Не забывайте о Боге! |
Глава 7 текст 20 "Мы обмануты материей ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Когда сердце человека очищено полностью, его интересует только Абсолютная Истина и ничто другое. Если же в сердце остались ещё какие-то эгоистические мотивы, Абсолютная Истина кажется такому человеку интересной, но недостаточно практичной. Он понимает, что в Абсолютной Истине что-то есть, но воспринимает это как загадку, как философский диспут, но никакой пользы для себя увидеть в этом не может. А то, что не имеет практического применения, в наше время объявляется вредным и даже опасным. Всё должно служить идее материального прогресса. И если Абсолютная Истина не помогает в переработке угля, нефти или газа, то какой смысл вообще терять на это наше драгоценное время… Да, возвышенное сознание хочет наслаждаться духовным, а низкое сознание может испытать удовольствие только от материального. По этой причине наш ум постоянно ищет для наслаждения то, в чём нет Абсолютной Истины. Это болезнь нашего ума. Он может наслаждаться только тем, что украдено у Бога. Только тем, что можно посчитать своим – и убежать. Это тонкая форма клептомании. Мы можем воровать спички в магазине, но можем украсть целый мир у Бога и наслаждаться им, забыв о хозяине. Даже религию можно украсть у Бога и наслаждаться религиозной жизнью с материальной точки зрения. И такое сейчас можно встретить на каждом углу: человек называет себя религиозным, но в Бога не верит. Он верит в саму религию, он думает, что если религия старая, то это правильная религия, а если не очень старая, то неправильная. Но религия – не вино, она не становится лучше от выдержки. Религия тогда религия, когда несёт в себе отношения с Богом, понимание Бога и абсолютно неважно, какого года урожай… Истинная религия учит избавлению от материальных желаний, которые живут в нашем сердце и не дают стать нам по-настоящему счастливыми. Тот, кто является рабом, по определению не может быть счастливым. Счастливый раб – это нонсенс. Так и мы пока являемся рабами своих материальных желаний. Да, желания могут быть в нашем сердце, но мы не должны зависеть от них. Трансценденталист – это не тот, у кого вообще нет никаких желаний, это тот, кто от них не зависит. Есть и есть, и Бог с ними… Сначала мы избавляемся от грубых внешних желаний, от желаний, которые плавают на поверхности нашего сознания и мешают нам казаться себе и другим великим искателем истины. С этими желаниями справиться достаточно легко, так как есть мотив наслаждаться своей собственной продвинутостью: смотрите – я не курю, не пью, вегетарианец, знаю мантры и езжу в Индию. Я крутой трансценденталист, я продвинутый. Но это даже не начало духовного пути, это попытка наслаждаться материальными желаниями в духовной традиции. Это просто извращенный материализм. Настоящее развитие начинается тогда, когда я хочу избавиться от тех желаний, которые спрятаны на самом дне моего сердца, от самых дорогих моему сердцу желаний, планов и надежд. Это те желания, которые я скрываю от других и зачастую скрываю даже от себя самого. Это моя тайная надежда на счастье в этом мире. И если я с решимостью начинаю расчищать пещеры моего сердца, это и становится моим путём к святости. Поэтому мудрецы говорят, что решительное и честное очищение своего сердца – это уже святость… Мы обмануты материей. В самой материи нет ничего интересного, но у неё есть замечательное свойство – материя способна отражать Бога. И сейчас материя несёт в себе это отражение. Вишну бросил свой взгляд на материю, посмотрелся в это зеркало материального мира, и так в этом мире появился какой-то интерес. В нём отразилась красота Вишну, Его сила, богатство, отрешённость. Но это только отражение, поэтому мы так разочарованы. Мы стремимся к тому, что отражено в зеркале, но купив само зеркало, видим в нём самого себя и ничего больше. Представьте себе, что напротив прекрасной картины стоит зеркало, и мы его покупаем, думая, что в нём останется это изображение. Но именно так и действует иллюзия материального мира. Мы постоянно покупаем зеркала, пытаясь принести домой то, что отражалось в них в магазине… Да, вкус у иллюзии горький, так как это вкус обмана. Но наше сумасшествие состоит в том, что мы развили в себе этот вкус. Так сначала никому не нравится сигаретный дым, но попробовав несколько раз, человек привыкает, потом ему нравится, а в конце он просто жить без дыма не может. Но любой пожарник вам скажет, что не столько опасен огонь, сколько дым. К любой тупости можно развить вкус, если какое-то время заставлять себя это пробовать. Так на востоке любят играть в крикет. Игра ещё тупее, чем футбол, но тот, кто посмотрит весь чемпионат по крикету между Индией и Пакистаном, тот начнёт сначала понимать, зачем они бегают по этому полю, а потом, втянувшись, жить не сможет без этой игры. И мы настолько полюбили иллюзию, что жить без неё не можем. Мы смотрим на отражение вечности и думаем, что будем вечно наслаждаться в этом мире. Но иллюзия рассеивается старостью, поэтому в этом мире старости боятся больше, чем смерти. Именно старость мешает нам получать удовольствие от иллюзии. Поэтому разумный человек не доверяет отражённому счастью. Он понимает, что если цветы слишком красивые, возможно, это искусственные цветы… И даже выйдя из материальной иллюзии, встав на путь духовного развития, мы опять пытаемся действовать проверенным способом, создавая себе новые возможности наслаждаться иллюзией, но уже в духовной жизни. Как это выражается? Да очень просто: мы сами придумываем себе миссию и наслаждаемся ей. Придуманная миссия жизни – это и не миссия вовсе, а последняя попытка моего ума ухватиться за материальное счастье. Поэтому миссию невозможно придумать самому, её надо получить у своего духовного учителя. Посмотрите, насколько силён закон гравитации. Все находятся под его влиянием, но далеко не все обращают на него внимание. В действительности, это не просто закон, это закон притяжения души к Богу. У каждого из нас в сердце есть это притяжение к вечному счастью, но мы не хотим обращать внимание на это притяжение и придумываем себе временные развлечения. Так члены семьи, которые не могут найти счастья во взаимоотношениях друг с другом, с великой радостью ожидают похода в парк, чтобы покататься вместе на каруселях. Чем интересны такие аттракционы, так это тем, что зависть и гордость на время отступают перед опасностью смерти, и вдруг нам всем становится вместе хорошо. Поэтому парков много, а семьи до сих пор и распадаются… В этом задача культуры: научиться служить друг другу без зависти и корысти. Так, научившись служить всем живым существам, нам случайно встретится великая душа, и мы тоже послужим ей, что станет нашим первым шагом на пути духовного развития. Почему культура учит нас замечать и восхищаться хорошими качествами окружающих? Потому что, когда мы встретим достойную личность, мы тоже сможем разглядеть духовные качества, скрытые за простой одеждой простого на вид человека. И это спасёт нас. А потом мы сможем и увидеть все качества Бога, что сделает нас по-настоящему верующими. Только увидев в Боге божественные качества, мы можем быть уверены, что правильно развиваемся. Если мы не видим у Бога замечательных качеств, то даже желание увидеть Бога может не говорить о духовной развитости человека. Почему? Потому что негодяи тоже иногда хотят увидеть Бога! Да, демонически настроенные люди тоже хотят увидеть Бога, но они любят не Бога, они любят себя. Поэтому я хочу увидеть Бога, но для того, чтобы все мои желания исполнились. И если Бог мне не помог исполнить мои мечты, то что это за Бог вообще такой. Надо пойти и найти другого Бога. Я не хочу стать слугой Бога, я хочу, чтобы Бог стал моим слугой. Да, мы постоянно принижаем Абсолютную Истину. Мы относимся к ней как к чему-то обыденному, а значит, постоянно её оскорбляем. Мы оскорбляем Абсолютную Истину своим желанием понять её за пару минут. А ну-ка объясните мне всё за одну лекцию! – требуем мы. Но Абсолютная Истина – не дешёвка. Это первая ошибка начинающего трансценденталиста – он думает, что Истина где-то рядом. Мы думаем, что сможем легко достигнуть цели, в два прыжка. Надо просто немного потерпеть – и Истина откроется. Сейчас я скажу вам правду: это не так, Истина вечна, а значит и путь к ней вечен. И тот, кто это понял и пошёл по этому пути, действительно очистил своё сердце от корыстных желаний. Пока я выставляю даты, когда Истина должна мне открыться, я просто материалист, требующий от Истины беспрекословного подчинения. Мудрецы знают: искать надо не Истину, а вечное служение Истине. Мы должны быть готовы идти к Истине, даже если она никогда не покажется нам на глаза, и тогда это путь будет успешным. Таков секрет истинной духовной жизни. И таков тест на чистоту нашего сердца. Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати говорил: мы не должны считать Бога объектом для нашего лицезрения, вместо этого мы должны думать, есть ли у нас необходимые качества, чтобы на нас стоило посмотреть. Нужно думать не о том, как увидеть Бога, а о том, хочет ли Он увидеть нас… |