Не забывайте о Боге! |
Глава 5 текст 29 "Как найти духовного учителя ... ?" Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Все в этом мире ищут покой и умиротворение. Однако никакими материальными способами не достичь этого состояния. Но формула мира есть, и она изложена прямо в этом стихе Бхагавад-гиты. Эта формула очень проста: всё, что у нас есть, необходимо использовать для духовного развития. Духовность несёт умиротворение, материализм таит в себе раздражение. Сколько мы тратим времени и средств на материальный путь развития, столько мы и получим раздражения и беспокойств. Поэтому когда человек полностью сосредотачивается на духовных целях, в его жизни воцаряется полное умиротворение. Но человеку не нравится такая формула мира, так как она лишает его возможности наслаждаться своим планом на эту жизнь. Это одно из самых тонких, но сильных чувственных удовольствий. Я хочу сам планировать, сам осуществлять свой план и сам наслаждаться его результатами. А духовная жизнь – это вручить свою жизнь воле Бога, наблюдать, как план Бога осуществляется в моей жизни, и посвятить Ему всё, что приходит мне в этой жизни как плоды моего труда. Я просто бесконечно жаден, я ребёнок, который не хочет поделиться яблоком с родителями. Матери и отцу не нужны наши яблоки, им нужна наша любовь, которая выражается в желании полностью положиться на заботу и защиту своих родителей. Когда я готов полностью посвятить себя духовному развитию и принять все трудности и лишения, которые свойственны любому пути, в этот момент я достигаю результатов восьмиступенчатой аштанга-йоги. Все её восемь ступеней являются предварительным очищением перед полным вручением своей жизни Абсолюту. Обратившись к Абсолютной Истине как к отцу и матери, я получаю от них силу контролировать свои чувства и победить в себе грязные материальные желания, зависть, похоть и гнев. Как мы говорили, такое состояние в йоге называется брахма-нирвана. Его можно сравнить с состоянием ребёнка который находится на руках своей матери. Как достичь такого состояния? Ответ тоже чрезвычайно прост: надо смотреть на жизнь того, кто уже находится в этом состоянии, и стараться делать всё так же, как делает он. Нет ничего проще этого принципа: хочешь стать счастливым, живи так же, как живёт счастливый человек. Поэтому наш ум и является нашим главным врагом, потому что он не хочет делать как другие, он хочет делать всё по-своему, он наглый, неуважительный и беспокойный. Мы просто не живём как счастливые люди, а значит, естественно, становимся несчастными. Таким примером счастья для нас может стать духовный учитель. Всевозможных лже-гуру на этой планете хоть отбавляй, фактически каждый из нас пытается играть роль такого якобы счастливого человека, изображая гримасу псевдосчастья на своём лице. Но Истинный Духовный Учитель встречается не так часто. В чайтанья-чаритамрите говорится, что живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по бесчисленным вселенным материального мира. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких душ, может быть, только одна, самая удачливая, получает особую милость Бога и встречает истинного духовного учителя. Духовный учитель принимает несчастную душу в ученики, давая ей посвящение. Что такое посвящение? Посвящение, или дикша, это процесс, посредством которого учитель передаёт ученику трансцендентное знание и уничтожает его грехи, и не просто грехи, а даже семена его грехов, а самое главное – он устраняет его невежество. Такой ученик, получивший посвящение у истинного духовного учителя, чувствует, как бронза его ума превращается в золото. Он становится способным думать о возвышенном и теряет вкус к размышлению о грязном. Одним словом, процесс посвящения уничтожает тёмное прошлое человека и даёт ему светлое будущее. С другой стороны, поиск духовного учителя – это не забава, а жизненная необходимость, так как входит в первичные цели человеческого существования. В Сканда-пуране предупреждается о том, что если человек не хочет в этой жизни принять учителем святого человека, его жизнь не имеет смысла, и в своём следующем воплощении он рождается животным. Как найти духовного учителя? Веды открывают ответ на этот вопрос. Говорится, что желание человека исполняется только тогда, когда он по достоинству оценил ценность этого желания. Одним словом, желание исполняется тогда, когда человек заплатил за него достаточную цену. Современные люди имеют тысячи желаний, но никто не хочет за них платить достойное вознаграждение. Все хотят всё получить бесплатно. Какова же цена принятия учителя? Это особая цена, которая выражается в том, что ученик готов смиренно принимать наставления своего учителя. Смирение – вот то условие, при котором духовное знание переходит от учителя к ученику. Смирение и простота – это естественные качества, которые у всех проявлены в детском возрасте. Становиться с годами моложе – вот истинное искусство жизни. Да, есть разница, кому вручить свою жизнь, как есть разница, на что потратить свои деньги. В ведах говорится, что если деньги отдаются недостойному, в нарушение правил и предписаний, не только отданные деньги пропадут, но и оставшиеся в наличие тоже не удастся сохранить. Причём человеку разумному следует остеречься принимать что-то от других, если его качества недостаточно развиты. Говорится, что если человек невежественен и далёк от истины, приняв пожертвования, он будет страдать от боли и болезней. Безопасно давать пожертвования тем, кто скрывает свои духовные достижения, тем, кто изучают веды, тем, кто предан своим жёнам, и тем, кто умиротворён. Особенно подходит для пожертвований человек, обладающий учёностью и аскетизмом. Такой дар всегда приносит благо. Поэтому кто может лучше подходить на роль принимающего пожертвования, чем духовный учитель, который способен научить своего ученика ведическим тайнам и здоровому аскетизму? Самостоятельное изучение вед не рекомендуется, так как глубина ведических произведений просто не подлежит осознанию человеческим разумом. Первым звуком в ведической традиции считается звук ОМ. Он начинает алфавит, состоящий из 52 букв. На изучение одной пранавы Ом может не хватить одной жизни человека. А – это Брахма, У – это Вишну, М – это Шива. Кто может похвастаться, что полностью понимает эту триаду? А значит о каком понимании ОМ может идти речь, если этот звук включает в себя всех трёх самых великих личностей вселенной? В ведах утверждается, что величие слога Ом невозможно описать полностью даже за десять тысяч лет миллиардами книг. Остальные буквы представляют 14 Ману, 33 полубога, 12 Адитьев, 8 Васу и Ашвини кумаров. Поэтому тот, кто знает алфавит, но не знает значение каждой буквы, в действительности невежда, и его слова не имеют силы. Только истинный учитель может раскрыть своему ученику глубочайшее значение вед, которое состоит в том, что человек должен задуматься о том, почему он попал в материальный мир и как из него выбраться. Думающего так ученика называют дакша-дакша, что переводится как умнейший из умных. |