Не забывайте о Боге! |
Глава 6 текст 25-26 "Вечное и временное ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этом стихе описывается ступень йоги, которая называется пратьяхара. Йог достигает ее тогда, когда его ум полностью успокаивается. Такого человека просто перестают волновать материальные желания. В его сознании вместо калейдоскопа бесконечных планов на временное материальное счастье появляется стабильное желание понять и достичь счастья духовного, а значит и вечного. Это и есть главная задача йоги – научиться отличать вечное от временного, а значит - и счастье от горя. До этого момента человек постоянно путается. Он мечтает о горе, будучи полностью уверенным, что мечтает о счастье. Поэтому ему все время кажется, что его обманывают. В действительности он обманывает сам себя, но с этой мыслью он пока смириться не готов... Помните: горе и счастье похожи до тех пор, пока я не захочу разобраться в том, что такое грех... Йога – это искусство соприкасаться с материей, но не попадать под ее негативное влияние. Искусство йоги можно сравнить с зонтиком. Раскрыв его и правильно расположив, учитывая силу, скорость и наклон дождя, можно полностью избежать соприкосновения с водой. Это чудо мы видим на улице каждый день и не критикуем, говоря, что надо жить естественно, ходить без зонта в дождь, без теплой одежды в холод, без денег в магазин. Мы не говорим, что отказавшись от промокания во время дождя мы лишили себя радости жизни. Но йога, который закрылся зонтиком своих аскез от дождя материальных желаний, мы называем сумасшедшим и упускающим свою молодость... Помните: оценить хорошее можно только отказавшись от плохого, иначе на хорошее просто времени не хватит, надо будет все время бороться с последствиями своего контакта с плохим. Ум, который нам достался, по своей природе изменчив и неустойчив. Система йоги дает нам силы, чтобы обуздать свой ум, не дать ему возможности властвовать над нами. Йога, который взял свой ум под контроль, называют госвами, а человека, который остается рабом своего собственного ума, называют годасой, что переводится как слуга своих чувств. Йог-госвами знает разницу между вечным и временным счастьем. Счастье вечное исходит из вечного, а значит, из приближения к Абсолютной Истине, из приближения к Богу. Счастье временное исходит из моего ума, который раз за разом уговаривает нас ввязаться в очередную чувственную авантюру. Он говорит: в этот раз у нас точно получится стать счастливыми без Бога, мы сами Боги, мы свой, мы новый мир построим, правда, даже в настоящем мире уже некуда девать мусор от нашей культурной жизнедеятельности. Помните: надо знать страну производителя любого товара, особенно если речь идет о счастье... И главным условием такого успеха в контроле собственного ума и чувств является чувство убежденности. Оно основано на логических функциях нашего сознания. Поэтому йогу совсем не вредно изучить науку ньяя, которая и является источником современной научной логики. В действительности она даже называется не ньяя, а панчанга-ньяя или пятиступенчатая логика. Пройдя эти пять этапов, можно доказать и себе и другим как материальные идеи, так и духовные. Без этих пяти ступеней любое доказательство будет неполноценным и несовершенным. Первый этап состоит в коротком, ясном, лаконичном утверждении, которое желательно уместить в рамках одного предложения. Второй этап – это развернутое объяснение, которое должно полностью раскрыть тему, о которой будет идти речь. На третьем этапе необходимо привести примеры и разнообразнейшие иллюстрации своей правоты, что позволит подойти к четвертому этапу, который состоит из перечисления и рассеивания всех видов сомнений по данному вопросу, и не важно, в чью голову они пришли - в вашу или в голову вашего оппонента. И, наконец, на пятом этапе вы можете показать, как эта концепция находит применение в реальной жизни обыкновенного человека. Начиная логический спор с другим человеком, помните, что это добровольный вход в контролируемый конфликт. С кратким тезисом не спорят, спорят с развёрнутым объяснением. И логика является одним из самых подробных способов разобрать тот или иной вопрос. Не хотите спорить, просто говорите кратко, но если вы что-то объясняете подробно - это обязательно вызывает споры и сомнения. Используйте это знание для того, чтобы регулировать свои взаимоотношения с разными людьми. Кроме того, разговор с согласными, разговор с доброжелателями значительно отличается от разговора с принципиально несогласными. Для согласных и благоприятно настроенных достаточно первого и пятого пункта из этой системы логических доказательств. Если же человек изначально с вами не согласен, для его убеждения придется воспользоваться всеми пятью пунктами, во всей их полноте и красоте. Помните: человек запоминает главное. Главным в его сознании остается то, что в начале разговора, то, что в его конце и то, что постоянно повторялось... Кроме того, культура логических доказательств предусматривает выражение уважения мудрецам и Богу перед началом дебатов. Это позволяет настроить свое сознание на постижение мудрости. Что вообще можно понять в этом мире без уважения к старшим? Без уважения человек перестает понимать даже то, что он уже давно совсем ничего не понимает. Поэтому первое, что надо понять – это то, что логическое доказательство начинается с самого логического действия – выражения почтения к более разумным. Логика помогает объяснить истину, только если человек, который вас слушает, находится на уровне разума, а значит, он способен находить сходства и различия двух предметов в процессе изучения. На уровне ума логика, к сожалению, не помогает, так как это уровень привязанности к своей великой концепции. Поэтому, что бы вы человеку не говорили, если его сознание находится на уровне ума, он будет просто защищаться изо всех сил. Поэтому перед ведическим произведением заранее говорится о чём оно, что это даст читателю и для кого оно конкретно рекомендуется. Это делается для того, чтобы не обманывать человека, находящегося не на том уровне восприятия ложными ожиданиями. Помните: манго должно созреть, чтобы его употреблять в пищу, иначе кислота прожжет желудок насквозь... Кроме того, в нашем сознании идет внутренний диалог - это диалог ума и разума, спор привязанности и трезвости. Да, в уме есть сомнения и заблуждения. С сомнениями разобраться намного легче, чем с заблуждениями. Ум размышляет, чувствует и желает. Заблуждение - это убеждённость в своей концепции, которая защищает самомнение человека, поэтому надо рассеять безопасность этой концепции. Сомнения рассеиваются логикой, но логикой эмоциональной, так как надо понравиться уму человека. Поэтому эмоциональная лекция достаточно легко рассеивает сомнения, но не убеждения. Убеждения требуют намного больше усилий, фактически всех ресурсов нашего сознания. Если вы видите, что у человека проблема с восприятием логических доказательств - значит надо убеждать его на уровне обыкновенных человеческих эмоций. Логика существует для тех, кто уже более менее принимает то, о чём вы говорите, но если радостного принятия нет, на такого человека лучше подействуют эмоциональные доказательства. С точки зрения логики есть два типа людей: одним сначала что-то нравится, поэтому они начинают активно действовать и в результате всё понимают. Это так называемый эмоциональный подход. Другой человек сначала понимает что-то, поэтому начинает активно действовать и только потом ему это начинает нравиться. Это так называемый логический подход. И тот и другой человек, в конце концов, приходят к одному и тому же выводу, но они не всегда понимают друг друга. Эмоциональный подход больше ориентирован на получение радости, а логический на получение конкретного результата. Логический подход более мужской, а эмоциональный более женский. С человеком надо говорить на том уровне, на котором он находится. Не понимая этих различий, мы будем все время натыкаться на непонимание и очень разочаровываться... Надо стать настоящим мудрецом, а не вешалкой для одежды мудреца. Понимая сознание другого человека и зная методики передачи истины, можно достичь истинной цели жизни – удовлетворить Абсолютную Истину, передавая ее всем желающим. Притча Одного недалёкого умом брахмана одолевало желание прослыть пандитом. Чего только не делал бедняга, чтобы этого добиться, да всё без толку. Надумал он тогда просить совета у Бирбала и пошёл к нему домой. Дорога была долгой, он устал, но придя, брахман узнал, что Бирбал ещё не вернулся от падишаха. «Нужда не ждёт» — говорят в народе. Одна забота точила брахмана - прослыть пандитом, и он, чуть живой, поплёлся по дороге, что вела к дворцу. Идёт, а навстречу ему Бирбал. И стал брахман просить-молить: |