это большой прорыв в деле развития духовного самоосознания. В действительности, никакого прорыва нет, наука, как и раньше, занимается своим делом – извлекает благо из всего, что попадается ей под руку. Не получается извлечь благо из отработанных пластиковых бутылок, тогда попробуем извлечь благо из никому не нужного Бога... Притча В Махабхарате есть одна небольшая история. Для того, чтобы привлечь к себе Кришну, Сатьябхама, одна из Его жён, пошла к Нараде и попросила указать ей самый простой и быстрый способ, с помощью которого она сможет достичь своей цели. Нарада знал, что Сатьябхама очень эгоистична, а эгоизм никогда не поможет в делах, касающихся Бога. Зависть Зависть мешает нам обрести Бога в своём сердце. Вся история человечества – это не история борьбы за свободу, это история борьбы с завистью. Зависть – это яд. Он отравляет всё, куда попадает. Если зависть попадает в семью, семья становится газовой камерой, в которой задыхаются все, кто с ней связан. Если зависть попадает в профессиональную среду, работа превращается в химическую лабораторию, где поверяются на живучесть все сотрудники предприятия. Если зависть проникает в дружбу, друзья становятся не просто врагами, а коварными предателями. Помните: область заражена и не пригодна для жизни, если в неё проникла зависть. Зависть – это нежелание оценить усилия другого человека. Поэтому у нас брахманическое движение. Брахман – это тот, кто способен оценить каждого человека по достоинству, найти в нём позитивное и общаться с ним, видя в этом позитивном большой потенциал для дальнейшего развития. Брахман – это тот, кто в каждом видит большую перспективу. В этом его медитация, в этом его состояние сознания. Притча У подножия горы, в долине, покрытой прекрасными цветами, стояла небольшая, удобно устроенная отшельническая обитель. Она находилась в пещере, вырубленной в скале. Жил в ней учитель с одним учеником. Утром учитель, по обыкновению, требовал от ученика, чтобы тот сидел прямо, в состоянии медитации, слушая его проповедь с полным вниманием. Как это оценить? Как увидеть перспективу в другом человеке? Это значит, отвечая на вопрос, понимать, что корнем любого вопроса является внутреннее недовольство отсутствием духовной жизни, отсутствием чистой любви, отсутствием истинного знания, вечности и блаженства. Поэтому, отвечая, мы должны вложить в наш ответ всё наше сострадание, всю нашу любовь, всю нашу ответственность за этого человека. Недаром так близки слова «ответ» и «ответственность». Помните: отвечая человеку на вопрос, мы отвечаем перед Богом за душу этого человека. Фактически, искусство духовной жизни и состоит в умении задавать искренние вопросы и давать сострадательные ответы... Милость Господа невозможно заработать благочестивыми поступками, изучением священных писаний или занятиями йогой. Милость Господа можно получить только по милости Господа, никакой другой причины нет. Так и духовно развитые люди раздают другим возможность начать духовную жизнь не по каким-то признакам, кому стоит раздавать, а кому не стоит, они раздают милость Господа всем без исключения, стараясь проявить своё сострадание в том, чтобы передать духовное знание так, чтобы оно понравилось, а не раздражало или нервировало неподготовленного человека. |