Не забывайте о Боге! |
Глава 8 текст 13 "Духовность - это битва за собственную душу ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Мы говорим о бескорыстии, потом что корыстный поступок вводит нас в зону действия кармы. Да, карма начинается с корыстного поступка, оставляя в нашем сознании результат в виде впечатления, которое на санскрите называется самскара. Он похож на наколку, но только не на грубом теле, а на тонком. Мы можем забыть о самом поступке, но это впечатление остается с нами навсегда. Так, делая наколку, человек через некоторое время уже даже не помнит, ради чего он ее делал, но эта наколка остается с ним на всю жизнь. И наше подсознание забито до отказа всевозможными впечатлениями из всех наших предыдущих жизней. С чем они конкретно связаны, мы никогда не вспомним. Но они будут преследовать нас из жизни в жизнь и избавиться от них будет совсем не просто. Однажды жил старый аскет. У него почти ничего не было: не было своего дома, не было имущества, не было денег, жены или детей. У него была только старая мятая кружка для зачерпывания воды — камандала. Однажды, когда он шел к ручью напиться, его обогнал мальчик, которой, подбежав к ручью, начал пить из пригоршни. Тогда аскет подумал и выкинул кружку... В йога-сутрах говорится, что все воспоминания хранятся в трех разделах нашего подсознания. Один раздел предназначен для приятных воспоминаний, другой раздел — для нейтральных, а третий — для неприятных. Все впечатления хранятся в трех холодильниках нашего подсознания до тех пор, пока по законам кармы не придет время какую-то их часть разморозить. И то, что было разморожено для этой конкретной жизни, называется прарабдха-кармой. Это и есть мое собственное тело, которое я вижу в зеркале. Мое собственное тело — это мешок проблем из прошлых жизней. Поэтому не стоит так уж собой гордиться. Оноре де Бальзак говорил, что, признавшись в своей слабости, человек становится сильным. Итак, размораживаясь, самскары порождают васаны — наши тенденции, склонности и желания, что в совокупности и называется человеческим психотипом. Астрология видит все эти склонности еще в момент рождения и может их описать для родителей, которые смогут начать воспитание с учетом знания особенностей своего чада. Ребенок рождается не с чистого листа, в нем из прошлого уже заложены определенные склонности. Некоторые из них проявлены ярко, а некоторые скрыты, поэтому иногда необходима помощь хорошего специалиста, который помог бы нам раскрыть собственные способности. Однако, давая мудрые рекомендации, не стоит забывать слова Джорджа Бернарда Шоу, который предупреждал, что добрые советы сильно напоминают касторку, их значительно проще давать, чем принимать... И однажды приходит время, когда определенная тенденция, васана, пробуждается окончательно и проявляет себя очень ярко. Это уже называется вритти. Вритти — это мое мировоззрение, моя парадигма, моя собственная внутренняя философия, сформировавшаяся под влиянием моих склонностей и желаний. И это не просто философия, это оправдательная философия. Она стоит на страже моих желаний, васан. Она изо всех сил оправдывает их важность и нужность. Мои тенденции создают философию жизни, и эта же философия их же и защищает. Этакая внутренняя круговая порука. Я должен постоянно доказывать себе и другим, что действую правильно. Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» Деточкин оправдывал свои угоны автомобилей? Притча Однажды Мулла Насреддин работал на огороде. Какой-то незнакомец спросил его: «Где дом Муллы Насреддина?» Насреддин ответил, что он в конце деревни второй слева. Незнакомец через некоторое время вернулся и спросил: «Почему вы мне сразу не сказали, что вы и есть Мулла Насреддин?» А Мулла ему ответил: «Так ведь ты искал не меня, а мой дом...» И, в конце концов, эта философия жизни приводит к тому, что я совершаю эгоистичный поступок, который и создает новое впечатление, новую самскару, что и замыкает круг кармы. Этот круг кармы под названием самсара, похож на большое колесо обозрения, которое, наверно, недаром назвали чертовым. Один круг в нем прокатится довольно интересно, но если вы не можете выйти из него и делаете 100 круг подряд, все становится очень скучным и неприятным. И уж настоящее сумасшествие — это попытаться как-то устроиться жить в этом круге, завести семью с девушкой из соседней корзинки, наладить обучение детей, устроится на работу... Нет, надо вырваться из этой западни, с виду похожей на развлечение, и пойти дальше к своему счастью. Да и сама жизнь не так длинна. В Ведах говорится: «Нарах будбуде саамах. Человеческая жизнь похожа на пузырек в воде...» И все это бесконечно крутится вокруг самой души, которая не имеет к этому никакого отношения. Душа несет в себе бесконечное блаженство — ананду, но в тюрьме этого круга кармы она просто не может его проявить. Если музыканту не дать инструмент, как он проявит свое искусство? Так и душа без любви к Богу не может проявить всю свою способность к блаженству. Поэтому материальный мир называют Дурга-дхамой, или тюрьмой материального существования. У этой тюрьмы четыре стены: рождение, болезни, старость и смерть. И если человек хочет вырваться из этого заключения, признаком такого желания будет сведение к минимуму наслаждения чувств или их разумное регулирование. Так, в тюрьме, если заключенный начинает вести себя хорошо, ему дают условно-досрочное освобождение... Если духовный путь истинный, он должен давать понятную и стройную систему, как разорвать этот круг кармы в течение одной жизни, иначе это и не путь вовсе, а очередной водоворот, затягивающий душу на дно материального существования. Ребенку могут подарить детский набор врача, но как бы он ни старался, все равно не сможет никого им вылечить. Духовность — это не игра, это серьезная битва за собственную душу с круговоротом рождения и смерти. Мы должны сами понять, что духовный путь — это полноценное решение наших проблем. Во времена кризиса посещаемость церквей серьезно возрастает. Но разумному человеку кризис не нужен, он должен прилагать духовные усилия и в абсолютно спокойной с материальной точки зрения обстановке. Делаем же мы прививки и зарядку тогда, когда абсолютно здоровы... Но, слава Богу, в йога-сутрах открывается секрет, какое звено в этой цепи самое слабое. Оказывается, это слабое звено — вритти, наша внутренняя философия. Именно она способна меняться и тем самым открывать нам выход из бесконечного колеса кармических поступков и кармических последствий. Все зависит от нашего миропонимания, и именно оно может меняться в ту или иную сторону. Притча Жили-были два брата. Один стал известным преступником, а второй — не менее известным благотворителем. Однажды журналисты задали этим братьям один и тот же вопрос: как ты стал таким известным? Первый ответил, что его детство было очень тяжелым, отец бил мать и его самого, поэтому кем он мог еще стать, кроме преступника. Другой брат ответил, что у него было очень тяжелое детство, отец все время бил мать и его самого, поэтому кем он еще бы мог стать, кроме благотворителя... Вначале я всегда уверен в правильности своих поступков, но, если я слушаю философию более счастливой, более разумной, более мудрой личности, это слушание начинает потихоньку менять мою точку зрения. И если в сердце того, кого я слушаю, хотя бы немного меньше корысти, хотя бы немного больше любви, если он хотя бы немного ближе к Богу, его философия будет более сильной и привлекательной, чем моя. А это значит, что, слушая такого человека, я смогу изменить свое мировоззрение, свою философию жизни, свою вритти, что повлечет и изменения всего круга кармы и, в конце концов, откроет выход на свободу. Философствованием занимается наш собственный разум, поэтому истинная йога — это йога разума. Разум человека находится ближе всего к самой душе, а потому и изменения в разуме оказывают такое сильное влияние на душу. Фактически даже на какой-то части пути духовного развития мы думаем о себе, как о разуме, а не как о душе, настолько близко они находятся друг к другу. Поэтому именно с помощью разума я и смогу разрушить свои ложные концепции, которые называются ложным эго. С кем поведешься, от того и наберешься. Нам же надо «повестись» с собственным разумом. Ложное эго — это отождествление себя с тем, что мне нравится, с тем, за что я себя принимаю, с тем, за что я собой горжусь, со своими достижениями, со своим полом, со своими детьми, с национальностью, с должностью, с возрастом, со специальностью. Я вкладываю свое сердце, свою душу в свои достижения и потом без этого просто не могу жить. В результате моя душа везде, но сам я оказываюсь без души, сам я чувствую пустоту и одиночество. Продать свою душу дьяволу не так сложно — надо думать о себе не как о душе, а как о теле и всем, что с ним связано. Поэтому каждый раз, когда я что-то теряю из того, с чем себя отождествляю, я испытываю ужасные страдания, мне кажется, что я потерял сам себя. Так, раньше жена настолько любила своего мужа, что не жила после его смерти больше трех лет. После потери того, во что я вложил свою душу, мне кажется, что я потерял сам себя и жить больше нет никакого смысла. Иногда мы вкладываем душу в полнейшую ерунду, носки или спички и, потеряв их, не можем спокойно спать, пока не найдем. Но в действительности все не так, как мы себе представляем. Я — целостная душа, поэтому мне надо вновь собрать себя в единое целое и перестать страдать от страха потерять часть самого себя. И собрать себя можно только с помощью разума, поняв, что когда я свою вечную душу отождествляю с временными явлениями этого материального мира, я теряю свою духовную природу и начинаю страдать. Попробуйте дать ребенку игрушку и тут же ее отобрать. Он будет плакать. Почему? Потому что он за одну секунду общения стал считать эту игрушку частью самого себя и, оставшись без нее, начал испытывать настоящую боль. Но он даже не знает, как называется эта игрушка... Наша душа целостна по своей природе, а значит нам ничего не надо для счастья внешнего. Счастье — это понимание, что я никогда не смогу потерять настоящую любовь, любовь на духовной платформе, любовь к Богу и его детям, так как эта любовь так же вечна по своей природе, как и сам Бог. Как я могу потерять любовь к Богу, если Бог находится прямо в моем сердце? Как я могу потерять любовь к другому живому существу, если я вечно связан с ним через Бога? И для того, чтобы это ощущение вечной любви не пропадало, надо строить отношения, видя в сердце каждого, вечную душу и самого Бога — Параматму, который находится рядом с его душой. Человеческое тело того, кого я люблю, может умереть в любой момент. Но тот же самый Бог, который был в его сердце, идет вместе с ним в другое тело. И этот же самый Бог находится и в моем собственном сердце. Поэтому мы вечно связаны через Бога в сердце, и эту связь невозможно потерять, если мы, конечно, сами этого не захотим. Наши отношения могут продолжаться столько, сколько нам хочется. Бог в сердце подобен отцу, на день рожденья которого собираются все его дети, которые между собой могут быть в напряженных отношениях. Но отец объединяет всех своих детей, если, конечно, они готовы проявить свою любовь к нему. Только на основе любви к единому отцу, можно достичь взаимопонимания между живыми существами в этом мире. И даже страх смерти уходит от меня навсегда, так как ничто не может убить мои отношения с Богом, а через него и отношения со всеми остальными душами этого мира. |