Не забывайте о Боге!

Глава 9 текст 17

"Что такое ответственность? ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Сегодня мы поговорим о различных уровнях понимания реальности. Мы слышали о том, что в этом мире существует много измерений, но в действительности все они присутствуют прямо в нашем сознании. И мы можем не только настраивать себя на какой-то один из видов восприятия, мы обязаны переходить с одного вида восприятия на другой, так как в этом мире нет статики, а это значит, что если я не развиваюсь, значит, я автоматически деградирую. Состояние сознания можно сравнить с рекой. Чем выше мы хотим подняться против течения к ее источнику, тем больше усилий надо прилагать. А если отпустить весла и просто смотреть по сторонам, то нас снесет в самый низ. Для того чтобы деградировать, вообще никаких усилий не надо, просто сиди и ничего не делай.

И сегодня мы собрались для того, чтобы поработать над своим сознанием. И работать мы будем с помощью лучшего трактата о йоге – Бхагавад-гиты. Есть разные йогические трактаты. С помощью одних можно настроить пространство, в котором мы находимся, – это трактаты по йоге архитектуры васту-шастра, или фен-шуй. Есть трактаты для тела – это аюрведические трактаты о здоровье. Есть трактаты, которые изучают психологию человека, его ум – это астрологические джйотишь трактаты. А Бхагавад-гита – это трактат для развития разума. Трактат для победителей, трактат для тех, кто понимает, что в его сознании, как две армии, сталкиваются две противоположности: позитивное и негативное, низменное и возвышенное, материальное и духовное. Наше правое полушарие концентрирует в себе функцию сознания, которая называется ум (манас). Это функция дает нам возможность отличать то, что нам нравится, от того, что нам не нравится. А левое полушарие концентрирует в себе функцию сознания, которая называется разум (буддхи). Эта функция дает нам возможность отличать полезное от не полезного. И между этими двумя полушариями, между этими двумя составляющими сознания идет постоянная борьба за власть над телом. Вот где настоящая политика: она в нашей собственной голове.

И как мы понимаем, надо помочь победить нашему же разуму над нашим же умом, а значит и над всем телом целиком с его чувствами и подозрительными желаниями. И эта наука побеждать называется буддхи-йогой, или йогой разума, которая и описывается в Бхагавад-гите как часть военного искусства. Арджуна пришел на поле боя, но не смог начать войну. Почему? Потому что, пока мы не победим своих внутренних врагов, никакая внешняя победа не принесет большой пользы. Да, мы можем накачать мышцы и изобрести атомную бомбу, но если мы не можем противостоять своей жадности, гордости, гневу и вожделению, значит, мы слабаки из слабаков. И результат наших внешних побед тоже будет уничтожен. После каждой войны происходит передел территорий, но так как победитель не меняет своего сознания и не изменяется внутренне, то и через некоторое время он теряет все свои завоевания. Поэтому есть книги о внешних сражениях, а Бхагавад-гита – это книга о том, как выиграть в битве с самим собой.

И выигравшего битву называют йогом, или мудрецом, тем, кто с помощью своего разума победил свой собственный ум. Как узнать такого человека? В ведах говорится, что мудрец хорошо видит свои собственные недостатки и старается не замечать недостатки окружающих. А глупец, то есть умник, хорошо видит недостатки окружающих и старается не замечать свои собственные. Это простое определение позволяет нам понять, на какой битве я сконцентрирован: на внешней или на внутренней. Так как только внутренняя победа способна принести пользу внешней реальности. В трактатах говорится: если ты победишь сам себя, значит, ты сможешь изменить весь мир, но если ты завоюешь весь мир, ты не сможешь изменить даже самого себя. А ведь предназначение нашей жизни – понять, что такое счастье, найти это счастье, сделать счастливыми других и так самим стать счастливыми. Это так же задача буддхи-йоги, йоги разума, которая и описывается в Бхагавад-гите.

В трактатах о йоге раскрываются различные методики, как можно сделать свой разум главнокомандующим в нашем теле. Кто в теле хозяин? Разум ближе всего находится к нашей собственной душе, поэтому душа поручает разуму взять тело под контроль, и когда это у разума получается, мы начинаем наше духовное развитие. Одна из методик активизации разума называется мантра-йогой. В этом стихе описывается мантра ОМ, которая входит во все ведические мантры и называется пранавой. Его можно встретить и в Риг-веде, и в Сама-веде, и в Яджур-веде, и в Атхарва-веде. Это не просто звук, это трансцендентный звук, который способен дать силу нашему разуму.

В йога сутрах описывается, что именно эта мантра связана с агья-чакрой человека, которую в наше время называют третьим глазом. Действительно, наши глаза завоеваны правым полушарием, нашим умом, поэтому они не приносят нам много пользы, так как видят только то, что нам нравится. Кошка видит мышку, собака видит кошку, женщина видит мужчину, а мужчина видит бутылку… Необходимо с помощью разума отбить глаза у ума и начать видеть то, что действительно приносит нам пользу, то, что действительно способствует нашему духовному развитию, то, что делает нас ближе к нашему собственному счастью. Поэтому истинное видение начинается с агья-чакры, то есть с внутренних изменений, когда я пробую смотреть на этот мир глазами мудрецов, глазами мудрых трактатов, глазами тех, кто уже взял власть над самим собой в свои собственные руки.

Просто широдхарой (масленый массаж агья-чакры) тут не поможешь, видение начинается с внимательного слушания, а внимательное слушание – это слушание о себе самом, а не перенос услышанного на других. Если я понимаю, что все, что говорится, говорится именно обо мне, тогда знание проникает в мое сознание, и если я не принимаю его слепо, а провожу через уважительное сомнение, то есть пытаюсь понять, как это применить в моей собственной жизни, тогда это знание изменит мое видение, и я смогу увидеть свой собственный путь к счастью, свой собственный путь к Богу.

Мантра Ом дает силу нашему разуму понимать мудрость, поэтому с помощью такой мантры мы можем понять духовное знание, мы можем понять трактаты о йоге, мы можем понять самую интересную книгу о йоге – Бхагавад-гиту. Хотите выучить эту мантру? Сейчас мы получим посвящение в йогическую традицию мантра-йоги. Она очень проста и начинается с мантры ОМ. ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ! Повторив эту мантру трижды, мы открываем свой разум для понимая вечной мудрости, неземной мудрости, мудрости, которая способна дать нам великую силу отказываться от низшего ради высшего, от плохого ради хорошего, от материального ради духовного. У нас это называется силой воли, но это бытовое определение. В йоге это называется силой разума и изучается в Бхагавад-гите, в трактате о йоге разума.

Если разум включить, он не просто поможет нам отличить хорошее от плохого, он позволит нам начать подниматься по лестнице счастья, первая ступень которой основана на чувстве долга, на личной ответственности человека. В действительности, счастье имеет несколько уровней, и каждый раз оно отличается качеством и продолжительностью. Зная, через какие этапы надо проходить, мы можем реально менять качество испытываемого счастья, его глубину, его возвышенность и одухотворенность. Так, первая ступень является переходом на уровень долга, на уровень ответственности.

Что такое ответственность? Хотите стать мудрецами, хотите перейти на новый уровень счастья в этом мире? Хорошо! Ответственность – это внутренняя готовность к тому, что то, что я задумал, может закончиться самым негативным образом, и в этом случае я не буду искать виноватых вокруг себя, не буду обвинять во всем судьбу или Бога, а возьму всю ответственность на себя и все равно закончу начатое, доведу дело до конца! А как заметил наш первый исследователь законов кармы господин Черномырдин, мы всегда хотим как лучше, а получается как всегда. Поэтому каждый день можно будет сдавать маленькие экзамены на свою разумность.

Но чтобы убедиться в том, что я действительно перешел на второй уровень разумности, а значит и на второй уровень счастья, необходимо сдать дополнительный экзамен. Он состоит в правильной реакции на положительные последствия, которые приходят в результате моей деятельности. Разумный человек, когда к нему приходят положительные результаты, не считает только себя причиной этой победы, он понимает, что большая заслуга в этом и окружающих, и судьбы – дайвы, и Бога, в конце концов. Вот только после этого получится по-настоящему правильно относиться и к негативным последствиям, получив которые, мы сможем не искать виноватых, а принять всю ответственность на себя и перейти на второй уровень счастья. В Бхагавад-гите по этому поводу говорится, что не стоит сильно радоваться, когда хорошо, и это позволит нам не сильно огорчаться, кода будет плохо.

Ответственность – это слово из культурного уровня, на уровне духовного развития это явление называется смирением. Поэтому все духовные направления так много говорят о важности смирения в жизни человека. Смирение – это не слабость, это готовность продолжать выполнять свои обязанности, готовность продолжать свой путь не смотря ни на что. И позитивные результаты, и негативные могут одинаково помешать человеку на его пути. Негативное остановит через разочарованность, депрессию, сомнения и слабость. А позитивное остановит через гордость и жадность. Гордый человек рано или поздно остановится и тем самым аннулирует свои достижения, смиренный никогда не останавливается, поэтому только смиренные побеждают в этом мире в великой битве за свой собственный разум.

Наши внутренние враги очень сильны, так как они очень хорошо знают все наши внутренние слабости, наши тайные места. Поэтому нам необходима помощь извне, нам необходима помощь от того, кто сильнее наших внутренних врагов. Поэтому мы и обращаемся к словам тех, кто смог победить в этой внутренней битве, к беседе Кришны – лучшего из йогов – и Арджуны – лучшего из воинов. Это знание не сделает нас лучше, но если мы внимательно послушаем, о чем говорится в этой беседе, это знание сможет помочь нам победить своих собственных внутренних врагов. И это обещает нам сама Бхагавад-гита: кто послушает беседу победителей, тот сам сможет стать победителем.

В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной, мы не победили ни одной внутренней проблемы. Не ушла из человеческой природы ни зависть, ни жадность, ни вожделение, ни гнев, ни двуличие. А ведь без внутренних побед, как вы помните, ни какая внешняя победа не принесет никакой пользы. Все будет разрушено этими внутренними проблемами человечества. В трактатах говорится, что самый опасный враг – это внутренний враг и не замечать его – равноценно самоубийству. Поэтому нас так интересуют трактаты, которые призваны, чтобы пробудить разум человека, и один из таких трактатов – Бхагавад-гита, которая даже не заставляет нас быть разумными, она просит нас стать разумными, давая нам выбор, объясняя различие между разумным и неразумным поведением.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика