Не забывайте о Боге!

Глава 8 текст 15

" Душа не имеет ничего общего с временным ... "

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Этот мир – одна сплошная идеализация. Мы постоянно и решительно ищем идеального партнера, идеальную работу, идеальное место для жизни. В конце концов, нам хочется купить идеальный холодильник и даже идеальный будильник, чтобы будил вовремя, но не противно. Однако основная проблема в этом направлении исходит из поиска ИДЕАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Я думаю, что заднее место наискосок от водителя – это самое безопасное место, но в Гималаях может засыпать огромными камнями всю машину целиком, на каком бы месте мы не сидели. Совсем недавно внизу у Кедарнатха мы видели, как водитель припарковал свою машину и вышел на пару минут купить овощей, но когда он вернулся, на месте его машины лежал большой камень, превративший его машину в фотографию.

Или я думаю, что кирпичный дом безопаснее деревянного, но во время землетрясения в Нефтегорске я видел, как уцелели именно деревянные, плохие, дешевые дома, хозяева которых, не веря своим глазам, смотрели на железобетонный город, просто сложившийся, как карточный домик. А совсем не пострадали те, кто в эту ночь ночевал в палатке на рыбалке. Их дом был самый бедный, холодный, без ванны и туалета, но они не получили даже царапины, а некоторые даже не заметили само землетрясение...

Я думаю, что одна страна безопаснее другой, один город безопаснее другого, один район города безопаснее другого, одна улица безопаснее другой. Но великая тайна этого мира состоит в том, что здесь везде одинаково опасно, если я ЖИВУ КАК ТЕЛО, А НЕ КАК ДУША. Да, любое материальное тело будет уничтожено, так как оно состоит из атомов, имеющих период полураспада и полного распада. Мы все распадаемся. Каждый день у нас выпадает 150 волос и отмирает полкило других клеток организма. Мы уже много раз поменяли старое тело на новое в течение одной жизни, и ничего страшного не произошло, просто во время смерти видно, как это происходит, а в течение жизни – нет.

Поэтому, может быть, я всех расстрою, но смертность составляет 100% в любой стране, в любом городе, в любом районе города, на любой улице и в любом доме. Смертность стопроцентная и среди богачей, и среди бедняков, и среди больных, и среди тех, кто ведет здоровый образ жизни. В этом мире просто в принципе нет безопасного места, и создать его своими руками тоже невозможно. Каждый сантиметр материального мира несет в себе смертельную опасность, если я думаю о себе как о части материального мира, созданного из элементов таблицы Менделеева.

И выход из этой на вид безнадежной ситуации есть, он описан в Бхагавад-гите и состоит в умении жить посреди материального мира не как его часть, не как материальное тело, которое тоже смертно по самой своей природе, а как вечная душа, наполненная счастьем, знанием и любовью к Богу. Но что значит жить как душа? В ведах объясняется этот секрет счастья, который и состоит в понимании отличия телесной деятельности от духовной. Этот секрет состоит в том, что человек становится счастливым не тогда, когда он пытается изо всех сил удовлетворять желания своих чувств, что и можно назвать грубой материальной деятельностью, а тогда, когда он учится их разумно ограничивать, ради своего духовного прогресса, ясно давая понять телу, что душа занимает в нем главенствующее положение. Кто, в конце концов, главный, тело или душа? И так как душа вечна, а тело нет, поэтому душа занимает более важное положение, и тело должно ее слушаться, ну или хотя бы для начала прислушиваться...

Это похоже на воспитание детей. Добросовестные родители должны обучить их ограничивать себя на основе понимания отличия полезного от неполезного, правильного от неправильного, хорошего от плохого. Их надо этому научить ради их же собственного счастья. Невоспитанный ребенок рано или поздно не сможет проконтролировать свои желания и совершит нехороший поступок, возможно, даже греховный, иногда он может просто попасть в тюрьму. Да, воспитанный ребенок получит меньше чувственных наслаждений, но зато он все время будет в безопасности, во всяком случае, родители могут быть спокойны: по своей собственной глупости он в неприятную историю точно не попадет. Да, у него будет меньше конфет, зато у него не будут болеть зубы, и, в конце концов, он станет свободным, ну или не сядет в тюрьму...

Помните преступника, который был осужден на высшую меру наказания и попросил устроить ему свидание с собственной матерью? Она пришла, он попросил ее нагнуться, чтобы что-то прошептать на ухо, а сам его откусил. Его мать была в ужасе, а он ей сказал простые слова: если бы ты научила меня в детстве контролировать свои желания, я бы не сидел теперь в ожидании расстрела. Да, сейчас популярна теория, что ребенку можно позволять абсолютно все, чтобы он ни в чем не нуждался, но в первую очередь он нуждается в умении контролировать свои дурные желания.

Притча

Один царь выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался великолепный эскорт, стоял какой-то мудрец.
– Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю жизненно важный совет, – крикнул он проезжавшим.
Царь приостановил коня и спросил:
– Мудрец, и какой же это совет ты так дорого ценишь?
– Хороший, – ответил тот. – Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню монет, и я тотчас скажу его тебе.?
Царь выгреб из своих карманов все золото, которое там оказалось, кинул мудрецу и весь превратился во внимание, ожидая услышать что-либо ошеломляюще мудрое.
Мудрец, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал:
– Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие.
Тут и вельможи, и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Давясь, сквозь смех они начали хвалить мудрость дервиша, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир.
Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:
– Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, следует хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что иногда приводит к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!
С этого дня царь решил никогда не забывать совет мудреца и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого показалось ему мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда.?
С тех пор прошло некоторое время. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить царя. Заговорщик подкупил придворного лекаря, пообещав, что назначит его великим визирем, если он сделает царю очередное кровопускание отравленным скальпелем.
И вот настал этот день, уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в ту самую секунду, когда лекарь готов уже был коснуться султана отравленной сталью, в глаза ему бросились слова, выгравированные на дне блюда: "Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия".?
И тут до бедняги лекаря дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать царем, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля.
Царь тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.
Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Царь же призвал к себе своих приближенных, тех, кто был с ним, когда абдал подарил ему свой совет. Когда все собрались, султан спросил их:
– Ну как, вы по-прежнему смеетесь над словами мудреца?

Так и в нашей жизни мы забываем, что большинство из наших усилий будут уничтожены временем и смертью физического тела. Поэтому надо не забывать творить дела духовные, результат которых остается с нами навсегда.

Да, то, что не ограничено, несет в себе смерть, как ничем не обозначенная тоненькая тропка над пропастью в Гималаях. А значит надо постоянно учиться разумно, ограничивать себя во всем, что и принесет избавление от страха. Недавно я стоял на балконе 20-го этажа в Нью-Йорке и даже облокотился на перила. Почему у меня не было страха? Да, потому что были серьезные ограничения. Или на горной реке есть специально ограниченный места для омовения – гхаты. Не дай Бог купаться в горной реке в неположенном месте, даже труп в этом случае могут не найти. Горное течение способно унести даже огромного слона. Но на гхате протянуты железные цепи, держась за которые миллионы людей принимают омовение в бушующем потоке. Так и духовный путь, на первый взгляд, очень строгий, но в действительности с помощью этих ограничений он избавляет человека от всех его основных внутренних страхов. Это тайна восточных духовных трактатов.

Или возьмем пример с едой. Если я способен ограничить количество принимаемой пищи, тогда она переваривается полностью и идет мне на пользу, делая меня сильным, здоровым и счастливым. Если же я переедаю, тогда эта пища не переваривается, а превращается в яд, убивая мое тело и делая меня слабым, больным и несчастным. Так, например, сладкое и жареное очень вкусное, но ради собственного здоровья лучше себя в этих видах пищи ограничивать. Поэтому говорят: положи себе столько, сколько хотят глаза, затем отдели половину – и это будет столько, сколько надо желудку. Ведь глаз два, а желудок один...

Да, это, конечно же, первичное избавление от страха, но оно нам крайне необходимо, чтобы почувствовать истинность духовного пути. Умение себя контролировать – это медленный, но верный путь от телесного мировоззрения к духовному. Так, если я контролирую автомобиль, он привезет меня к цели, если же я не справлюсь с его управлением, он станет причиной моей гибели. Так на входе в тюрьму можно написать большой плакат: «Они не справились с управлением своим телом»...

В йога-сутрах говорится, что страх смерти, который присутствует у каждого живого существа, говорит о том, что мы уже не раз проходили эту далеко не приятную процедуру смены одного тела на другое. Это означает, что тело смертно, а душа в этом теле – нет. Просто невозможно боятся того, чего раньше не испытывал. Так старое поколение часто говорило нам: лишь бы не было войны. А новое поколение может запросто играть в пейнтбол, не испытывая никакого страха. Просто они войны не видели. Мы не будем бояться красного карандаша, пока какой-нибудь красный карандаш не станет причиной нашей смерти. И так как человечество придумывает все новые и новые формы смерти, то и врожденных страхов у человека становится все больше и больше.

Но сами по себе страхи несут в себе очень важное философское послание о вечности души и бренности тела, в котором эта душа находится. Это послание и расшифровывается в величайшем философском произведении мира Бхагавад-гите, которая объясняет, что избавиться от страха смерти можно только если сначала избавиться от невежества. Зачастую мы боимся изучать духовные трактаты, так как думаем, что окружающие люди плохо о нас подумают, посчитают, что мы не в себе, что нам промыли мозги. Но в действительности современный человек оценивает то, что он видит, с позиции своих дурных привычек, фактически с позиции своего греха. Так чего мы боимся, что греху не понравится наше изучение святости? Конечно, ему это не понравится, но мы-то тут причем? Более важно, что о нас подумают мудрецы, да и сам Бог. А они-то уж точно будут довольны нашими духовными поисками.

Невежество – это неправильное понимание устройства мира, когда я временное принимаю за вечное, вечное за временное, грязное за чистое, а чистое за грязное. Когда я себя ставлю в центр мироздания, а Бога стараюсь вообще не замечать. Правда, есть одна проблема: в мире людей очень трудно стать богом, потому что другие боги тоже претендуют на это место. Человека, идущего к Богу, называют йогом, а того, кто уходит от Бога, называют бхогом. Разница всего в несколько букв, а результат жизни полностью противоположный...

С неправильным пониманием мироустройства я живу так, как будто никогда не умру, а все, что мне нравится, я считаю правильным и абсолютно чистым. Но самое главное заблуждение состоит в том, что я до сих пор ожидаю полноценного счастья от чувственных наслаждений. К сожалению, просто невозможно получить полноценное счастье от того, что неминуемо заканчивается. То, что вот-вот должно закончиться, может принести только страх, горе и разочарование. Любовь, деньги, жизнь, молодость, здоровье – все это очень быстро заканчивается, а значит, в результате приносит много страданий.

А душа не имеет ничего общего с временным, поэтому до тех пор, пока мы пытаемся наслаждаться телесным способом, а значит временным, мы будем испытывать страх и горе. Такое неправильное мировосприятие приводит к тому, что я неправильно понимаю свое положение в этом мире. Так появляются такие психические расстройства, как гордость, жадность, гнев и вожделение. Если я не ставлю себя в центр мира, если я не считаю себя Богом, эти негативные качества характера просто не могут распуститься в моем сердце. Значит, я сам активно поливаю не розы, а кактусы. То, что мы поливаем, то и вырастет в саду нашего сознания. Но пока нас больше интересует разведение колючек...

Этот мир создан для моего перевоспитания, а я начинаю думать, что он создан для моего наслаждения. Студент тоже так думает на первом курсе, пока, наконец, не понимает, что его тоже просто отчислят. Так и к человеку приходит кризис средних лет, когда он, наконец, понимает, что эта жизнь – не парк развлечений, а место очень серьезной работы над самим собой, над своим характером, над чистотой собственного сердца.

Так, раньше для воспитания применялись розги, но, не понимая их предназначения, ребенок некоторое время игрался с ними, как с игрушкой. Пока этой игрушкой его как следует не отшлепывали. Так же мужчина и женщина думают друг о друге, что это игрушка для моих чувств, но в один прекрасный момент эта игрушка превращается в инструмент воспитания. Но нас это не останавливает, и мы начинаем искать другую игрушку, опять забывая о том, что это просто очередной урок. В трактатах говорится, что нельзя весело разговаривать с царем, женщиной или святым. За неправильное восприятие этих объектов, за попытку использовать их для собственного наслаждения, как игрушку, приходит самое суровое наказание.

Что же делать? Неужели все в этом мире одно сплошное наказание? Нет, веды дают секрет, как наказание трансформировать в поощрение. Если те трудности, которые приходят в мою жизнь, я воспринимаю с благодарностью, как урок, который должен сделать меня мудрее и счастливее, то наказание в этот момент превращается в благословление. Поэтому первое, чему надо научиться в этом мире, – это благодарности за наказание, за урок, за трудности. Это великая алхимия разума, превращающая черное в белое, плохое в хорошее, временное в вечное.

Как узнать, что я действительно благодарен, а не сентиментален? У благодарного человека нет злобы. Мудрецы говорят, что отгонять от себя злобу – это отгонять от себя беду. Злой человек всегда себе приносит больше вреда, чем тому, на кого злится. Поэтому злоба со всех сторон невыгодна. Настоящая выгода - это путь духовного развития. Так эта выгода не временная, а вечная.

Когда в семье рождается великий святой, получают освобождение его предки и потомки в сотнях поколений. Когда в семье рождается стабильный верующий, то получают освобождение его предки и потомки в 14-ти поколениях. Когда в семье появляется даже слабый верующий, получают освобождение его предки и потомки в трех поколениях. Получить выгоду с расчетом на три жизни невозможно никаким другим экономическим способом...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика