Не забывайте о Боге! |
Глава 7 текст 1-2 "Начало второй части Бхагават Гиты ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Итак, мы приступили ко второй части Бхагавад-гиты, состоящей из трёх разделов по 6 глав в каждой. Это значит, что у Бхагавад-гиты есть структура, которая несёт в себе особое предназначение. Бхагавад-гита – это не обыкновенное произведение, это диалог Бога и человека, который попал в самую сложную ситуацию, в которую только можно попасть на этой планете. Этот разговор произошёл на поле Курукшетра перед решающей битвой добра со злом. И главному воину Арджуне необходимо было принять очень серьёзные решения, он должен был пожертвовать своими привязанностями ради великой идеи, ради миссии, ради высшей цели. Однако с первого раза у него это не получилось, и Арджуна принял решение отказаться от сражения, обратившись к системе отречения и просто заняться обучением, чтобы хорошенько разобраться, как себя вести в сложных ситуациях. Но Кришна объяснил ему, что отказ от боя не самое лучше решение, так как он может отказаться от боя на поле битвы Курукшетра, но отказаться от боя в собственном сердце у него всё равно не получится. Вся наша жизнь – это непрекращающаяся борьба либо с внешними препятствиями, либо с внутренними. И как в любой войне необходимо обладать хорошим оружием, чтобы победить в битве с не менее опытным противником. И это оружие нам даётся в Бхагавад-гите – оружие, состоящее из духовного знания, которое позволяет нам принимать правильные решения, в какую бы сложную ситуацию мы не попали. А перед нами не просто задача, перед нами сверхзадача – решить проблемы рождения, болезни, старости и смерти. И решение этой проблемы есть – оно называется святостью, а оружие святого – божественное знание, которое и представлено в полном объёме в этом универсальном произведении. Если проводить аллегории, то Арджуна представляет души всех живых существ; поле битвы Курукшетра – это вся наша жизнь; колесница – это материальное тело, в котором находится индивидуальная душа; пять коней – это пять чувств, которые заставляют наше тело действовать в этом мире, исполняя свои желания; Кришна – это Бог в сердце, который помогает нам понять высший смысл человеческой жизни. Бхагавад-гита – это оружие знания и потому само это произведение устроено как оружие. С двух сторон она как щитами прикрывает воина - самое ценное, что только может быть на поле боя. Первые шесть глав – это первый щит, рассказывают о внешней деятельности живого существа, о карма-йоге. А последние шесть глав – это второй щит, который состоит из знания, дающего понимание жизни, на основе которого человек может действовать в этом мире, не боясь за последствия. Между этими щитами скрывается самое ценное знание, серединные шесть глав, которые рассказывают о наших личных взаимоотношениях с Богом, о любви и преданности. Но чтобы победить, обладая этим божественным знанием, надо умело орудовать своими двумя щитами, а значит изучать духовное знание и правильно действовать на его основе. Основы искусства деятельности описываются в первых шести главах, в которых Арджуна пытается уйти от деятельности, боясь всевозможных последствий. Но Кришна говорит ему, что проблема не в деятельности, так как душа деятельна по самой своей природе, а в неумении действовать без последствий. И секрет раскрывается: единственный способ действовать без кармы – это действовать ради Абсолютной Истины, что можно сравнить с солдатом на поле боя, который выполняет приказы своего командира и не только не отвечает за последствия этой битвы, но ещё и получает медаль героя Советского Союза. Но пусть только попробует так себя повести в мирное время… Отсюда мы делаем вывод, что в деятельности самым главным фактором является мотивация. И высшая мотивация в этом мире – бескорыстное желание служить Абсолютной Истине. Такое служение, такая йога деятельности полностью освобождает человека от последствий его поступков, а значит, оно является совершенством деятельности для этого человека. На этом заканчиваются первые шесть глав Бхагавад-гиты. Если говорить в общем, то Бхагавад-гита построена по особому принципу, известному в современной философии как тезис, антитезис и синтез. Тезис – это вечное желание вечной души действовать. Но неправильная, греховная деятельность приводит к бесконечным страданиям. Поэтому антитезис – надо отказаться от деятельности, погрузившись в получение знания и отречение от мира. Но это противоречит желанию души действовать, поэтому долго в этом положении находиться невозможно и тогда на помощь приходит синтез – действовать надо, но получив знание о Боге, которое позволит действовать в духовном настроении, а значит, не навлекая на себя последствий. Это и есть краткое описание Бхагавад-гиты. С 7 по 12 главы даётся подробное описание Абсолютной истины. Эти главы – сама суть Бхагавад-гиты. В Ведах говорится, что если человек сможет понять эти серединные шесть глав, его жизнь немедленно обретёт смысл, вне зависимости от того, что он делал до этого. Седьмая глава описывает природу Абсолютной Истины, как она проявляется в этом мире. Кроме того, здесь перечисляются четыре типа удачливых людей, которые обращаются к Абсолютной истине, и четыре типа неудачников, которые никогда не делают этого. Обращение к Абсолютной Истине называется йогой и заниматься ею надо так, как это предписано в последнем стихе шестой главы «Бхагавад-гиты». Йога – это сосредоточение ума на Абсолютной Истине, а само сосредоточение состоит из девяти видов, первым и самым важным из которых является шраванам – слушание об Абсолютной Истине. В Ведах говорится, что Бог – это друг того, кто любит о Нём слушать. Дружелюбие Бога проявляется в том, что Он сам очищает сердце слушающего от всего вредного и ненужного. И тогда в сердце слушающего естественным образом пробуждается духовное знание. Продолжая дальше слушать об Абсолютной Истине, человек выходит из-под влияния материальной энергии, и таким образом постепенно избавляется от вожделения и жадности. Очистившись, он достигает уровня чистой благости и разрубает тугой узел материальных привязанностей в своём сердце, и тогда он сразу постигает Высшую Aбсолютную Истину. Так коротко описывается путь к совершенству посредством постоянного слушания. |