Не забывайте о Боге! |
Глава 6 текст 15 "Развитие сознания ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этом концептуальном стихе Бхагавад-гиты чётко и ясно сформулирована цель занятия йогой. Йогу практикуют вовсе не для того, чтобы получить какие-либо материальные блага или преимущества, а для того, чтобы очистить своё сознание от материальных желаний, мучающих нас уже на протяжении миллионов рождений в этом мире. Именно они являются причиной всех тех неприятностей, которые возникают в нашей жизни. Замаскировавшись под своих, они поселились в нашем сознании и потихоньку воруют наше счастье и светлое будущее. Это паразиты, с которыми надо бороться не на жизнь, а на смерть и йога является лучшим антипаразитарным средством, очищая наше сознание от всех материальных желаний, оставляя только чистые и возвышенные желания души. Бхагавад-гита однозначно утверждает, что человек, который практикует йогу только для того, чтобы решить свои материальные проблемы, например поправить здоровье, в действительности не является йогом. Йога - это прекращение материального существования, а не его рафинирование. И здесь нет никакого страха, так как прекратив материальную жизнь человек получает в замену жизнь духовную и эта замена не равнозначна. С точки зрения эмоций, духовная жизнь в тысячи раз, а то и миллионы превосходит жизнь материальную. И когда человек осознаёт, что так выгодно поменялся, в его сердце возникает полное удовлетворение и он готов к переходу из мира материального в мир духовный. Одним словом, истинная йога заменяет пошлое материальное сознание на возвышенное духовное совершенство, а не обманывает неискушённых людей необычной гимнастикой или другими псевдо-эзотерическими фокусами. Истинная йога Настоящая йога - это желание доставить удовольствие Богу. У нас есть опыт, что даже человеку, маленькой частичке Бога, не так легко доставить удовольствие, но йога позволяет это сделать и метод состоит в том, чтобы развить в себе особое позитивное качество характера, которое называется преданностью. Никакие другие наши достижения не производят на Бога никакого впечатления. Ни супер-сила, ни супер-богатство, ни супер-красота, ни супер-знания не вызывают у Бога ничего кроме супер-смеха. Абсолютная Истина удовлетворяется только чистой и бескорыстной любовью. Преданность Истине - высшая форма богатства как в мире материальном, так и в мире духовном. Но мы ищем богатство химическое, мы химичим, думая, что какой-то элемент из таблицы Менделеева может решить все наши проблемы. Нет, преданность - это эффект правильных занятий йогой. Фактически - это критерий того, йогой мы занимаемся или нет. И когда Абсолютная Истина удовлетворена нашей преданностью Ей, мы так же обретаем счастье, истинное счастье, приходящее к нам прямо из духовного мира. Поэтому любые усилия в материальном плане не приводят ни к какому результату, кроме усталости. Это похоже на выжимание сока из камней. И сока не будет и соковыжималка сломается. Человека, который решил пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы проверить, а точно ли в камнях нет сока, а может всё-таки есть, может хотя бы одна капля - называют работоголиком. Он загорается идеей найти сок в камнях одного вида, потом другого, потом третьего, но в результате он получает только усталость и депрессию. В результате своей жизни он реинкарнирует в осла и продолжает тяжело трудиться дальше, только уже в форме животного. Другие, догадавшись, что в таблице Менделеева нет элемента счастья, начинают искать его в знании. И хотя они думают о себе, что поднялись над материализмом, но в действительности занимаются материализмом ещё более извращённым. Теперь они работают не телом, а своим собственным умом, но эффект тот же: усталость и пустота. Секрет прост - пока человек не ищет Бога, он не может достичь удовлетворения. И поиск Бога лежит через развитие преданности Богу. Что это значит? Ответ прост. Материалист отличается от преданного Богу тем, что один делает всё только для себя, а другой всё делает только для Бога. В чём ошибка материалиста: он думает, что может своими силами понять Абсолютную Истину. Но даже творец этого мира Брахма не смог этого сделать, хотя приложил огромное количество усилий, думал всеми своими четырьмя головами. Но все такие эгоистичные попытки только усиливают атеизм человека. Фактически, попытка самостоятельно понять Абсолют - это греховное действие, попытка заставить Бога прийти ко мне. Сивка-бурка вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой... Нет, истинная духовность - это подготовить себя к встрече с Богом и смиренно ждать Его прихода, Его желания прийти к нам тогда, когда Он сам этого захочет. Это и есть бхакти-йога: очистить своё сердце от материальных желаний, стать бескорыстным, заниматься тем, что просит от нас Бог и с радостью ждать Его прихода. Самадхи - это радостное и активное ожидание Бога, а не простой уход от мыслей и желаний. Самадхи без ожидания Бога - простое тунеядство, некое эзотерическое извращение. Поэтому запомните: духовная жизнь - это быть активным в своей духовной жизни и с радостью ожидать прихода откровения. Ступени развития сознания Конечно же, достижение высшего состояния сознания - самадхи не происходит одномоментно. Сознание развивается постепенно и проходит в своём развитии определённые этапы. Они имеют соответствующие названия. Акчадита четана - это фактически мёртвое состояние сознания. Санкучита четана - это состояние сознания в готовности к пробуждению. А дальше сознание сравнивается с пробуждающимся цветком. Мукулита четана - это сознание, похожее на появившуюся почку растения. Викачита четана - это распускающееся как цветок сознание. И Пурна-викачита четана - это сознание подобное полностью распустившемуся цветку. Первые два типа сознания обычно соответствуют нечеловеческим видам жизни. А последние три соответствуют разным формам человеческого мировосприятия. Люди безнравственные и атеисты соответствуют сознанию в состоянии разбухшей почки. Те, кто верят в Бога и практикуют садхана-бхакти - религиозные правила и предписания - представляют сознание, которое только начинает распускаться как цветок. А те, кто практикуют спонтанную любовную привязанность к Богу (бхава-бхакти) относятся к сознанию, которое полностью расцвело. Мы должны стать садовниками собственного сознания и добиться того, чтобы в наших неблагоприятных условиях материального мира, наполненного бурями материальных желаний, в отсутствии солнца чистоты, воды бескорыстия и тепла верности наше сознание распустилось полностью и начало источать аромат преданности Абсолютной Истине. Это тот запах, который привлекает Бога, и Он обязательно придёт нас "понюхать". Бог - это источник всего прекрасного, а значит, Ему нравится всё прекрасное. Поэтому, если мы сделаем своё сознание прекрасным - Он придёт, чтобы полюбоваться нами. Если же мы станет самыми здоровыми - нас найдёт смерть, чтобы посмеяться над нами. Если мы станем самыми богатыми - нас найдут преступники и всё отберут. Если мы станем самыми красивыми, к нам придёт старость и поставит свою печать на лицо. Если мы станем самыми сильными, к нам придут маленькие микробы и мы не сможем применить свои навыки рукопашного боя, так как увидеть их можно только в микроскоп. Чего бы мы не добились в материальном мире - всё это предназначено только для того, чтобы это потерять. Причём потерять - это в лучшем случае, в основном это безжалостно отбирается. Только бхакти-йога способна нам дать то, что невозможно отобрать или потерять - чистоту сердца, возвышенность сознания и преданность Богу. Могущество бхакти-йоги Человек, практикующий бхакти-йогу достигает способности постоянно видеть Абсолютную Истину, видеть её во всем, что его окружает или ощущать её присутствие. Неискушённый человек думает, что такое состояние йоги должно быть похоже на алкогольное или наркотическое состояние сознания. Пытаясь имитировать святых, они ведут себя неадекватно, постоянно улыбаются или закатывают глаза. Но они ошибаются, истинный йог на вид ничем не отличается от обыкновенного человека. Его отличие от других состоит только в том, что он находит удовлетворение внутри своего сознания, а не во внешних чувственных удовольствиях. Йога позволяет прямо в своём сердце найти Бога и приступить к общению с ним. А так как Абсолютная Истина абсолютна, такому человеку уже ничего не нужно для удовлетворения из мира внешнего. И техника бхакти-йоги принципиально проста. Она состоит в умении вырабатывать в себе духовные привычки, а значит постоянно делать одни и те же духовные действия. Повторение - мать учения. Через некоторое время повторение перерастает в привычку, а затем становится частью нашей натуры. Так мы из материалиста превращаемся в йога. А главный признак йога - это его уважительное отношение к другим йогам. Если уважения нет, значит в сердце ещё живёт зависть, которая не даёт йоге очистить наше сознание окончательно. Завистливый йог огорчается, когда видит, что другой йог совершает духовный прогресс. |