Не забывайте о Боге! |
Глава 8 текст 8 " ... очистить сердце нужно прямо сейчас, а не в момент последнего "таможенного досмотра" ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru В этом стихе дается сущность абхьяса-йоги, которая призвана занять наши чувства наилучшим образом. Это происходит во время повторения мантры, что автоматически задействует сразу несколько частей нашего тела: уши, язык и ум. Кроме того, в этом процессе участвуют руки, ведь надо перебирать бусины на четках. Да и все физическое тело должно быть в тонусе, чтобы не уснуть во время этого процесса. Так или иначе, всем частям нашего тела приходится поднапрячься, чтобы процесс мантра-медитации происходил гладко и сконцентрировано. В чем же основная проблема мантра-медитации? Основная проблема не в физическом теле, а в нашем собственном уме. Тонкое всегда управляет грубым, так и если наш ум ведет себя неверно, то и все остальные части нашего тела не смогут сосредоточиться на повторении святых имён Бога. А ум может быть сконцентрирован только в том случае, если его ничто не раздражает. А раздражать ум может только поведение других живых существ. Посмотрите, сколько проблем может создать один маленький комар в темной комнате. Так недавно мне один друг объяснял, почему в деревне так легко вставать рано утром – мухи спать не дают… Именно по этой причине Бхактивинода Тхакур советовал кроме основных религиозных обетов принять еще один дополнительной обет. Нам кажется, что и так обетов достаточно много, но ачарьи предупреждают нас, что без этого дополнительного обета будет трудно следовать всем остальным. Это похоже на то, как мы покупаем в магазине какую-то дорогую вещь, но в придачу к ней надо купить еще множество сопутствующих товаров. Так если купить видеокамеру, то вам придется купить и треногу, и сумку, и защитное стекло, и запасной аккумулятор и ещё много чего важного. И что же это за обет такой, кто уже догадался? Да, это обет никогда не оскорблять верующих людей, никогда не оскорблять преданных, никогда не оскорблять садху. Садху – это представители Верховной Личности Бога, Адхиягьи, того, кто принимает все наши аскезы и жертвоприношения. Поэтому, когда мы оскорбляем этих представителей, мы лишаемся всех плодов своих аскез и жертвоприношений, тем самым теряя силу противостоять своим не только глупым, но даже и греховным желаниям. А это очень и очень опасно. Теряя духовную силу, мы обречены вернуться к бесконечной борьбе за существование, к борьбе за еду, за спокойный сон, за деньги и тому подобные реальности материального бытия. Оскорбляя, я отказываюсь от санкиртана-лилы и возвращаюсь в джада-лилу - в игры кошек и собак. Поэтому мудрецы говорят, что в этом мире все можно и даже нужно терпеть, кроме оскорбления преданных. И так как мы все равно время от времени с этим сталкиваемся, надо постоянно просить прощения у всех преданных как словом, так и в уме. Это хороший способ быстро справиться с проблемой, так как большинство наших проблем являются следствием неправильного поведения по отношению к другим. Отношения с преданными носят боле глубокий характер, чем отношения материалистов. Даже в материальных связях есть более серьезная глубина, чем уровень только одной жизни. Так в философии семейных отношений говорится, что муж и жена проведут вместе не одну жизнь, а целых семь. Это значит, что надо воспринимать отношения как нечто большее, чем временные связи, которые можно легко порвать. Нет, разрушить начавшиеся отношения не так-то просто. Даже совершив оскорбления, мы не разрушим отношения, а будем вынуждены снова встретиться и ответить за это неприглядное поведение, зачастую получив карму через того самого человека, которого мы обидели в прошлом. Фактически, оскорбления не разрушают отношения, а закрепляют их, делая связь еще более жесткой, завязывая узел ещё крепче, правда это уже не просто узел - это узел, который давит нам на горло, мешая дышать… Поэтому любого человека, начавшего свой путь обратно к Богу, надо воспринимать как того, с кем мы будем вместе вечно. Поэтому и отношения надо строить на основе вечных принципов, на основе вечной любви, на основе вечной дружбы, вечного уважения, вечного служения. Духовный мир – это не хитрая возможность поменять тело до неузнаваемости и больше никогда не видеться с теми, кого я обидел в мире материальном. Духовный мир – это не карнавал, где все переоделись и не хотят узнавать друг друга, играя придуманные роли идеальных личностей. Нет, мы должны вести себя в этом мире так, чтобы было не стыдно встретиться в мире духовном, а мы все там будем, во всяком случае – это суть нашей веры. Если же я думаю, что духовный мир защитит меня от взаимоотношений с теми, кого я знал раньше, это значит, что я нуждаюсь не в духовном мире, а в спасительном брахмаджьйоти, который ослепит каждого и не даст понять, кто есть кто. В какой-то мере там действительно можно спрятаться от всех, кого я знал раньше, но решит ли это проблему, вот в чем вопрос. Всё-таки лучше жить так, чтобы потом не было мучительно больно за те отношения, которые я развивал на протяжении всей своей жизни. Разум есть у каждого живого существа, но это не значит, что он у всех действует по одной схеме. В соответствии с различными желаниями каждое живое существо получает и соответствующий разум. Как тело мужчины значительно отличается от тела женщины, так и разум одного человека значительно отличается от разума другого человека. И в духовной жизни разум тоже может проявлять себя по-разному, что позволяет человеку развивать различные отношения с Богом. Но самое интересное, что материалисту тоже нужен разум. Причем ему нужен особенно сильный разум – так как совсем непросто доказать себе и другим, что Бога нет, этот мир произошел случайно, а мы все здесь просто соединение атомов и не более того. Да, для того, чтобы не верить в Бога, зачастую надо иметь более сильный разум, чем для того, чтобы в Бога поверить. Поэтому не так просто переубедить атеиста до тех пор, пока он не почувствует присутствие Бога в каком-то явлении, например в прасаде, медитации или священном трактате. Если духовного опыта нет, зачастую просто бесполезно даже разговаривать на духовные темы, так как в этой войне разумов выиграть далеко непросто. Поэтому будьте разумны и всегда начинайте общение с чего-то приятного и понятного, например хорошего праздничного пира из освященной пищи. Итак, мы разобрались в том, что невозможно попасть в мир вечности, неся за пазухой временные проблемы. От них надо избавиться еще по эту стороны реки смерти, иначе с ними не переплыть, уж очень они тяжелы и могут утопить нас посередине реки, где очень сильное течение. Кроме того, когда мы увидим саму смерть, великого Ямараджа, говорится, что его взгляд настолько пронзительный, что все наши грехи и проблемы сами выскакивают из нашего тела и сбившись в кучку дрожат от страха. Так что ничего спрятать не получится, поэтому очистить сердце надо прямо сейчас, а не во время последнего «таможенного досмотра». Индийская притча Однажды вечером Акбар и его советники сидели в саду и толковали о государственных делах. В это время Тансен начал настраивать свою саранги (скрипку). Все повернулись к нему, государственные дела были отложены. Тансен заиграл чудесную мелодию, и падишах, опершись на подушки, стал наслаждаться прекрасной музыкой; советники и придворные не могли удержать восторга: то и дело раздавались возгласы радости и восхищения. |