Не забывайте о Боге! |
Глава 8 текст 1 "Двойственность тела и души ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этой главе человек может получить ответы на все свои вопросы из изначального источника. Знание настолько многогранно, что без обращения к Абсолютной Истине просто невозможно самому разобраться, о чём конкретно идет речь в священном трактате. Так слово атма, которое обычно переводят как душа, можно даже перевести как ум, тело или чувство. Ответить на такие вопросы может только высший авторитет - тот, кто составил данное знание для человека. Такую личность называют Пурушоттама, верховная личность, личность, способная ответить на любой вопрос. Если задать вопрос правильно, можно разрушить иллюзию этого материального мира. Вопросы вообще разрушают иллюзии, поэтому так часто люди боятся неудобных вопросов. Но Абсолютная Истина не боится вопросов, и с помощью них мы можем раздвинуть рамки обуславливающей нас материальной реальности. Хороший вопрос зачастую приносит блага больше, чем жизни, проведенные в корыстной молитве. Поэтому духовная жизнь начинает с вопросов об Абсолютной Истине. И главный вопрос этого мира – это вопрос о том, почему есть счастье и горе, а значит двойственность. Основная двойственность этого мира проявляется в двойственности тела и души. С одной стороны есть желания тела, а с другой стороны есть желания души. И всё вместе это как-то уживается в единой системе человеческой сущности, хотя и мучает нещадно. Каждый человек чувствует эту двойственность, поэтому и ищет решения данной проблемы, понимая, что в такой двойственности просто невозможно почувствовать себя спокойно и удовлетворённо. Тело человека живо за счёт энергии души, но, несмотря на это, именно тело не даёт энергии души полностью проявиться. Смысл духовной практики состоит как раз в том, чтобы вырваться за пределы влияния тела, освободиться от оков тела, одновременно находясь в его рамках до самой смерти. Тело – это результат греха. Поэтому когда человек перестаёт грешить, он начинает выходить из-под влияния тела. Тело сильнее нас, когда мы грешим, и оно слабее нас, когда мы совершаем аскезу, отказываясь от греха. Поэтому жизнь без греха легка и приятна, так как перестаёт ощущаться давление телесной оболочки. Душа себя чувствует вечно молодой и свободной. Детям не свойственен грех, поэтому не стоит в этом смысле взрослеть, не стоит становиться расчётливым грешником. Как избавиться от этой двойственности, как освободиться от телесного давления, ещё находясь в этом теле? Для этого существует покаяние. Мы едины с грехом, мы едины с телом, пока не покаялись. Как только покаяние свершилось, мы освобождаемся от греха, и влияние тела уменьшается. Покаяние – это смиренное принятие на себя ответственности за всё, что происходит в моей жизни. Это я виноват в моих проблемах, а не окружающие. Покаяние – это возможность вырваться за пределы двойственности, возможность почувствовать свою духовную природу, но суть покаяния состоит в том, чтобы не просто признаться в грехе, а еще и в том, чтобы оказывать ему сопротивление в будущем. Поэтому покаяние всегда активно. Вырвавшись из-под давления тела, надо уворачиваться от него, так как тело любит нас, и всё время хочет вернуться к своему хозяину. А мы были хорошими хозяевами, мы исполняли все его требования, мы выполняли все его прихоти, мы любили его, в конце концов. Двойственность можно победить аскезой и покаянием. Я больше не хочу быть рабом своего тела, пусть тело будет делать то, что благоприятно моей духовной природе. И когда моя душа, грубое и тонкое тело согласуют свои усилия в духовном порыве, Кришна прольёт на меня свою милость и случится даршан, полный выход из-под влияния двойственности этого материального мира. Обеты Обет – это один из способов сделать шаг вперёд на пути духовного развития. Наше поведение и сознание соответствуют определённому уровню жизни. Поэтому когда мы меняем своё поведение и, соответственно, сознание, наш уровень жизни тоже меняется - мы становимся ближе к Богу, мы поднимаемся над гуннами материальной природы, мы чувствуем аромат духовного мира. Проблема в том, что наше тонкое тело меняется быстрее физического. В сознании мы уже созрели для принятия обета, а тело ещё привязано к дурной привычке. Поэтому ощущается несоответствие, которое и называется аскезой. Аскеза – это когда сознание понимает, что надо делать, а тело ещё нет. Фактически наше сознание уподобляется бурлакам на Волге: оно вынуждено тянуть тело к Богу, заставлять его рано вставать, принимать омовение, кланяться Богу. Мы даже не сможем взять его с собой в духовный мир, его придётся бросить на границе, возможно, оно это чувствует, поэтому старается изо всех сил сопротивляться духовному развитию… Принимая обеты надо понимать, что сам акт принятия обета не означает, что я начинаю следовать аскезе с этой минуты. Нет, принятие аскезы – это результат следования этим ограничениям задолго до самого обета. Прежде чем принять обет, надо пожить с этой аскезой, надо попробовать себя в этой роли, надо утвердиться в правоте своего решения. Ведь если я не смогу следовать аскезе до принятия обета, я смогу подкорректировать аскезу до приемлемого уровня. Но если я уже принял обет, любое послабление превратится в падение. Не надо торопиться в принятии обетов, но и не надо с ними затягивать. Принимайте простые обеты регулярно, тренируясь в самой культуре принятия обетов. А с серьезными обетами поступайте серьезно. Пробуйте, смотрите на результат, советуйтесь со старшими, изучайте успешный и неуспешный опыт других преданных. Разумные учатся не на своих ошибках, а на опыте поколений. Подготовка к обету засчитывается как сам обет, а вот преждевременное принятие обетов может привести к депрессии и потере самоуважения. Действительно, когда мы даём обет ненадёжной личности, то с изменением отношений пропадает желание следовать обету. Поэтому супруги так часто изменяют друг другу. Сначала один нарушает обет, потом и второй думает, что теперь ему всё позволено. Поэтому все обеты надо давать самому Кришне. Он всегда останется нашим отцом, как бы мы себя не вели и что бы с нами не случилось. Только обет, данный Абсолютной Личности, способен принести абсолютную пользу. Абсолютная польза – это открытие в себе любви к Богу. Даже если нам кажется, что в нашем сердце этой любви нет, в действительности она есть, просто в нашем сердце накопилось слишком много препятствий для этой любви. Наше сердце завалено грехами, как кладовка старыми вещами. Если освободить душу от греха, можно найти там не только любовь к Богу, но и любовь ко всем живым существам и даже к своим врагам. Поэтому очищение своего сердца – самая интересная работа в этом мире, там можно найти столько всего интересного… И эта работа состоит в принятии обетов. Обет – это проверка, кто сильнее: мой разум или моё тело. Я не смогу справиться с грехами в своём сердце, если не буду сильнее своего тела, а это требует постоянной работы над своим сознанием. А проверка того, что сознание стало сильнее тела – это способность отказаться от того, к чему привык. Так обет помогает протестировать, в чьих руках сейчас находится власть: в руках тела или в руках разума. |