Не забывайте о Боге! |
Глава 8 текст 9 "Смотреть на себя, как на слугу БОГА ..." Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru Этот стих учит нас, как надо медитировать на Абсолютную Истину. И первое, что об Абсолютной Истине надо думать, как о личности. О пустоте, в принципе, невозможно думать: мысли о пустоте так же пусты, как и сама пустота. Одном словом, пустое это занятие — думать о пустоте. Размышления о пустоте называются бесконечно трудными, а медитация на Личность Бога — простой и бесконечно приятной. И в этом стихе описаны основные качества Верховной Личности, Абсолютной Истины. Ее называют кави. Это значит, что ей известно абсолютно все – и прошлое, и настоящее, и будущее. В связи с этим Верховную Личность называют всеведущей. Современному человеку очень хочется тоже стать хоть в чем-то верховным, поэтому всех так интересует прошлое и будущее, но в действительности, человека интересует не прошлое и не будущее, человека интересует, почему его не назначили Богом… С другой стороны, Абсолютная Истина является источником вечной молодости, но так же ее называют и наистарейшим существом, так как она является источником всего, а источник всегда старее того, что из него исходит. Он — верховный повелитель Вселенной, хранитель мироздания и наставник человечества. Одним словом, Абсолютная Истина – это наш вечный отец, а мы все его вечные дети. Абсолютную Истину называют меньшей неимельчайшего. Размеры индивидуальной души составляют всего одну десятитысячную часть кончика волоса, но Абсолютная Истина так непостижимо мала, что входит в сердце этой крошечной частицы. Мудрецы говорят, что Бог может войти в атом и идти пешком до его центра 6 часов. Даже не пытайтесь понять это своим умом. Так, проникнув в сердце крошечного живого существа, Абсолютная Истина в форме Сверхдуши направляет и наблюдает все его действия. Мы должны испытать все последствия своей деятельности, и Сверхдуша из сердца вызывает в нас нужные желания, чтобы эта карма осуществилась. Если пришло время нашему дому сгореть, а нам остаться в живых, значит, в этот момент нам захочется прогуляться в кино… Но, несмотря на то, что Абсолютная Истина принимает такие маленькие размеры, Она в то же время контролирует все мироздание. Именно Она управляет движением планет в любой части Вселенной. С точки зрения муравья, директор тракторного завода — это точно Бог. Так и нам нелегко понять, как Абсолютная Истина управляет движением всех планет в материальном мире, но это и не нашего ума дело. Поэтому Абсолютную истину называют словом ачинтйа, что значит «непостижимый». Aчинтйа означает, что Абсолютную истину невозможно понять, используя логику и философские рассуждения. Абсолютную истину можно понять, слушая о ней из уст мудрецов, осознавших отличие души от тела. Никой другой способ не позволит понять мир духовный, который во много раз сложнее мира материального. А что мы поняли в этом мире? Да абсолютно ничего… Веды наполнены всевозможными суждениями, одни из которых являются принципиальными, а другие вторичными. Мы принимаем принципиальные суждения как неизменные, а вторичные — как фактор практичности. Это значит, что вторичные суждения могут изменяться в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Некоторые правила действуют в рамках какой-то одной ситуации, а другие правила могут распространяться на пол человека, на период времени, на страну, на сезон года или на отдельно взятую планету. По этой причине мы принимаем принцип практичности – это значит, что основные правила и предписания мы, не меняя, стараемся применить в своей реальной жизни так, чтобы это способствовало нашему прогрессу и счастью других живых существ. А если встречаем эффект разнообразия в священных трактатах, то не видим в этом противоречия, а видим многообразие вариантов проявления законов Бога. Для нас понятны принципиальные законы кармы, а способы их проявления бесконечно разнообразны и непостижимы. Поэтому мудрец, увидев многообразие Абсолютной Истины, входит в состояние восторга, а глупец начинает сомневаться и находить противоречия. Итак, Абсолютная истина контролирует весь этот мир, а мы должны контролировать себя. Это называется самосознанием. Сам этот мир предназначен для очищения через деятельность. Невозможно просто отстраниться от материи и перейти в духовную реальность. Нет, путь в духовный мир лежит через умение одухотворять свои ежедневные обязанности. Это и является частью абхъяса-йоги, которая описывается в восьмой главе Бхагавад-гиты. Притча Однажды один монах подумал: «Я хочу быть похожим на ангелов. Они ничего не делают, кроме созерцания великолепия Бога». В ту же ночь он оставил монастырь и отправился в пустыню. Неделю спустя он вернулся и стал проситься обратно. Стражник в воротах услышал его стук и спросил, что ему нужно. С чего начинается самосознание? Оно начинается с самоконтроля, а самоконтроль начинается с управления собственным взглядом. Мы начинаем соприкосновение с этим миром через взгляд. И мы оскверняемся этим миром через взгляд. Мы не столько трогаем этот мир руками, сколько трогаем его глазами. Руками так много не потрогаешь, а вот взглядом можно даже к звездам прикоснуться. Поэтому в Ведах говорится, что вожделение спрятано в глазах человека, об этом легко догадаться по вторичному признаку вожделения – гневу. Гнев – это неудовлетворенное вожделение и он выходит сначала из глаз человека. В былые времена некоторые монахи сами выкалывали себе глаза, чтобы не вернуться к материальной жизни. Поэтому самосознание – это перестать смотреть вовне и начать смотреть внутрь самого себя, на свою Душу, на Бога в сердце. А смотреть на себя – это значит смотреть на себя как на слугу Бога, если я об этом забуду, то стану смотреть на себя, как на самого Бога. Но Богом не стать, даже если думать о себе, как о Боге. Можно либо смотреть на себя как на слугу Бога, либо сойти с ума, думая иначе. Так, однажды один йог сидел и медитировал в горах, представляя себя Богом. Он думал, что, если захочет, может исполнить любое свое желание. Но однажды у него заболел живот. Он попытался встать, но от боли не смог. Тогда йог понял, что ему нужна лошадь, чтобы доехать до ближайшего врача. Тогда он стал представлять себе лошадь, и действительно его желание исполнилось: из-за кустов вышла лошадь. Но тут он увидел, что не так все просто, это была беременная кобыла, которая разродилась прямо перед ним и ускакала. Йог понял, что его желание исполнилось, но теперь этого жеребенка ему надо нести на руках к врачу. Этим слуга Бога отличается от самого Бога: все наши желания исполняются, но так, чтобы мы поняли, что мы не Боги, а его слуги. |