Не забывайте о Боге! |
Глава 6 текст 6 "Тайная задача йоги ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Цель восьмиступенчатой системы йоги, которая разбирается в этом стихе, – взять свой собственный ум под контроль и сделать его своим лучшим другом, который в этом случае сможет нам помочь исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор, пока ум человека не находится под строгим контролем, все его занятия йогой будут напрасными. Неконтролируемый ум – не просто легкое психическое заболевание, неконтролируемый ум – это злейший враг, с которым приходится жить не просто в одном доме, с ним приходится жить прямо в одном теле. И этот ум-враг изо всех сил старается испортить все наши благие начинания, особенно если они связаны с духовным ростом или самоосознанием. Наше предназначение – научиться слышать душу и выполнять её возвышенные желания. Вместо этого мы слышим желания нашего необузданного ума, который заставляет нас подчиняться низменным чувствам, таким как вожделение, гнев и жадность. Фактически, ум занял место души в нашем теле и наслаждается своим положением диктатора. Он так же опасен, как Гитлер или другой захватчик. Он объявил нашему сознанию великую отечественную войну, и победить в этой битве можно, только воспользовавшись военный наукой побеждать самого себя, которая и носит название «йога». Ум – волшебник В уме скрыта волшебная, мистическая сила, с помощью которой мы должны победить иллюзию и перейти из материального мира в мир духовный. Время от времени сила ума раскрывается в обыденных ситуациях, большинство из которых мы даже не замечаем. Так однажды муж жены, которая занималась какими-то химическими науками, пошёл ночью на кухню попить сока. Он мало что понимал, и на автомате протянул руку к банке, в котором всегда находился морковный сок, и выпил. Он был настолько сонный, что ничего не подозревая лёг спать и проснулся от истошных воплей его жены, которая наутро заметила, что какой-то опасный химический состав пропал из её банки, которую она поставила на кухне охлаждаться. Банки с соком и ядом стояли рядом, и наутро сок остался нетронутым, а яда изрядно поубавилось. Приехала скорая, промыли желудок и на удивление всем обнаружили в его желудке, как вы думаете, что? Да, обыкновенный морковный сок... Ум может помочь нам совершить чудо перевоплощения и превратиться из материалиста в святого, но вместо этого он ведёт себя как наш самый злейший враг, так как именно он заставляет нас реинкарнировать раз за разом из тела в тело. Как он это делает? Он заставляет нас думать о делах, он внушает нам важность того, что мы задумали. И в момент смерти о чём мы думаем? Да, мы думаем о том, что недоделали, мы думаем о том, что если бы нам дали ещё пару лет, вот тогда бы мы всё успели и могли бы умереть спокойно. И именно эта медитация заставляет нас родиться снова и продолжать доделывать свои дела. Мы рождаемся, плача от того, что не смогли довести до конца свои проекты. Мы даже не можем их вспомнить, и это мучает нас всю жизнь. Мы ходим от астролога к астрологу с одним и тем же вопросом: какие дела я не успел доделать в той жизни, каково моё предназначение? Но хороший астролог знает: твоя задача – перестать думать о делах, их в принципе и доделать-то невозможно. Твоя задача – начать думать о своей душе. Но ум с этим не согласен. Ему не нравятся нравоучения, и он говорит нам, что это какие-то слишком возвышенные слова, нам бы чего-нибудь попрактичнее, нам бы такой совет, чтобы быстро доделать то, что мы начали, и приступить к ещё более великим проектам, которое уж точно мы в этой жизни доделать не успеем... Контроль ума Поэтому йога начинается с контроля ума. Цвет йоги – шафрановый. Он обозначает принцип отречения. Йога – это не способ подольше заработать денег или поменьше болеть, как думает современный человек. Йога – это отречение от всех своих глупостей, от всех своих материальных желаний. И это далеко не легко, на это уходит целая жизнь, а то и не одна. А если перед нами нет реального примера отречения, это даже просто невозможно. Фактически, занятие йогой – это наблюдение за человеком, который живёт как простой человек, но в тоже время не привязан к этому миру и не имеет материальных желаний. Вот оно, настоящее чудо. Тайная задача йоги – отобрать у человека то, что делает его несчастным. Сначала это кажется обманом, но потом, когда иллюзия рассеивается, мы понимаем, что сами мучили себя своими собственными глупостями. Так человек боится расставаться даже с собственным гнилым зубом. Да, гнилой, но всё же мой, как я буду без него жить. А воины практиковали йогу другими способами, например, игрой в шахматы. Но принцип был тот же – научиться отречению. Шахматы в Индии назывались «шатранж» и представляли собой вселенную. Четыре стороны отображают собой четыре стихии, четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года. Есть интересная притча из истории индийских шахмат. Заскучал однажды один раджа, ничего его не радовало и не веселило. И вот привели к нему одного бродячего мудреца в лохмотьях, и он сказал: «Я сделаю тебе, о Великий, необычный подарок, я научу тебя играть в новую игру». Это была доска, разделенная на светлые и темные квадраты, по которой передвигались фигурки, каждая – особым, присущим ей способом. Когда раджа сыграл с мудрецом несколько партий, то на долгое время забыл о своих бедах и грусти, он излечился от печальных мыслей и стал по-прежнему весел и бодр. Захотел он наградить мудреца и сказал ему: «Мне очень понравился твой подарок, он исцелил меня от грусти. Что ты хочешь, мудрец?» Мудрец, не долго думая, ответил: «Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую – два, на третью – четыре и так далее. Это и будет твой подарок мне. Ты подаришь мне, о Великий, то число зерен, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Раджа удивился невысоким требованиям старика, думая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64-й степени, окажется, что это число больше, чем все зерно мира. Еще одна интересная индийская легенда рассказывает также об азарте, который овладевает игроками в шахматы. Индийский купец по имени Диларам играл в шахматы на деньги и часто проигрывал большие суммы. Однажды он уже проиграл все свое имущество и в последней партии поставил на кон свою жену. Удача и тут не улыбнулась ему, и он практически проиграл эту партию. Вдруг его умная жена, просчитав ходы, поняла, что он может поставить мат своему противнику, если сдаст обе ладьи. Жена шепнула ему об этом на ухо, и партия была выиграна. Законы отречения Но само по себе отречение не может сделать человека счастливым, скорее оно приведёт его к разочарованию в процессе развития. Отречение должно сочетаться с наблюдением примера человека, который способен находиться телом в этом мире, а сознанием находиться в мире духовном. Для отречения необходима действительно возвышенная цель и действительно реальный пример. Поэтому без духовного учителя на этом пути никак не обойтись. Одним словом, чтобы быть непривязанным к материальным желаниям, надо иметь сильные духовные желания, надо быть привязанным к духовному развитию, к духовному общению, к духовной жизни. Зачастую мы используем учителей, святых, мудрецов как слуг своего слабого разума, силу которого мы растратили на поиск чувственных удовольствий. Мы спрашиваем у учителей то, в чём должны разобраться сами. Иногда мы спрашиваем информацию, которую просто лень искать самостоятельно. Мы думаем, что учитель – это просто наш слуга, который должен выполнять все наши прихоти, отвечать на все наши глупые вопросы, искать номер страницы, на которой написано то, что нам интересно почитать. Нет, истинная задача учителя – показывать пример отречённой жизни в материальном мире, как можно соблюдать баланс между привязанностью к духовному и отречению от материального. Единственное, о чём действительно важно спрашивать у учителя, – это как я могу стать вашим последователем, как я могу стать вашим учеником, что я должен сделать для этого? Баланс и сострадание В чём выражается баланс отречения от материального мира и одновременной привязанности к духовной жизни? Этот баланс состоит в умении чувствовать сострадание к другим живым существам. Фактически, сострадание является главным признаком того, что человек жив. Даже во врачебной науке считается, что пациент выживет, если способен чувствовать сострадание к другим больным. Если же сострадание утеряно, такой человек считается безнадёжным, фактически он уже мёртв, хотя и подаёт телесны признаки жизни. Даже животное способно проявлять сострадание, а для человека сострадание – единственная возможность сохраняя баланс в своём духовном развитии. Почему мы теряем способность сострадать? Психологи могут привести множество объяснений, но, как правило, все они косвенные. Бхагавад-гита говорит об этом настолько прямо, что иногда простому человеку становится немного не по себе от такой прямоты. И суть проблемы состоит в том, что милосердие пропадает от того, что человек потворствует своим сексуальным желаниям. Да, именно так, секс уничтожает милосердие. Сердце становится чёрствым, и человек начинает думать только о себе самом, только о своих собственных чувственных удовольствиях. Иногда человек может поспорить, говоря, что он ведёт достаточно ограниченную половую жизнь. Но секрет состоит в том, что секс бывает не только грубый, наиболее опасен секс тонкий, которые выражается в желании выгоды, славы, уважения и положения. Да, всё в этом мире имеет своё грубое и тонкое проявление. У человека есть грубое и тонкое тело, так и у полового желания есть свои тонкие фантомы, которые преследуют нас повсюду. Посмотрите на современного человека: фактически он пропитан этими тонкими сексуальными желаниями, даже сам того не понимания. А секрет в том, что для того, чтобы исполнилось желание тонкое, надо отказаться от желания грубого. Так и современный человек ради более тонких сексуальных желаний легко отказывается от желаний грубого секса, но саму проблему это не решает, так как милосердие всё равно уничтожается. Человек талантлив по самой своей природе. Этот изначальный талант состоит в умении приносить другим радость, счастье и любовь. Но когда мы используем свой талант для удовлетворения своих тонких или грубых сексуальных желаний, ничего, кроме страданий, не приходит. Фактически человек с помощью своего же собственного таланта умудряется попасть в ад самым быстрым и лёгким способом. Другой наш талан выражается в умении проявлять смирение. Это также особое качество, отличающее человека от животного. Оно либо вырабатывается нашими собственными усилиями, либо жизнь заставляет человека стать смиренным, посылая ему непреодолимые ситуации. Поэтому каждый раз, встретившись с непреодолимым препятствием, надо понять, что это я сам забыл о своём основном таланте – быть смиренным. Смирение даёт человеку силу. Фактически невозможно победить человека смиренного. Поэтому ни в коем случае нельзя недооценивать того, кто встал на путь духовного развития. Внешний вид человека может не говорить о его реальном состоянии сознания. Внешность вообще достаточно обманчива. Посмотрите, как иногда просто выглядят действительно богатые люди, и как пыжатся изо всех сил люди бедные, чтобы выглядеть престижно. Так и духовно развитый человек, несмотря на свой иногда простецкий вид, в действительности обладает огромным могуществом и великими богатствами. Почему? Потому что его защищает от греха сам Бог, и он знает, как попасть из мира материального в мир духовный! Сила духовно развитого человека состоит в том, что он никогда не жалуется на судьбу. Он всегда использует свою судьбу для духовного развития, для самосовершенствования, для служения Богу и Его детям. Притча Одна женщина жаловалась учителю на судьбу. |