Не забывайте о Боге!

Глава 6 текст 17

"Контроль желаний ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

В этом стихе речь идёт о том, что любое излишество приводит к тому, что человек может заниматься всем, чем угодно, только не самоосознанием. Вред излишества состоит в том, что оно ослепляет глаза человека с философской точки зрения. Это значит, что человеку, не контролирующему свои желания, невозможно увидеть реальность такой, какова она есть. Его видение всегда будет покрыто иллюзией. Поэтому "философские глаза" человека рекомендуется очищать через систему поста и пожертвований. Это те две таблетки, которые нам рекомендуется принимать ежедневно в течение всей своей жизни. Но пост и пожертвования не так просты, как кажется на первый взгляд. Они распространяются на три уровня: уровень мысли, уровень слова и уровень дела.

Человек должен контролировать свои желания на всех этих трёх уровнях активности. Мало контролировать свои желания на уровне тела, надо ещё и не говорить об этом и даже не думать. Современный человек не может себе что-то позволить купить, но зато он с лихвой восполняет эту проблему через речь и размышления. Например, мужчина не может позволить себе дорогую машину, но зато он смотрит журнал о дорогих машинах, цокает языком, когда его обгоняет дорогая машина и постоянно разговаривает о дорогих машинах с друзьями.

То же самое происходит с противоположным полом, мужчина боится изменить жене, но вот поговорить о женщинах или поглазеть на женщин он считает своим правом с рождения. Однако контроль чувств должен осуществляться на всех трёх уровнях одновременно. Только в этом случае он превращается в йогу. Если же хотя бы на одном уровне контроль отсутствует, это уже не йога, а уходящая карма, которая машет на последок своей ручкой: ну посмотри ещё немного на свои желания, ну ещё немного помечтай...

Веды рекомендуют духовно развивающемуся человеку проникнуться состраданием ко всем живым существам. Но излишества не дают состраданию проявиться. Помните, как в народе говорят: сытый голодному не товарищ... Пост и благотворительность помогают понять тех, кто находится в нужде. Отказавшись на какое-то время от пищи, я могу понять тех, кто по-настоящему беден и остался без еды, а совершая пожертвования я понимаю тех, кто остался без средств к существованию.

Излишества не дают мне возможности понять тех, кто страдает и нуждается в помощи. Фактически это не даёт мне понять своё будущее. Так как каждый, кто сейчас наслаждается, завтра будет испытывать страдания, а каждый кто сейчас испытывает страдания, завтра от них избавится. Излишества не дают мне понять двойственность этого мира, а значит я питаю иллюзии, что излишества никогда не кончатся. Но в этом-то и проблема, они не просто закончатся, а закончатся неожиданно и в самый неподходящий момент. Излишества создают вокруг меня иллюзию духовного мира, но проблема в том, что мы всё ещё здесь, в мире материальном, а время уходит и уходит...

Притча

Однажды был день рождения священника, главы прихода. С поздравлениями и подарками к нему пришли дети. Святой отец взял красиво обёрнутый свёрток у маленькой девочки и воскликнул:

- Ах! Вижу ты принесла мне книгу. - (У папы девочки был книжный магазин.)
- Откуда вы знаете?
- Отец знает всё!
- А ты, мальчик, принёс мне свитер, - сказал священник, взяв свёрток у мальчика. (Папа мальчика торговал шерстяными изделиями.)
- Точно! Откуда вы это знаете?
- Ах! Отец знает всё!

Так продолжалось и дальше до тех пор, пока он не взял очередной подарок. Обёрточная бумага была мокрой. (Папа этого ребёнка торговал винами и ликёрами.) Поэтому священник сказал:

- Вижу, ты принёс мне бутылочку шотландского виски и разлил немного!
- Неправильно, - ответил мальчик, - это не виски.
- Ну, тогда, наверное, бутылка рома.
- Опять неправильно.
Пальцы священника были влажными. Он сунул один в рот, но это ему не помогло. Что же это за вино?
- А вот и нет! - ответил ребёнок, - это не вино! Я принёс вам щенка!

Говорится, что уколовшись однажды булавкой, человек понимает, что такое острая боль. Осознавая, что такую боль испытывает каждый уколовшийся, он не желает другим страдать. Но тот, кто никогда не испытывал боли, не может посочувствовать другим. Сострадание к другим способно пробудить мою душу к духовному поиску, так как никакие материальные средства не смогут мне помочь избавить страдающих от боли. Скорее всего, материальные способы не только не избавят их от неприятностей, но ещё и увеличат их в несколько раз. Мудрецы предупреждают нас, что материальное решение проблемы может принести больше неприятностей, чем сама проблема, которую мы пытались решить.

По этой причине в ведические времена многие будущие цари специально практиковали аскезы, чтобы понимать своих будущих подданных, чтобы развить в себе искреннее желание заботиться о тех, кто не так богат и обеспечен, как сам царь. Таких царей называли раджа-риши, царём-святым, а значит тем, кто может в этом мире одновременно находится в состоянии максимального процветания и чувствовать милосердие и сопереживание к другим живым существам. Говорится, что такой человек постепенно избавляется от своей гордости, от своего ложного эго.

Законы кармы предупреждают нас о том, что если человек сам не развивает своё милосердие через аскезы и благотворительность, то судьба помогает ему в этом, посылая ему бедность. Или человек сам добровольно пробует стать на время бедным, чтобы понять чужую боль, или его судьба помещает в это положение, позволяя естественно практиковать аскезы и очищаться от жадности. Веды утверждают, что добровольные аскезы хороши абсолютно для каждого человека, так как позволяют понять иллюзию материального существования.

А гордость своим материальным положением называется в Ведах глупостью. Такая глупость лечится очень простым способом: неожиданной бедностью. В Ведах говорится, что глупость надо быстро исправить. Поэтому бедность - это быстрый способ избавления человека от всех его глупостей. Для того, чтобы посмотреть в сторону духовного развития, человеку надо хоть на минуту отвернуться от своих материальных желаний. И бедность - это возможность отвлечься от блеска материальных ловушек и взглянуть на мир с духовной точки зрения. Фактически, если я смотрю на свои желания, я не могу видеть Бога, а если я увидел Бога, я уже не могу понять ценность моих материальных желаний, так как в свете Абсолютной Истины всё теряет свою ценность и привлекательность.

Питание

Что касается питания, упорядочить его можно только питаясь освященной пищей. Любое другой питание даже и питанием-то в полной мере назвать нельзя. Питание - это то, что способствует развитию. Однако пища, употребляемая без благодарности Богу, а значит в жадности, становится не питанием, а разрушением как тела человека, так и его сознания. В 9 главе Бхагавад-гиты перечисляются продукты, способствующие возвышению сознания. Это весь молочный ряд, овощи, фрукты, зерно-бобовые и другие вегетарианские продукты. Это не просто продукты - это диетический стол, предназначенный для развития человеческих качеств. Употребляя этот человеческий ряд продуктов питания, человек действительно становится человеком. Его сознание очищается и наполняется желанием познать Абсолютную Истину, так как все эти продукты находятся в гуне благости, а значит вызывают желание понять смысл жизни.

Но помните, что во всём требуется некоторая сбалансированность. Говорится, что диабет - это результат употребления пищи с жадностью, а туберкулез - это болезнь, связанная с хроническим недоеданием. Наше питание не должно приводить ни к тому результату, ни к другому, это будет явный выход за пределы разумного баланса. Человек должен питаться так, чтобы чувствовать вдохновение к духовному прогрессу. Если же питание с перебором или недостаточное, это может замедлить или остановить процесс самоосознания. Такого человека на Руси раньше называли изувером.

Изувером называли человека, который изуверился, то есть начал чрезмерно верить, стал религиозным фанатиком, готовым на любые зверства ради защиты своих убеждений. С восемнадцатого века слово «изувер» использовалось именно в этом смысле. Со временем религиозный смысл слова выветрился и теперь изуверами часто называют просто жестоких людей, чьи действия никак не связаны с их верой.

Сон

Что касается сна, то здесь надо также держать себя в руках. Материальная деятельность приносит столько неприятностей и расстройств, что человек старается поспать как можно больше, или его психика выходит из-под контроля и он вообще лишается сна, так и лежит всю ночь в кровати и мучается от бессонницы. Духовное развитие - полная противоположность материальной деятельности, оно настолько захватывает душу, что человек хочет как можно меньше спать, чтобы не тратить время даром. Человек, обладающий духовным видением, стремится к тому, чтобы каждое мгновение его жизни было отдано на осознание Абсолютной Истины. Историческим примером в этом плане является Шрила Рупа Госвами, который был настолько погружён в духовную жизнь, что спал не более двух часов в сутки, а иногда и того меньше.

Нерегулируемый сон создаёт настолько сильное давление иллюзорной энергии, что человек даже начинает путать прошлое, настоящее и будущее. Такое состояние называется запутанностью, которое может продолжаться много жизней подряд. Иногда человек настолько погружается в иллюзию, что даже не может понять, живёт он в настоящем, мечтает о будущем или ему снится сон о прошлом...

Прошлое, настоящее, будущее

Сознание простого человека постоянно мечется между прошлым, настоящим и будущим. Эти три времени представляют для нас высшие, средние и низшие планеты. Для одних прошлое - это райское место, которое они сравнивают с настоящим и пытаются достичь в будущем. Такое сознание называется ракшаса-гана. Для других рай в будущем, которое им представляется в розовых тонах. Они видят себя богатыми, успешными и известными. Такое сознание называется девата-гана. А третьим хорошо прямо сейчас, им прямо сейчас хорошо и они всеми силами пытаются сохранить это состояние. Как поётся в песне: я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно со мною мчалось, за мною вслед... Такой тип сознания называется манушья-гана.

Однако, размышляя о прошлом, я нахожусь в иллюзии, так как погружаюсь в ситуации, которых уже давным-давно нет. Да, я опоздал на поезд, но зачем каждую неделю во вторник приходить на перрон к 7 утра и плакать, переживая, что много лет назад в это время мне не хватило пяти минут, чтобы сесть в свой вагон. Многим нравится проходить мимо дома, в котором они жили в детстве. Однако большинство с ужасом обнаруживают, что выглядит он уже совсем не так романтично, как им тогда казалось. И деревья не такие большие, и озеро на самом деле больше напоминает лягушатник...

В какой-то мере погружение в прошлое напоминает копание в старых, никому не нужных вещах. Да, они в своё время были очень ценными и дорогими атрибутами жизни, но сейчас это просто хлам. Разговоры о прошлом равнозначны копанию в помойке. Ещё сегодня утром эти предметы были куплены в магазине и приносили радость своим обладателям, но вечером они уже стали частью прошлого и попали в мусорное ведро. Их отделяет всего несколько часов или дней, но как отличается человек, выбирающий товар на прилавках магазина от бича, выкапывающего мусор на городской свалке. Однако часть людей с сознанием ракшаса-гана не сдалась. Они объединились, и, пройдя нелёгкий путь старьёвщиков, добились мирового признания, объявив старые вещи антиквариатом, подняв их значение в глазах обывателя до немыслимых высот.

Размышляя о будущем, я опять-таки нахожусь в иллюзии, так как нет, да и не может быть никакой гарантии, что мои планы осуществятся. Все мы мечтали стать космонавтами, но в результате стали шахтерами и продавцами. Торговля мечтами стала очень популярна в наше время. Можно запросто купить квартиру в доме, у которого ещё даже не заложен фундамент. Можно купить здоровье в виде волшебных таблеток, которые вылечивают все болезни. Нет и проблем купить процветание в виде ценных бумаг, которые якобы должны подорожать в несколько раз со дня на день. Даже на свадьбе муж и жена клянутся друг другу, что будут вечно заботиться друг о друге, в печали и радости. Каждый раз, когда вы что-то покупаете, проверьте, не продают ли вам светлое и безоблачное будущее спекулянты с сознанием девата-гана.

Размышляя же только о настоящем, я попадаю под влияние своей деятельности и думаю, что самое главное - это ее осуществление, осуществление любой ценой, не обращая внимания на прошлое и будущее. В наше время человека с сознанием манушья-гана называют бизнесменом. Однако такое настроение постепенно вызывает агрессию против тех, кто волей или неволе встает у меня на пути. Так я попадаю в мир поражений и побед, черного и белого, друзей и врагов. Это воспалённое состояние сознания, которое просто требует погружения в настоящее. Это похоже на желание высунуть голову из быстро едущего автомобиля, ну или хотя бы одну руку, чтобы почувствовать всю силу ветра.

Решение как всегда лежит в нахождении баланса между этими тремя состояниями сознания. А баланс состоит в том, чтобы быть сконцентрированным на настоящем, но не забывать об уроках прошлого и о последствиях, которые обязательно придут в будущем.

Прошлое беспокоит, напоминая о себе, а будущее пугает своей неизвестностью. Поэтому человек беспокоится о прошлом и боится будущего. Так его жизнь ускользает в иллюзии прошлого и будущего. А настоящего-то нет! Как попасть в настоящее? Ответ прост: надо беспокоиться о настоящем и бояться его растратить на пустяки и глупости. Это точка входа в мир настоящего, в мир настоящей жизни!



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика