Это один из самых важных стихов для всех тех, кто занят мирскими делами, ходит каждый день на работу и заботится о своей семье. Только посмотрите, здесь не говорится, что надо во что бы то ни стало отказаться от своих обязанностей, оставить семью, бросить работу, учебу, перестать платить налоги и уклониться от службы в армии. Вовсе нет, человек может абсолютно спокойно продолжать выполнять свои мирские обязанности, и в этом не будет проблемы, если одновременно с этим он будет выполнять и свои духовные обязанности, а значит, будет думать о Боге и молиться Богу.
Сосредоточить свой ум легче всего на форме Кришны, которая естественно притягивает ум человека. Это форма, о которой можно думать бесконечно. Соответственно и молитвенная практика для формы Кришны состоит из повторения его имен и называется харе-кришна маха-мантрой: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Медитация на эту форму позволяет полностью очистить свое сознание и войти в состояние полного сосредоточения на духовном – в самадхи. В таком состоянии можно спокойно умирать, так как в этом случае смерть становится прекрасной. Почему? Потому что, если в момент смерти душа переходит в мир прекрасный, то и смерть становится прекрасной, а если душа переходит в мир ужасный, то и смерть становится ужасной трагедией.
Да, точка смерти проверяет, на что мы медитировали всю свою жизнь. Если мужчина всю свою жизнь думал о женщинах, то в момент смерти он переходит в мир женщин, просто рождаясь женщиной. Теперь он будет всегда в теле женщины, ему же так этого хотелось. Вот желание и исполнилось, теперь он может делать со своим женским телом все, что хочет. Разве это не ужас? Это просто кошмарный сон.
Поэтому в духовных трактатах так много говорится о чистоте мышления. Человек должен выполнять разнообразные материальные дела, но в своем сознании он должен сохранять память о форме Верховной Личности Бога, самой чистой форме для медитации. Тогда, несмотря на оскверняющее влияние материальной деятельности, его сознание будет постоянно очищаться.
Чистота внутри должна быть сильнее грязи, находящейся снаружи. А сохранять и поддерживать внутреннюю чистоту можно только одним способом – посредством мантра-медитации. Повторение мантры – это омовение своего тела изнутри. И эта внутренняя чистота важнее чистоты внешней. Да, иногда у нас нет возможности совершить омовение водой, но омовение мантрой надо совершать во что бы то ни стало, потому что мантра у нас внутри и никто не может ее у нас забрать.
Память о чистом не просто делает нас чистыми, память о чистом ещё и делает нас сильными, а значит, помогает преодолевать те препятствия, которые раньше нам казались непреодолимыми. Мы молимся Богу, чтобы он помог нам, и Он приходит в виде очищения, как результат памятования о нём. Эта сила чистоты позволяет нам отказываться от всех своих дурных привычек, что является признаком выхода из-под влияния материальной природы.
Помните миф об Орфее и Эвридике? Очень интересная история.
На севере Греции однажды жил известный певец Орфей. И, как водится, за его душевные песни полюбила его красавица Эвридика. Через некоторое время они поженились. Но счастье их было недолгим. Однажды Орфей и Эвридика пошли в лес. Орфей пел свои песни, а Эвридика собирала цветочки. Незаметно она отошла достаточно далеко от мужа, и вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, прямо в её сторону.
Будучи пугливой женщиной, она сильно испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, и случайно наступила в змеиное гнездо. Змея, не задумываясь, её ужалила и Эвридика громко закричала от боли и упала мёртвой на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но, прибежав, он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство мертвых.
Орфей страшно горевал. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой. Проходили ночи и дни, но Орфей так и не мог утешиться, с каждым часом его печаль росла всё больше и больше.
Наконец он сам стал призывать Смерть, чтобы она забрала и его, так как жить в таком горе было уже просто невозможно. Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых. Он долго искал вход в подземное царство и, наконец, в одной глубокой пещере нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых. На берегу стояли тени мертвых и ждали своей очереди, чтобы навсегда переправиться в царство мертвых.
От противоположного берега отделилась лодка: это перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми мертвецами. Харон молча причалил к берегу, и тени мертвецов покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона, чтобы он взял и его, но Харон отказал ему, сказав, что имеет право перевозить только мертвых, а живым на том берегу делать нечего. Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но в этот момент Орфей жалобно запел. И, видно, такая тоска была в его песне, что Харон не выдержал и согласился перевезти его на другой берег.
Там, в царстве мертвых он нашел дворец повелителя подземного царства Аида и попросил с ним увидеться. Ему разрешили и привели в зал, где высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона. Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились его прислужницы, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела. В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом. Только младший брат бога Смерти - бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали. Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался.
Наконец певец замолк, и после долгого молчания расчувствовавшийся Аид поблагодарил Орфея за его песню и пообещал исполнить любое его желание. Орфей, не помня себя от радости, сразу же попросил Аида вернуть ему его Эвридику. Ведь она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила...
Аид согласился, но выдвинул одно условие: «Ты не должен видеть её, пока окончательно не выйдешь на белый свет. Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти твоя Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься - потеряешь её навсегда!»
Орфей всё понял и быстро отправился к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики летела за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю. Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг. Но позади было так тихо, что Орфей стал волноваться, а точно ли Эвридика идёт за ним, вдруг она где-то отстала или заблудилась? Орфей так разволновался, что, забыв обо всём на свете, оглянулся и увидел, как тень его возлюбленной улетает обратно в царство мертвых…
Так и в духовной жизни, раз уж мы решились идти по этой дороге в духовный мир, значит, не надо оглядываться на царство мертвых, не надо жалеть о материальных радостях, не надо вспоминать о надеждах, планах и мечтах, надо полностью погрузиться в размышления о мире вечности, знания и блаженства. И пока желание оглянуться назад не ушло из моего сердца, я не должен расслабляться и думать, что опасность миновала. В любой момент я могу обернуться и потерять все, что с таким трудом достиг в результате духовной практики. И спасти от этого падения может только общество мудрецов, которые всегда готовы прийти мне на помощь и поддержать в минуты слабости, объяснив призрачность материального бытия.